Саския и Рембрандт. Биография, дата и место рождения Саскии. Картины, интересные факты

Саския ван Эйленбюрх, младшая дочь богатого семейства, могла прожить самую обычную жизнь, и сегодня, спустя почти четыре столетия, никто и не вспомнил бы ее имени. Так было бы, не встреть Саския Рембрандта ван Рейна. Сегодня же ее многочисленные изображения известны каждому почитателю живописи. Из этой статьи можно узнать биографию жены художника и увидеть самые известные, написанные Рембрандтом портреты Саскии.

Ранняя биография

Саския ван Эйленбюрх родилась 2 августа 1612 года в Леувардене (Нидерланды), в семье градоначальника, адвоката и зажиточного горожанина Ромбертуса ван Эйленбюрха. Она была младшей из четырех дочерей Эйленбюрха, также в семье было еще четыре сына. Мать семейства умерла в 1619 году от туберкулеза, когда Саскии было всего 7 лет. Спустя пять лет умер и отец. Все заботы о семье легли на старших детей, фактически в юношестве сестры и братья заменили девушке родителей. Портрет будущей жены Рембрандта, Саскии, представлен ниже.

Знакомство с Рембрандтом

В 1633 году 21-летняя Саския приехала в Амстердам, чтобы погостить у своей кузины Алтье ван Эйленбюрх. С будущим мужем Саскии – Рембрандтом ван Рейном – были знакомы сразу два близких человека девушки: ее кузен Хендрик, живший там же и занимающийся торговлей картин, и муж Алтье, проповедник Иоган Корнелис Сильвиус, которого ван Рейн однажды изобразил на гравюре. Познакомиться лично уже наслышанным друг о друге будущим супругам довелось дома у Хендрика ван Эйленбюрха – там Рембрандт в это время арендовал помещение, а Саския просто пришла навестить кузена.

Брак и семейная жизнь

8 июня 1633 года Рембрандт и Саския стали женихом и невестой, а спустя год, 22 июня 1634, обвенчались. Ниже представлен автопортрет художника, сделанный в год женитьбы.

В 1639 году супруги ван Рейн переехали в собственный дом на улице Синт-Антонисбрестрат в Амстердаме, который Рембрандт приобрел в кредит. В начале семейной жизни Саския родила троих детей – сына Ромберта и двух дочерей, названных Корнелиями, но не одни ребенок не прожил и месяца. Наконец, в 1641 году на свет появился Титус ван Рейн, ставший, как и Саския, героем многих полотен Рембрандта. Ниже можно увидеть фото картины «Портрет сына Титуса в красном берете».

Кончина

Наконец у супругов был дом и долгожданный ребенок, однако организм Саскии, надломленный переживаниями и тяжело перенесенной последней беременностью, был окончательно сломлен подхваченной инфекцией туберкулеза. От него она и скончалась 14 июня 1642 года, меньше двух месяцев не дожив до своего тридцатилетия. Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх». Из-за этого спустя 12 лет Рембрандт не смог узаконить отношения со своей последней возлюбленной Хендрикье Стоффелс.

Эскизы и наброски с изображением Саскии

Помимо большого количества картин Рембрандта с Саскией, изображенной на них, большой интерес для исследователей жизни и творчества великого художника представляют его простые изображения супруги, выполненные карандашом.

Он делал их для памятной зарисовки или последующего перенесения на полотно. Таковыми являются, например, "Портрет Саскии-невесты" (1633), "Саския с жемчужным убором в волосах" (1634), "Четыре наброска Саскии" (1635), "Саския в образе святой Екатерины" (1638).

Гравюра "Автопортрет с Саскией"

Единственным семейным портретом супругов ван Рейн является гравюра, выполненная Рембрандтом в 1636 году. Сюжетное полотно "Блудный сын в Таверне", о котором пойдет речь далее, в расчет не берется, так как оно, все-таки, не имеет отношения к личной жизни художника и его жены.

Данная гравюра, напротив, являет собой повседневное увековечивание момента их единения, созданное не для искусства, а для памяти. Гравюрное изображение Саскии и Рембрандта на фото представлено выше.

"Блудный сын в таверне"

Эта знаменитая картина, известная также под названием "Портрет Рембрандта с Саскией на коленях", была написана художником в 1635 году. В качестве сюжета для этого полотна он выбрал библейскую притчу о блудном сыне. Себя он изобразил сыном, распутствующим в таверне, а Саскию - блудницей. Богатые наряды, в которые Рембрандт облачил своих героев, соответствуют времени, современному для художника, а не библейским годам. Поэтому картина не является иллюстрацией, а лишь передает смысл притчи.

Интересно, что изначальная версия полотна была больше, и, помимо Саскии на коленях Рембрандта, присутствовали другие персонажи. Однако после смерти супруги художник самостоятельно обрезал холст, оставив на картине только себя и ее.

"Портрет Саскии в аркадийском костюме"

Больше всего портретов Саскии Рембрандт создал в первые годы их семейной жизни. Эта невероятно нежная работа, изображающая супругу художника в мифическом наряде жителей греческой Аркадии, выполнена в 1635 году, втором в их семейной жизни. На портрете Саския нежно улыбается и рассеянно смотрит в сторону, одной рукой она держит цветы, другой – опирается на деревянный посох, увитый плетущимся растением.

Очевидно, во время написания картины Саския пребывала на одном из последних месяцев беременности. Она и подумать не могла, что младенец не проживет и месяца, а потому ее лицо лучится радостным ожиданием и нежностью.

"Минерва в своем кабинете"

В том же 1935 году Рембрандт изображает Саскию в образе Минервы, сидящей перед большой открытой книгой за столом в своем кабинете. Древнеримская богиня мудрости, науки и изобретений, Минерва являлась достаточно популярной и любимой героиней сюжетов художников-классицистов XVI-XVIII веков. Вот и Рембрандт решил написать портрет богини, с лицом, конечно же, своей красивой и мудрой жены.

Самым частым атрибутом Минервы в живописи и скульптуре является шлем римского легионера, венчающий ее голову и олицетворяющий ее еще и как богиню войны. Однако Рембрандт на своей картине решил избежать этого штампа и увенчал голову супруги лавровым венком. Завершая работу над полотном, он все-таки написал и шлем, но поместил его за спиной богини, рядом с копьем и щитом. Поверх богатого шелкового платья, схожего по цвету с аркадийским костюмом, с плеч Саскии-Минервы ниспадает богатый золотой плащ, символ римских правителей.

"Портрет Саскии в красной шляпе"

Еще один знаменитый портрет Саскии Рембрандт написал в 1634 году, еще до их женитьбы. Рабочее название полотна звучало как "Невеста художника в красной шляпе". На этой картине Саския еще по-девичьи стройна, ее лицо сдержанно и спокойно, а поза намекает на готовность сменить свой статус и отправиться на встречу с взрослой жизнью.

Богатое бархатное платье красного цвета и такая же шляпа, огромное количество украшений, меховая накидка - все это демонстрирует наряд богатой голландки. Именно так и выглядела Саския в повседневной жизни. Ее наряды отличались дороговизной материалов и великолепием покроя, а обе руки всегда были увешаны золотыми и серебряными браслетами.

Саския в образе Флоры

Рембрандт очень любил изображать супругу в образе древнеримской богини Флоры - символа весны, цветов, диких плодов и растений. Саския в образе Флоры, окруженная цветами, присутствует как минимум на трех полотнах художника. Первое из них Рембрандт написал еще в 1633 году, когда Саския была его невестой. На нем девушка изображена крупным планом - она повернута к зрителю лицом и смотрит на него с задумчивой улыбкой. Ее голову украшает нарядный полупрозрачный платок, поверх которого надет цветочный венок Флоры.

По неизвестным причинам оригинал картины не сохранился. Существует лишь копия картины, выполненная Говертом Флинком - современником Рембрандта. Он скопировал даже подпись автора оригинала и год написания.

Второй самый известный из портретов Саскии в образе Флоры Рембрандтом ван Рейном был написан в 1634 году, уже после их свадьбы. Картина схожа с "Портретом Саскии в аркадийском костюме", так как на обоих супруга художника по всей вероятности беременна. Но в образе Флоры живот еще не слишком выделяется, и Саския скромно прикрывает его ниспадающей со спины частью платья. На голове богини пышный венок из полевых цветов и хвои, а в руке снова посох, также увитый цветами. Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка.

Искусствоведы и исследователи творчества Рембрандта считают, что на этой картине он изобразил супругу в пик самого большого к ней чувства. Потому Саския-Флора получилась такой величественной, живой и прекрасной. Увидеть полотно можно в Эрмитаже.

Третий портрет, изображающий жену Рембрандта в образе Флоры, был написан в 1641 году, вскоре после родов их единственного выжившего ребенка - сына Титуса. На нем взгляд Саскии уже не рассеян и весел - эта Флора смотрит на зрителя в упор, а в глазах затаилась печаль потерь и переживаний. Однако нежная улыбка все равно свидетельствует о, наконец-то, обретенном счастье материнства. Саския изображена в своей обычной одежде, на ней привычные украшения, а голову не украшает цветочный венок. Лишь маленькая красная маргаритка, которую женщина протягивает зрителю, осталась от предыдущего образа Флоры. И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию. По этой причине картина распространена и под другим названием - "Саския с красным цветком".

Многие считают картину пророческой. Путь от Саскии-Флоры, написанной в период первой беременности, к этой, познавшей горести и утраты всего за семь прошедших лет, будто бы отражен в символе цветка - единственного, оставшегося от прежнего пышного венка-букета. И этот цветок Саския не прислоняет к волосам, а показывает зрителю, будто собираясь отдать. Так как цветы являются символом жизни, отданную маргаритку многие считают тем самым последним годом до преждевременной кончины Саскии, ведь картина была написана в 1641-м.

Выше было сказано о трех полотнах, но существует еще одна картина Рембрандта под названием "Флора". Он написал ее в 1654 году, но не обозначил в названии, кто является прототипом, а мнения современных искусствоведов по этому вопросу расходятся. Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс. Ведь именно в этом году она была беременна от Рембрандта, и он официально стал жить вместе с ней. Другие утверждают, что это предыдущая возлюбленная художника - Гертье Диркс, но версия лишена смысла, ведь они расстались со скандалом, и он вряд ли стал бы рисовать ее.

Совсем другое дело - главная любовь жизни художника, первая и единственная жена, с которой он расстался не по своей воле, совсем не желая этого. Сравнение портретов Саскии, Гертье и Хендрикье, очевидно, склоняют вероятность в пользу единственной законной госпожи ван Рейн, вдовцом которой Рембрандт оставался до конца своей жизни.

Но что могло побудить художника, начинающего семейную жизнь с новой женщиной, написать посмертный портрет прежней возлюбленной? Флора, изображенная в профиль, держит в руке горсть желудей - символ истины и процветания. Рембрандт, исходя из завещания покойной супруги, прекрасно знал, что она не хотела его повторной женитьбы. Возможно, этим полотном, вновь возведя Саскию в образ богини, художник пытался попросить у нее прощения и благословения на создание новой семьи.

Комментарии