Международная организация труда: вызовы и перспективы современности

Международная организация труда играет важную роль в продвижении социальной справедливости и достойных условий труда. Однако перед ней стоит множество вызовов. Давайте разберемся в том, как МОТ может адаптироваться к новым реалиям и открывающимся возможностям.

История создания и структура МОТ

Международная организация труда была основана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций. Первым поводом для ее создания послужили революции в России и ряде других Европейских стран. Целью было противодействие насильственному разрешению возникающих в обществе противоречий и содействие социальному прогрессу.

В 1946 году МОТ стала первым специализированным агентством ООН. На сегодняшний день участниками МОТ являются 187 государств.

Уникальность МОТ заключается в ее трехсторонней структуре, при которой наравне с представителями правительств в работе организации участвуют представители работодателей и профсоюзов. Это позволяет находить баланс интересов и вырабатывать согласованную политику.

Ключевыми органами МОТ являются:

  • Международная конференция труда - высший орган, принимающий все акты МОТ;
  • Административный совет - исполнительный орган;
  • Международное бюро труда - секретариат.

Основные цели и направления деятельности

Согласно Уставу, МОТ ставит перед собой следующие ключевые задачи:

  1. Содействие полной и продуктивной занятости;
  2. Расширение социальной защиты;
  3. Укрепление социального диалога между правительствами, работодателями и профсоюзами (трипартизм);
  4. Защита прав человека и международно признанных трудовых прав;
  5. Предотвращение дискриминации в сфере труда.

Также МОТ занимается выработкой и мониторингом соблюдения международных трудовых норм, таких как конвенции и рекомендации по различным аспектам регулирования труда.

Международные трудовые нормы МОТ

На сегодняшний день МОТ приняла 189 конвенций и 205 рекомендаций, регулирующих широкий спектр трудовых вопросов - от продолжительности рабочего времени до охраны материнства, от минимального возраста для приема на работу до политики в области занятости.

Конвенции МОТ являются международными договорами, подлежащими ратификации и обязательными для стран-участниц. Рекомендации не имеют обязательной силы, но задают ориентиры в сфере труда.

Особо важное значение имеют 8 фундаментальных конвенций МОТ, посвященных свободе объединения, детскому труду, принудительному труду и дискриминации. Соблюдение этих принципов является обязательным для всех членов МОТ.

Также в 1998 году была принята Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, закрепившая 4 ключевых принципа:

  • Свобода объединения и коллективных переговоров;
  • Ликвидация принудительного и детского труда;
  • Недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Хотя МОТ не может жестко принуждать страны к исполнению норм, существуют механизмы контроля и оказания давления на нарушителей путем международной огласки и рекомендаций.

Сотрудничество МОТ с Россией и странами СНГ

СССР присоединился к МОТ в 1934 году. Однако в годы холодной войны взаимодействие было ограниченным. Активизация сотрудничества произошла в 1990-х годах.

В настоящее время при МОТ действует Бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии, координирующее совместную работу в регионе. Разрабатываются специальные программы партнерства с отдельными странами, например, Программа сотрудничества МОТ и Российской Федерации на 2013-2016 годы.

Некоторые примеры проектов МОТ в регионе:

Страна Проекты
Россия
  • Повышение безопасности труда на предприятиях
  • Создание служб занятости для людей с инвалидностью
Казахстан
  • Модернизация системы социального партнерства
  • Борьба с детским трудом в сельском хозяйстве

Как видим, сотрудничество охватывает многие актуальные направления в сфере труда и занятости.

Текущие вызовы для МОТ

Несмотря на важную роль Международной организации труда в регулировании социально-трудовой сферы, перед ней стоит ряд серьезных вызовов, требующих адаптации.

Последствия пандемии COVID-19

Пандемия коронавируса нанесла сильный удар по мировому рынку труда. По оценкам МОТ, в 2020 году произошло сокращение рабочего времени на 10,7% (эквивалентно 255 миллионов рабочих мест). Усилились безработица, неравенство и бедность.

Требуются экстренные меры для восстановления занятости и доходов населения. Но также необходимы структурные реформы для повышения устойчивости социально-трудовой сферы к будущим потрясениям.

Рост неравенства и нестандартных форм занятости

Еще до пандемии обострились такие негативные тенденции, как растущее социально-экономическое неравенство, бедность среди работающего населения, распространение нестандартных и неформальных форм занятости.

Все это ведет к ослаблению социальной защищенности и ухудшению положения наемных работников. Необходимы меры по расширению социальной защиты на все формы занятости.

Влияние технологических изменений на сферу труда

Стремительная цифровизация, автоматизация и развитие искусственного интеллекта коренным образом меняют характер труда. Целые профессии могут исчезнуть, появятся новые специальности.

Необходимо заблаговременно адаптировать системы образования, социальной защиты и регулирования рынка труда к новым условиям, чтобы смягчить негативные последствия.

Возможные направления реформирования МОТ

Чтобы эффективно отвечать на стоящие вызовы, Международной организации труда может потребоваться проведение реформ и модернизация отдельных аспектов своей деятельности.

Расширение охвата и членства

Сейчас МОТ объединяет 187 стран. Целесообразно расширить членство за счет большего числа развивающихся государств, чтобы охватить глобальные проблемы в сфере труда.

Усиление надзорных механизмов

Для повышения исполнения принятых норм МОТ могла бы ужесточить меры контроля и давления на нарушителей.

В частности, возможно учреждение постоянно действующего Комитета по расследованию жалоб на наиболее вопиющие нарушения прав человека и трудовых прав.

Адаптация стандартов под новые формы труда

Традиционные нормы МОТ ориентированы преимущественно на наемных работников в формальном секторе. Но растет доля самозанятых, фрилансеров, людей с гибким графиком работы.

Необходим пересмотр стандартов для распространения социальной защиты и основных трудовых прав на более широкий круг занятого населения.

Укрепление роли социальных партнеров

В последнее время в ряде стран отмечается ослабление роли профсоюзов и механизмов социального партнерства.

МОТ могла бы активнее стимулировать правительства к конструктивному диалогу с представителями наемных работников и работодателей.

«Зеленая» повестка МОТ

Еще одно перспективное направление - более активное участие МОТ в реализации «зеленой» повестки и достижении Целей устойчивого развития ООН.

Это позволит комплексно подойти к решению экологических и социально-экономических задач.

Повышение гибкости МОТ

Для быстрого реагирования на возникающие глобальные вызовы МОТ нужно повысить свою гибкость и адаптивность.

В частности, можно сократить периодичность созыва сессий высшего органа - Международной конференции труда. Это ускорит принятие решений и корректировку политики организации.

Цифровизация деятельности МОТ

Для повышения оперативности и доступности МОТ следует активнее внедрять цифровые технологии.

Можно организовывать онлайн-трансляции ключевых мероприятий, создать мобильные приложения, расширить объем открытых данных по тематике деятельности МОТ.

Новые источники финансирования

Традиционно МОТ финансируется из взносов государств-членов. Но можно привлекать средства из новых источников.

Варианты: целевые взносы крупного бизнеса и международных организаций, пожертвования фондов и частных лиц, доходы от информационных продуктов и услуг МОТ.

Комментарии