Методы обучения иностранному языку: прямой, коммуникативный
Часто отчаявшиеся выучить иностранный язык, вспоминая свой школьный опыт, соблазняются на обещания быстро научить языку при помощи новейшего метода. При этом часто не делается различий между тем, что такое методы обучения иностранному языку, и что – частные методики. Много можно слышать об игровом методе, всевозможных авторских программах. Мы рассмотрим существующие на сегодняшний день методы и приемы обучения иностранному языку и подчеркнем их преимущества для решения тех или иных задач.
1. Традиционный грамматико-переводной и современный лексико-грамматический метод
Этот традиционный подход к обучению в чистом виде использовался в школах и ВУЗах до середины 20 века и дольше. Обучение строилось на прочном грамматическом фундаменте и заучивании лексики (в нашей стране – лексики идеологически правильной и в реальном общении малополезной). Главный навык, освоенный теми, кому удалось сохранить интерес к языку и не сдаться еще в начале непростого и долгого пути – это чтение и перевод текстов, часто – узкоспециализированной направленности.
Несмотря на недостатки этого метода – слабая мотивированность учеников, формирование языкового барьера, неумение общаться в реальных ситуациях – он имеет свои преимущества. В первую очередь – это прочные знания о грамматике. Такой метод подходит учащимся с аналитическим мышлением, для которых большим плюсом является структурированность материала и наличие логического объяснения явлению, а не всем понятные схемы и таблицы в этом случае выступают хорошим вспомогательным средством.
После десятилетий, в течение которых традиционные методы обучения иностранному языку подвергались всесторонней критике, наступила пора осознания его преимуществ. И сегодня в своей усовершенствованной форме этот метод носит названия лексико-грамматического. Уделяется внимание всем четырем аспектам языка, то есть не только чтению и письму, но и говорению и слушанию. Он с успехом применяется преподавателями "старой школы" и позволяет наглядно продемонстрировать сходство и различие родного и изучаемого языков.
2. Коммуникативный метод
Он принципиально противоположен рассмотренному выше. Как ясно из названия, он призван научить общаться. Для этого необходимы максимально естественные условия обучения и реальная потребность во взаимодействии. Коммуникативный метод предполагает общение учителя и ученика на изучаемом языке, объяснение грамматики сводится к минимуму. Предполагается, что усваиваться она должна интуитивно. Ошибки в речи, по возможности, не исправляются, если они не препятствуют пониманию. Внедрение этого метода началось с 1970-х годов с подачи как зарубежных, так и отечественных авторов. Он позволил многим избавиться от языкового барьера, научиться понимать язык и говорить на нем значительно быстрее. Особый интерес пробуждают и современные, красочные пособия с актуальным содержанием. Особенно высоких результатов достигали учащиеся младшего школьного возраста, у которых при достаточной мотивации изучение языка действительно происходит "естественным" путем. Сегодня коммуникативный метод признан наиболее эффективным для группового обучения и подходит большинству изучающих язык. Однако он требует от преподавателя высокого уровня подготовки. Именно с недостаточной квалификацией и пониманием основ этого метода связана его критика, суть которой сводится к тому, что обучаемый не учится говорить грамотно и не владеет грамматикой. Это не совсем верно, поскольку многое зависит и от срока обучения, и от усилий, приложенных обучаемым.
Методики, формы и приемы
Часто в рекламе образовательных учреждений можно слышать о том, что на занятиях используются новейшие методы обучения иностранному языку. Скорее, речь идет о различных формах обучения (метод погружения, аудиолингвальный и др.). И здесь слово "метод" следует понимать не как фундаментальный подход, а как способ преподнесения знаний. В частности, многие говорят о том, что используют интерактивные методы обучения иностранному языку. Здесь речь идет о безусловно полезных онлайн-ресурсах, что является, скорее, вспомогательным средством, нежели методам. Популярна и форма обучения, когда общение с педагогом происходит, например, через Skype.
Обобщая сказанное, можно говорить о том, что сегодня стало понятно, что методы обучения иностранному языку выбираются, исходя из поставленных задач и особенностей группы или конкретного обучаемого. Следует отличать их от приемов и форм обучения и понимать, что ни один из методов не позволит вам выучить язык за 2 месяца, не прилагая собственных усилий.