Профессиональные этические кодексы - это что такое? Понятие, сущность и виды
Первым в истории нашей цивилизации появился медицинский этический кодекс – клятва Гиппократа. Впоследствии сама идея введения общих правил, которым бы подчинялись все люди определенной профессии, получила широкое распространение, но кодексы обычно принимают в расчете на одно конкретное предприятие. Такая практика широко распространена в западных державах, а вот к нам пришла относительно недавно.
Актуальность вопроса
И по сей день некоторые считают, что этические кодексы – это не более чем уступка инвесторам из других стран, желающим видеть на российском предприятии правила общения среди подчиненных, соответствующие нормативам, введенным у них дома. Другие убеждены, что кодексы – это лишь дань моде. Есть люди, убежденные: предприниматели внедряют кодексы, дабы максимизировать эффективность рабочего процесса и повысить получаемую от фирмы прибыль.
Практика показала, что этические кодексы – это эффективный инструмент, позволяющий справиться с многочисленными задачами. Пока не удалось создать некоторого стандартизированного подхода к разработке подобных кодексов. Если стоит задача формирования документа, который бы подчинил себе внутренние процессы в пределах некоторого предприятия, следует сперва изучить, какие кодексы уже существуют, чем они различаются. Были разработаны относительно полезные системы классификации – они также могут быть источником важной информации для бизнесмена, планирующего сформулировать собственный уникальный кодекс и внедрить его в свое дело.
Теория и практика
Этический кодекс – это комбинация правил, нормативов, подчиняющих себе поведение определенной группы людей. В документе приведены шаблоны, модели, в которые должны вписываться поступки всего коллектива. Разработчики кодекса обязательно уделяют особенное внимание аспектам совместной работы, прописывают, каковы стандарты взаимоотношений между участниками группы.
Выше уже было указано на первый профессиональный сборник правил, но еще раньше разрабатывались универсальные кодексы. Как правило, они были обусловлены религией и содержали заповеди, запреты на совершение некоторых поступков. Именно таким универсальным кодексом, распространявшимся на всех и каждого в христианстве, стали Десять заповедей. У восточных соседей существовал самурайский кодекс, которому обязаны были подчиняться все без исключения представители этого сословия. Частные сборники правил появились несколько позже, определенные сходные существовали и в европейских, и в мусульманских державах.
А нужно ли?
С давних пор для людей этический кодекс – это метод контроля над поведением индивида при условии ряда определенных внешних факторов, обстоятельств. Потребность в разработке частных сводов объяснялась наличием в жизни отдельных групп лиц и таких ситуаций, для регулирования которых в общепринятых правилах не было никаких норм – простым людям это вовсе не требуется. Частные сборники правил поведения основываются на общепринятых нормах, но составляются более конкретно, с учетом специфики области деятельности.
В современности чаще всего говорят о профессиональных, корпоративных сборниках правил поведения. Какой из этих типов более значим, определяется в каждом конкретном случае индивидуально, учитывая особенность организационного устройства предприятия и профессиональную принадлежность человека. Профессиональный этический кодекс помогает отрегулировать взаимоотношения внутри группы лиц, работающей в этой области. Такое особенно важно для направлений деятельности, представители которой нередко вынуждены решать этические дилеммы. Классический пример – врачи, не зря ведь клятва Гиппократа стала первым кодексом. В наши дни исключительной важностью обладают сборники правил поведения и взаимоотношения адвокатов, специалистов по недвижимости, журналистов, психиатров. Чем сильнее содержание рабочего процесса влияет на этические аспекты дилемм, с которыми сталкиваются люди, тем важнее для них становятся кодексы.
Особенные плюсы
Профессиональный этический кодекс описывает, как в конкретной ситуации, представляющей собой сложность для оценки этичности разных стратегий поведения, необходимо поступить. Наличие такого кодекса – метод повышения общественного мнение о работе. Люди гораздо больше доверяют тем, кто работает, придерживаясь подобного сборника правил поведения. Во многом за счет кодекса люди ощущают более сильно принадлежность к выбранной профессии. Момент принятия кодекса для некоторых – своеобразная инициация, обрядовое событие, этакое обращение человека.
Необходимость принятия норм этического кодекса во многом связана со сложностями, возникающими в жизни людей, задействованных в области предпринимательства. Любое дело объединяет некоторое количество заинтересованных индивидов, и у каждого – свои интересы, не согласующиеся с присущими другим лицам. Предпринимательство предполагает экономические взаимоотношения заказчика, покупателя, приглашенного рабочего, акционера, поставщика, соперника, управленца. Заинтересованных сторон много, и менеджер, стремящийся к эффективной работе фирмы, обязан учитывать совокупность интересов.
О проблемах
Принципы этического кодекса помогают работнику справиться с ситуацией, в которой на него одновременно влияют разные персоны, причем для каждой свойственны некоторые требования, противоречащие другим. Так, всегда возникает несоответствие интересов клиента и предприятия: если фирма хотела бы продавать товар не столь качественный, как заявлено, чем это закончится? Можно ли так поступать? Для фирмы первична максимизация прибыли, вместе с тем – привлечение как можно большего числа клиентов. Любое предприятие заинтересовано в успехе и процветании. Клиент желает иметь точное представление о качествах покупаемого товара, и в его интересах – максимально возможная информированность об объекте.
Впрочем, не всегда этический кодекс служащего затрагивает именно моральные проблемы. Нередко, к примеру, предприятие, одновременно охватившее рынки разных стран, принимает решение о том, где выводить новый продукт поначалу, а где – второй волной. Нравственного аспекта в таком выборе нет. А вот качественные параметры продукции, поставляемой в развитые и развивающиеся державы – это проблема, связанная с моралью. Формируя правила корпоративной этики, специалисты определяют, каковы приоритеты всех заинтересованных, как можно согласовать их интересы с наибольшей пользой для себя.
Функциональность
Этический кодекс работника принимают на фирме, чтобы обеспечить предприятию хорошую репутацию, упростить управление фирмой и повысить корпоративную культуру. Доказано, что наличие такого кодекса позволяет вызвать доверие у референтных сообществ, то есть людей, с которыми, так или иначе, связана деятельность предприятия. В некоторой степени кодекс становится средством пиара фирмы, помогает сделать ее привлекательной для инвесторов, а не только лишь клиентов в настоящее время такие кодексы на мировом уровне стали стандартом, считаются обязательными для любой фирмы, желающей прийти к успеху.
Как видно из практики российских предприятий, фирмы в РБ, РК, этический кодекс помогает управленцам эффективнее работать, поскольку документация регламентирует поведение персонала в ситуации, связанной со сложной моральной обстановкой. Рост эффективности связан с установкой и ограничением приоритетов, о которых нужно помнить, работая с любым внешним объектом. Кодекс фиксирует, какие варианты поведения невозможны, как принимать решение, если складываются тяжелые обстоятельства.
Этика и культура
Этический кодекс государственных служащих, работников частных предприятий, учреждений разного толка – это элемент корпоративной культуры. Зафиксированные в официальном порядке приоритета и правила помогают повысить культуру внутри предприятия. Через кодекс руководство получает возможность донести до каждого, каковы основные ценности, а также сориентировать весь набранный штат на достижение одних и тех же целей. Это помогает сделать корпоративную идентичность сильнее и более выраженной, вместе с тем положительно влияет на коммерческие успехи предприятия.
Как сформировать?
Так сложилось, что в России этический кодекс для многих – новинка, и руководители предприятий хоть и заинтересованы его внедрением, но не знают, как и с чего начать разработку документа. Специалисты заверяют, что содержание официального сборника правил должно подбираться исходя из структуры фирмы, особенностей рабочего процесса и целей, которые необходимо достичь, чтобы фирма перешла на новую ступень развития. Во многом формулировки кодекса зависят от установок руководствующего состава. Обычно документ делят на две части, первую посвящают идеологии, указывая ценности и миссию фирмы, вторую делают нормативной, четко описывая стандарты, которым должно подчиняться поведение персонала. В некоторых случаях первую часть опускают в принципе.
Многие принимающие для своей работы этические кодексы российские предприятия отличаются однородностью в профессиональном плане. Хороший пример – банковские структуры или фирмы, специализирующиеся на консалтинге. Среди таких организаций широкое распространение получили кодексы, максимально детально описывающие дилеммы, с которыми часто приходится сталкиваться работникам. Такие кодексы основаны на ранее сформированных для сообществ профессионалов в этой области. Содержание документа посвящено тому, как должен вести себя нанятый человек, оказавшись в непростой, с точки зрения человеческой морали, ситуации. Так, когда речь идет о банке, довольно часто на работника могут пытаться давить, запрашивая конфиденциальные сведения о некотором клиенте, а также данные, позволяющие стороннему лицу оценить устойчивость предприятия в целом. В кодексе фиксируются правила взаимодействия с информацией, а также накладывается строгий запрет на использование сведений для собственной выгоды и ради обогащения себя лично.
Особенности случая
Если присмотреться к классическому этическому кодексу медицинской сестры, банковского служащего, адвоката, можно видеть, что в большинстве случаев через документ управляющие лица решают проблемы контроля работы персонала. Если есть желание повысить корпоративную культуру, могут внести в сборник правил отдельные пункты и графы, посвященные ценности предприятия, его социальной миссии. Как правило, документ получается довольно сложным и объемным, отличается иерархической структурой, содержит обращение ко всем без исключения нанятым лицам.
Если фирма неоднородная, крупная, создание оптимального кодекса представляет собой непростую задачу. Есть такие ситуации, которые на международном уровне было решено обязательно закреплять в любом этическом кодексе (медицинской сестры, работника финансовой или образовательной сферы и так далее). Документ содержит правила, которыми нужно руководствоваться, общаясь с клиентом или пациентом, прописывают, как можно взаимодействовать с поставщиком, подрядчиком. Традиционно в кодекс включают описание случаев злоупотребления полномочиями и статусом. В кодексе приведена трактовка взятке и обману, как их избежать, объясняет, почему такое неприемлемо. Оценивая особенности управленческой задачи, могут ввести блоки, рассказывающие об образцах поведения в непростой ситуации. Готовый документ обычно объемен, характеризуется сложным построением. Его проблематично адресовать всем работникам фирмы в силу их отличия друг от друга по уровню соцстатуса, образования. Избежать формирования официальной бумаги тоже нельзя, поскольку кодекс предназначен для создания у всего штата понимания миссии фирмы и ее ценностей.
Есть ли выход?
В прошлом столетии было найдено решение описанной проблемы. Общепризнанным вариантом стало формирование двух разновидностей кодекса, одна – полная, вторая – из кратких основных положений. Декларативный вариант обычно называют кредо предприятия. Сложно сказать, когда такой документ составлен впервые, но доподлинно известно, что в 1933 он уже применялся в работе предприятия «Мацусита электрик», а еще спустя одиннадцать лет сходный был внедрен управляющими структурами фирмы «Джонсон и Джонсон». Задача документации – в общих чертах описать, как должны вести себя рабочие. Все предложения оформляются в декларативной форме.
Фактически документ представляет собой идеологические установки, при этом конкретных примеров нет. Когда складываются определенные сложные обстоятельства, работник должен вспомнить основные ценности и принципы, указанные в кредо, и самостоятельно определить линию поведения, которая бы соответствовала этим установкам. Такого рода кодексы распространены и сегодня, но иногда складываются обстоятельства, в которых простому человеку крайне затруднительно оценить, насколько правомерным будет выбранный вариант поведения. Чтобы кредо работало эффективно, нужно регулярно обсуждать его с персоналом. На пользу пойдут разнообразные ритуалы, включая, к примеру, пение гимна.
О полной версии
Развернутые варианты кодексов стали популярными в конце прошлого столетия. Идея такой документации – четкое и полное описание правил и этичности различных линий поведения персонала. Такие документы фиксируют сведения о регламентации поступков в той или иной области, сопряженной с повышенными опасностями нарушений. Кроме того, развернутый кодекс максимально детально рассматривает возможные сложные в этических аспектах обстоятельства, с которыми могут столкнуться работники предприятия. Такие регламенты первоначально создавались, как политики, касающиеся взаимодействия с клиентами, заказчиками, управленческими структурами. Затем кодексы распространили на трудовую безопасность и конфликт интересов.
Основной недостаток подобного документа – сложность его восприятия, увеличенная за счет объемности. В силу таких особенностей нельзя адресовать кодекс всем работникам фирмы, необходимо делать выборочное направление. Как правило, документ формируют в расчете на управляющий персонал высшего, среднего звена. Он не объединяет всех без исключения нанятых работников и не относится к числу всеобщих.
Подводя итоги
Этический кодекс – это инструмент достижения успеха в поставленных перед фирмой задачах. Создание документа – это не просто написание его текста. Современная практика такова, что нельзя принудить исполнять кодекс, можно лишь представить его так, чтобы персонал принял обозначенные положения. Заставить работать кодекс удастся, если при формировании документа учесть все особенности штата предприятия, нюансы каждого рабочего места.