Что такое творческое пространство?
Так уж повелось, что творчество обычно считают делом несерьезным. Нет, конечно, как увлекательное времяпрепровождение или досуг оно самое то, вот только, в большинстве своем к нему редко относятся серьезно. Хотя, к слову сказать, без творческого подхода даже ракетостроение давно бы издало свой последний писк, а пока ничего, держится еще. Да, и что скрывать, без творчества не было бы никакого прогресса. Именно поэтому творческие пространства – это не просто хобби, а важная социально-общественная необходимость.
Что это?
Креативное или творческое пространство – это такая территория, куда может прийти любой желающий, чтобы заняться творческой деятельностью, как-то выразиться и пообщаться с такими же творческими личностями. Саймон Эванс, куратор программы Creative Cities, говорит, что это сообщества творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют друг с другом на определенной территории.
Главная особенность творческого пространства состоит в том, что в нем все нацелены на человека, не как на потребителя или сотрудника организации, а как на личность, которая может создать нечто уникальное. К слову, такие креативные пространства считаются одним из видов, так называемых, третьих мест (дом – первое, работа - второе).
В городе творческие пространства создают с целью обеспечить подрастающему поколению творческую среду, разные возможности для обучения или место для самообучения. Здесь происходит взаимовыгодный обмен навыками, можно проводить эксперименты или реализовать собственное видение окружающего мира.
Основные особенности
Первое и главное предназначение творческого пространства – предоставить территорию на которой свободно могут действовать представители творческих профессий, которых становится больше год от года. Взамен эти пространства получают возможность транслировать или популяризировать рожденный на их территории продукт. Плюс ко всему, новое креативное пространство – это новые рабочие места в городе или пригороде.
Если есть какие-то нестандартные особенности организации работы, то такая территория может служить самым настоящим офисным центром. Например, если члены организации занимаются оформлением интерьеров или ландшафтным дизайном, то собственно, почему и нет. На такой территории намного приятнее подписывать контракты. Ведь здесь обычно присутствует несколько рекреационных зон, да и общение будет более неформальным.
Также творческие пространства могут выполнять рекреационную и образовательную функцию, быть местом проведения разного рода культурных мероприятий.
Разновидности
Существует несколько разновидностей креативных пространств. К ним относятся:
- Коворкинги. В широком понимании это такой подход к организации труда, при котором люди с разным типом занятости взаимодействуют на одной территории.
- Арт-центры. Функциональный общественный центр, призванный поощрять практики искусств и предлагающий различные услуги. Начинающим художникам есть, где выставлять свои картины и получать компетентные отзывы относительно своего творчества.
- Арт-кварталы, центры современного искусства.
Обычно такие пространства размещают в тех зданиях, что давно не используют по первоначальному предназначению, однако, которые были возвращены к жизни. Как правило, такими площадками являются бывшие промышленные сооружения, которые выполняют новую функцию, но сохраняют при этом свой архитектурный облик.
В чем проблема?
Формирование пространства для творческой молодежи в библиотеке – это относительно новое направление деятельности, целью которого является привлечение молодых и креативных посетителей. Креативные пространства обычно функционируют в больших городах, но в маленьких поселках творческие ребята собираются в местной библиотеке. В основном, это связано с отсутствием финансирования, да и такие идеи имеют низкую инвестиционную привлекательность.
Поэтому если и создается креативное пространство, то оно, скорее всего, является временным этапом использования определенной территории. Так, повышается интерес к какому-то сооружению, а после оно вновь меняет свои функции.
Инвестиции
Основным источником дохода здесь являются платежи арендаторов. К тому же креативные пространства обычно размещены в бывших промышленных зданиях в момент, когда стоимость аренды еще невысока, но когда поднимаются платежи, тогда организации приходится искать новое место.
Что касается инвесторов, то они предоставляют территории под креативное пространство, пока не появится более выгодное предложение на горизонте. Собственно говоря, поэтому и конфликтуют резиденты творческого пространства и арендодатели. Например, в 2013 году в СПб с громким скандалом закрылось пространство «Четверть», которое находилось в особняке Пирогова.
Творческие пространства в мире
Несложно догадаться, что в благополучных европейских странах творческие пространства развиваются более активно. В конце ХХ века они стали появляться, как грибы после дождя. Например, в Великобритании с 1998 года креативные пространства было принято поддерживать на государственном уровне. Самыми яркими примерами в Европе считаются:
- Творческое пространство лофт Teafactory в Лондоне.
- Kaapelitehdas (Хельсинки), находится в здание бывшего кабельного завода. Также в Хельсинки есть пространство Korjaamo, которое размещено в бывшем трамвайном депо.
- Культурный центр Melkweg (Амстердам), расположен на заброшенном молокозаводе.
- Superstudio (Милан).
Если говорить о России, то творческие пространства стали появляться только в 2000-х годах. Первая организация (Artplay) появилась в 2005 году в Москве, она разместилась в здании «Красной розы» (бывшей ткацкой фабрики). В последующие годы открылось еще несколько таких пространств. Некоторые из них быстро себя исчерпали, другие сменили место дислокации, а кое-кто функционирует даже сегодня, правда, переезжает с места на место.
Вот только не нужно думать, что творческое пространство – это собрание бесцельно прожигающих жизнь людей, которые ютятся в заброшенных зданиях и делают вид, что размышляют о вечном. В некоторых случаях такие пространства давно уже превратились в прибыльные корпорации.
«Символ»
Творческое пространство «Символ» – это социально-культурный и образовательный проект компании «Донстрой», его реализуют специально в рамках развития одноименного квартала комплексной новостройки. Здесь собираются люди, для которых творческое и интеллектуальное развитие – это стиль жизни.
В творческом пространстве «Символ» всегда уютная и теплая атмосфера, туда постоянно приходят молодые и творческие люди. Когда строительство закончится, то именно такой стиль жизни будет распространяться по территории жилого комплекса «Символ».
Здесь постоянно проходят бесплатные мастер-классы, семинары, лекции и презентации. Здесь принято говорить обо всем: искусство, путешествия, музыка, история, кулинария. Каждый сможет показать и проявить себя. Правда, никто не знает, что случится с «Символом», когда комплекс достроят и туда въедут жильцы. Возможно, его так и оставят, но может случиться и такое, что организация сменит место и название.
"В Башне"
Это пространство находится на территории Санкт-Петербурга (ул. Солдата Корзуна д. 1/2).
Творческое пространство «В Башне» несколько отличается от «Символа». Его можно считать таким себе домом творчества с различными кружками. Основной упор сделан на танцевальное и театральное искусство. Но, что интересно, "В Башне" обучают даже цирковому искусству и акробатике, именно эта изюминка и манит к себе жителей и гостей города.
Здесь есть такие секции, как:
- Школа танцев для детей и взрослых.
- Театральная студия.
- ИЗО-студия.
- Английский язык.
- Школа мюзикла.
- Восточные танцы.
- Брейк-данс.
- Акробатика и цирковая студия и т. д.
Также здесь могут организовать любой праздник, а желающие могут пройти несколько мастер-классов, чтобы постичь искусство создания веселья из ничего.
ARTLIFE
Творческие пространство «Арт-лайф» появилось всего несколько лет назад, но уже достигло потрясающих успехов. Оно находится в Москве (ул. Рочдельская 15, стр. 21) и предназначено только для тех, кто умеет, любит и может рисовать. Это пространство предназначено исключительно для художников. Они могут обменяться опытом, показать свои работы на выставках и даже найти работодателей.
Изначально пространство находилось только на улице Рочдельской, а после плавно перекочевало в Интернет. Сегодня на официальном сайте пространства можно пройти интересующие мастер-классы, посмотреть работы участников и присоединиться к сообществу. Стоит также отметить, что подобный ход позволил творческому пространству выйти на международный уровень: смотреть полезные мастер-классы любят не только в России, но и далеко за ее пределами.
«Икра»
Это объединение, абсолютно не похожее на предыдущие. Творческое пространство «Икра» - это современный бизнес-кластер, который расположен на берегу Волги. Здесь объединилось много молодых предпринимателей из самых разнообразных, креативных отраслей. В отличие от большинства других пространств, в «Икре» удобные офисы-студии, многофункциональный конференц-зал, есть кофейня и чайная. Плюс ко всему творческая и благодушная атмосфера.
В Волгограде это первое креативное пространство, расположенное в самом центре города. В «Икру» входит более 40 компаний, у которых достаточно современный взгляд на ведение бизнеса. В целом в компании работает 500 человек и желающих присоединиться с каждым днем становится все больше.
«Среда»
Творческое пространство «Среда» является достаточно молодым и амбициозным проектом, направленным на создание новых взаимосвязей в творческом сегменте и за его пределами. Находится на Невском проспекте 35 в Большом Гостином дворе.
На территории этого пространства находится магазин современных отечественных дизайнеров, лекторий, швейная мастерская, кофейня и выставочный зал.
Основная идея проекта заключается в необходимости постоянного развития, переосмысления ценностей и выходе за рамки обыденности и стандартного опыта.
«Цех»
Немного отличается по специфике творческое пространство «Цех». Оно представлено не в одном, а в четырех локациях. Три организации находятся в Пятигорске (ул. Ермолова, 6; ул. 40 лет Октября, 30; пр. Калинина, 92), и одна в Ессентуках (ул. Никольская, 5а). «Цех» - это атмосферный и уютный лофт, который подходит для реализации любых творческих задумок. Здесь можно ярко отметить день рождения, принять участие в квест-вечеринке, посетить анимационное представление или детский концерт, сделать много интересных фото в студии, поучаствовать в мастер-классах и т. д.
Раз в месяц можно принять участие в проекте «Сундук» - это выставка (и продажа) изделий ручной работы. Каждую пятницу здесь проходит игра «Мафия», а юные леди могут пройти обучение в школе хороших манер. В общем, специфика разная, но самое интересное, что это творческое пространство появляется по требованию. К примеру, если собрались игроки на «Мафию» и заплатили за аренду помещения, то они могут играть сутки.
По сути, «Цех» - это помещение, которое сдается в аренду, и по совместительству пристанище для временных собраний творческих людей.
Как открыть свое пространство?
Чтобы открыть собственное творческое пространство, кроме финансов нужны еще и минимальные знания. Вот основные вещи, которые нужно знать об этом деле:
- Баланс. Важно понимать, что потребность в таких организациях – это большой вопрос. Взять, к примеру, художников. Они не любят смешиваться с толпой, но им важно слышать мнение о своих работах. Так что нужно соблюдать баланс: люди, которые приходят в пространство, не должны чувствовать себя частью безликой массы, но и чувство общности никто не отменял.
- Интерьер. На него вообще можно махнуть рукой. В Европе больше всего ценят аутентичные пространства без дизайна и лоска, поэтому неплохо будет, если сохранится неповторимая атмосфера андеграунда.
- Финансы. Рано или поздно инвестор найдется, если только пространство будет продвигать интересные и уникальные идеи.
- Искусство и государство. При возможности лучше заручиться поддержкой местных властей.
- Реклама. Себя нужно пиарить, люди не могут прийти в то место, о котором ничего не знают.
- Питание. Творчество творчеством, а голод не тетка, стоит позаботиться хотя бы о кулере и стаканчиках.
- Название. И последнее, как назвать творческое пространство? Лучше всего выбрать название, которое будет ассоциироваться с местом расположения (к примеру, уже упомянутый «Символ») или основным направлением деятельности («Арт-лайф»). Кончено, можно выбрать и что-то глубокомысленно-нейтральное, как «Икра». Главное, чтобы название было звучным и запоминающимся.
Творчество – это свой особенный мир и циничным прагматикам в нем места не найдется.