Великая княжна Ольга Николаевна Романова
Ольга Николаевна Романова - дочь Николая II, старший ребенок. Как и все члены императорской семьи, она была расстреляна в подвале дома в Екатеринбурге летом 1918 года. Юная княжна прожила недолгую, но насыщенную жизнь. Она единственная из детей Николая успела побывать на настоящем балу и даже планировала выйти замуж. В годы войны она самоотверженно работала в госпиталях, помогая раненным на фронте солдатам. Современники с теплотой вспоминали девушку, отмечая ее доброту, скромность и приветливость. Что же известно о жизни юной княжны? В этой статье расскажем подробно о ее биографии. Фото Ольги Николаевны также можно будет увидеть ниже.
Рождение девочки
В ноябре 1894 года состоялось венчание новоиспеченного императора Николая с его невестой Алисой, которая после принятия православия стала именоваться Александрой. Уже через год после свадьбы царица родила на свет свою первую дочь - Ольгу Николаевну. Родственники впоследствии вспоминали, что роды были довольно тяжелыми. Княгиня Ксения Николаевна, родная сестра Николая, в своих дневниках писала, что младенца врачи были вынуждены вытаскивать из матери щипцами. Однако маленькая Ольга родилась здоровым и крепким ребенком. Родители ее, конечно, надеялись, что на свет появится сын, будущий наследник. Но при этом они не расстроились, когда родилась дочь.
Ольга Николаевна Романова появилась на свет 3 ноября 1895 года по старому стилю. Роды врачи принимали в Александровском дворце, который находится в Царском Селе. А уже 14 числа того же месяца она была крещена. Ее крестными родителями стали близкие родственники царя: его мать императрица Мария Федоровна и дядя Владимир Александрович. Современники отмечали, что новоиспеченные родители дали дочери вполне традиционное имя, которое было довольно распространено в семье Романовых.
Ранние годы
Княжна Ольга Николаевна недолго была единственным ребенком в семье. Уже в 1897 году на свет появилась ее младшая сестра - Татьяна, с которой она была удивительно дружна в детстве. Вместе с ней они составляли "старшую пару", именно так шутливо именовали их родители. Сестры жили в одной комнате, вместе играли, проходили обучение и даже носили одинаковую одежду.
Известно, что в детстве княжна отличалась довольно вспыльчивым нравом, хотя и была добрым и способным ребенком. Нередко она бывала чересчур упрямой и раздражительной. Из развлечений девочка любила кататься с сестрой на двухместном велосипеде, собирала грибы и ягоды, рисовала и играла в куклы. В ее уцелевших дневниках остались упоминания о собственном коте, которого звали Васькой. Его великая княжна Ольга Николаевна очень любила. Современники вспоминали, что внешне девочка очень походила на своего отца. С родителями она нередко спорила, считалось, что она была единственной из сестер, которая могла возразить им.
В 1901 году Ольга Николаевна заболела брюшным тифом, но смогла поправиться. Как и у других сестер, у княжны была собственная няня, разговаривавшая исключительно на русском языке. Ее специально взяли из крестьянской семьи, чтобы девочка лучше усваивала родную культуру и религиозные обычаи. Жили сестры довольно скромно, их заведомо не приучали к роскоши. Например, спала Ольга Николаевна на походной складной кровати. Воспитанием же занималась ее мать - императрица Александра Федоровна. С отцом девочка виделась гораздо реже, так как он всегда был поглощен делами управления страной.
С 1903 года, когда Ольге исполнилось 8 лет, она стала чаще появляться на публике вместе с Николаем II. С. Ю. Витте вспоминал, что до рождения в 1904 году сына Алексея царь всерьез обдумывал сделать своей наследницей старшую дочь.
Подробнее о воспитании
Семья Ольги Николаевны старалась привить дочери скромность и нелюбовь к роскоши. Обучение же ее было весьма традиционным. Известно, что ее первой учительницей была чтица императрицы Е. А. Шнейдер. Отмечалось, что княжна сильнее других сестер любила читать, а впоследствии увлеклась написанием стихов. К сожалению, многие из них были сожжены княжной уже в Екатеринбурге. Она была довольно способным ребенком, поэтому обучение ей давалось легче, чем другим царским детям. Из-за этого девочка довольно часто ленилась, чем нередко злила своих учителей. Ольга Николаевна любила шутить и обладала отменным чувством юмора.
Впоследствии ее обучением стал заниматься целый штаб преподавателей, старшим из которых был учитель русского языка П. В. Петров. Княжны изучали также французский, английский и немецкий. Однако на последнем из них они так и не научились говорить. Между собой сестры общались исключительно по-русски.
Кроме того, близкие друзья царской семьи указывали, что княжна Ольга обладала способностями к музыке. В Петрограде она обучалась пению и умела играть на рояле. Учителя считали, что девушка обладала идеальным слухом. Она без труда могла без нот воспроизвести сложные музыкальные пьесы. Также княжна увлекалась игрой в теннис и хорошо рисовала. Считалось, что она больше предрасположена к искусству, а не к точным наукам.
Отношения с родителями, сестрами и братом
По мнению современников, княжна Ольга Николаевна Романова отличалась скромностью, дружелюбием и общительностью, хотя и была иногда излишне вспыльчивой. Впрочем, это никак не сказалось на ее отношениях с другими членами семьи, которых она безгранично любила. Княжна была очень дружна со своей младшей сестрой Татьяной, хотя они и имели практически противоположные характеры. В отличие от Ольги, ее младшая сестра была скупа на эмоции и более сдержана, зато отличалась исполнительностью и любила брать на себя ответственность за других. Они были практически погодками, вместе росли, жили в одной комнате и даже учились. С другими сестрами княжна Ольга тоже была дружна, но из-за разницы в возрасте такой близости, как с Татьяной, у них не сложилось.
Со своим младшим братом Ольга Николаевна тоже поддерживала хорошие отношения. Он же любил ее сильнее других девочек. Во время ссор с родителями маленький цесаревич Алексей нередко и вовсе заявлял, что он теперь не их сын, а Ольги. Как и другие дети царской семьи, их старшая дочь была привязана к Григорию Распутину.
Княжна была близка со своей матерью, но наиболее доверительные отношения у нее сложились именно с отцом. Если Татьяна внешне и по характеру походила во всем на императрицу, то Ольга была копией своего отца. Когда девочка подросла, то он часто с ней советовался. Николай II ценил свою старшую дочь за независимое и глубокое мышление. Известно, что в 1915 году он даже приказал разбудить княжну Ольгу после того, как получил важные новости с фронта. В тот вечер они долго гуляли по коридорам, царь зачитывал ей вслух телеграммы, слушая советы, которые ему давала дочь.
Во время Первой мировой войны
По традиции, в 1909 году княжна была назначена почетным командиром гусарского полка, который теперь носил ее имя. Она нередко фотографировалась в парадной форме, появлялась на их смотрах, но на этом ее обязанности заканчивались. После вступления России в Первую мировую войну императрица вместе с дочерьми не стала отсиживаться за стенами своих дворцом. Царь же и вовсе стал редко навещать свою семью, большую часть времени проводя в разъездах. Известно, что мать и дочери прорыдали весь день, узнав о вступлении России в войну.
Александра Федоровна практически сразу же приобщила своих детей к работе в военных госпиталях, расположенных в Петрограде. Старшие дочери прошли полноценное обучение и стали настоящими сестрами милосердия. Они принимали участие в тяжелых операциях, ухаживали за военными, делали им перевязки. Младшие же из-за своего возраста только помогали раненым. Княжна Ольга также уделяла немало времени и общественной работе. Как и другие сестры, она занималась сбором пожертвований, отдавала на лекарства собственные сбережения.
На фото княжна Ольга Николаевна Романова вместе с Татьяной работает в военном госпитале сестрой милосердия.
Возможное замужество
Еще до начала войны, в ноябре 1911 года, Ольге Николаевне исполнилось 16 лет. По традиции именно в это время великие княжны становились совершеннолетними. В честь этого события был организован великолепный бал в Ливадии. Ей также было подарено немало дорогих украшений, в том числе бриллианты и жемчуг. А ее родители стали всерьез задумываться о скором замужестве старшей дочери.
На самом деле, биография Ольги Николаевной Романовой могла быть не такой трагичной, если бы она все-таки стала женой одного из членов монарших домов Европы. Если бы княжна вовремя покинула Россию, то она смогла бы остаться в живых. Но сама Ольга считала себя русской и мечтала выйти замуж за соотечественника и остаться дома.
Ее желание вполне могло сбыться. В 1912 году ее руки попросил великий князь Дмитрий Павлович, который приходился внуком императору Александру II. Судя по воспоминаниям современников, Ольга Николаевна тоже симпатизировала ему. Официально была даже назначена дата помолвки - 6 июня. Но вскоре она была разорвана по настоянию императрицы, которой молодой князь категорически не нравился. Некоторые современники считали, что именно из-за этого события Дмитрий Павлович впоследствии и принял участие в убийстве Распутина.
Уже во время войны Николай II рассматривал возможную помолвку своей старшей дочери с наследником румынского престола принцем Каролем. Однако свадьба так и не состоялась, потому что княжна Ольга категорически отказывалась покинуть Россию, а ее отец не стал настаивать. В 1916 году в женихи девушке был предложен великий князь Борис Владимирович - еще один внук Александра II. Но и на этот раз императрица отвергла предложение.
Известно, что Ольга Николаевна была увлечена лейтенантом Павлом Вороновым. Исследователи считают, что именно его имя она шифровала в своих дневниках. После начала ее работы в госпиталях Царского Села княжна симпатизировала другому военному - Дмитрию Шах-Багову. Она довольно часто писала о нем в своих дневниках, но их отношения развития не получили.
Февральская революция
В феврале 1917 года княжна Ольга сильно заболела. Сначала она слегла с воспалением уха, а после, как и другие сестры, заразилась от одного из солдат корью. Впоследствии к ней также добавился тиф. Заболевания протекали довольно тяжело, княжна долгое время лежала в бреду с высокой температурой, поэтому узнала о беспорядках в Петрограде и революции уже только после отречения отца от престола.
Вместе с родителями Ольга Николаевна, уже оправившаяся от болезни, принимала в одном из кабинетов Царскосельского дворца главу Временного правительства - А. Ф. Керенского. Эта встреча сильно потрясла ее, поэтому вскоре княжна снова слегла, но уже от воспаления легких. Окончательно поправиться она смогла только к концу апреля.
Домашний арест в Царском Селе
После выздоровления и до отъезда в Тобольск Ольга Николаевна с родителями, сестрами и братом проживала под арестом в Царском Селе. Режим их был довольно оригинальным. Вставали члены царской семьи рано утром, затем гуляли в саду, а после долго работали в созданном ими огороде. Также уделялось время и дальнейшему обучению младших детей. Ольга Николаевна преподавала своим сестрам и брату английский язык. Кроме того, из-за перенесенной кори у девушек сильно выпадали волосы, поэтому было принято решение обстричь их. Но сестры не унывали и прикрывали головы специальными шляпами.
Со временем Временное правительство все сильнее урезало их финансирование. Современники писали, что весной во дворце не хватало дров, поэтому во всех комнатах было холодно. В августе и вовсе было принято решение о переводе царской семьи в Тобольск. Керенский вспоминал, что выбрал этот город из соображений безопасности. Он не представлял возможным переезд Романовых на юг или в центральную часть России. Кроме того, он указывал, что в те годы многие из его приближенных требовали расстрелять бывшего царя, так что ему необходимо было срочно увезти его семью подальше от Петрограда.
Интересно, что еще в апреле рассматривался план выезда Романовых в Англию через Мурманск. Временное правительство не противилось их отъезду, однако его было решено отложить из-за тяжелой болезни княгинь. Но после их выздоровления английский король, который приходился Николаю II двоюродным братом, отказался принять их из-за ухудшившейся политической обстановки в собственной стране.
Переезд в Тобольск
В августе 1917 года великая княжна Ольга Николаевна вместе со своей семьей прибыла в Тобольск. Изначально их должны были разместить в губернаторском доме, но он не был подготовлен к их приезду. Поэтому Романовым пришлось еще неделю жить на пароходе "Русь". Сам Тобольск царской семье понравился, и они отчасти были даже рады тихой жизни вдали от бунтующей столицы. Их поселили на втором этаже дома, однако выходить в город им запрещалось. Зато по выходным можно было посещать местную церковь, а также писать письма своим родным и близким. Однако вся корреспонденция тщательно прочитывалась охраной дома.
Об Октябрьской революции бывший царь и его семья узнали с опозданием - новости пришли к ним только в середине ноября. С этого момента их положение значительно ухудшилось, а Солдатский комитет, который охранял дом, относился к ним довольно враждебно. По приезду в Тобольск княжна Ольга много времени проводила с отцом, гуляла с ним и Татьяной Николаевной. По вечерам девушка играла на рояле. Накануне 1918 года княжна снова тяжело заболела - на этот раз краснухой. Девушка быстро поправилась, но со временем все чаще стала замыкаться в себе. Она больше времени проводила за чтением и почти не принимала участия в домашних спектаклях, которые устраивали другие сестры.
Ссылка в Екатеринбург
В апреле 1918 года большевистское правительство приняло решение перевезти царскую семью из Тобольска в Екатеринбург. Сначала был организован переезд императора и его жены, которым разрешили взять с собой только одну дочь. Сначала родители выбрали Ольгу Николаевну, но она еще не успела оправиться от болезни и была слаба, поэтому выбор пал на ее младшую сестру - княжну Марию.
После отъезда Ольга, Татьяна, Анастасия и цесаревич Алексей провели в Тобольске еще чуть больше месяца. Отношение охраны к ним по-прежнему было враждебным. Так, например, девушкам запрещено было затворять двери своих спален, чтобы солдаты могли в любой момент зайти и посмотреть, что они делают.
Только 20 мая оставшиеся члены царской семьи были отправлены вслед за родителями в Екатеринбург. Там всех княгинь разместили в одной комнате на втором этаже дома купца Ипатьева. Распорядок дня был довольно строгим, покидать помещения без разрешения охраны было нельзя. Практически все свои дневники Ольга Николаевна Романова уничтожила, понимая, что положение их становится все хуже. То же самое сделали и другие члены семьи. Уцелевшие записи того времени отличаются краткостью, ведь нелестно описывать охрану и нынешнюю власть могло быть опасно.
Вместе со своей семьей Ольга Николаевна вела тихую жизнь. Они занимались вышиванием или вязанием. Иногда княжна выносила уже больного цесаревича на короткие прогулки. Часто сестры пели молитвы и духовные песнопения. По вечерам солдаты заставляли их играть на пианино.
Расстрел царской семьи
К июлю большевикам стало понятно, что удержать Екатеринбург от белогвардейцев они не могут. Поэтому в Москве было принято решение устранить царскую семью, чтобы не допустить ее возможного освобождения. Расстрел был проведен в ночь на 17 июля 1918 года. Вместе с семьей также были убита и вся свита, последовавшая за царем в ссылку.
Судя по воспоминаниям большевиков, которые привели приговор в исполнение, Романовы не знали, что их ждет. Им приказали спуститься в подвальное помещение, потому что с улицы доносились выстрелы. Известно, что Ольга Николаевна перед расстрелом встала за своей матерью, сидевшей на стуле из-за болезни. В отличие от других сестер, старшая из княгинь умерла сразу же после первых выстрелов. Ее не спасли драгоценности, зашитые в корсет ее платья.
Последний раз охрана дома Ипатьева видела княжну живой непосредственно в день убийства на прогулке. На этом фото Ольга Николаевна Романова сидит в комнате вместе со своим братом. Считается, что это ее последнее сохранившееся изображение.
Вместо заключения
После расстрела тела членов царской семьи были вывезены из дома Ипатьева и закопаны в Ганиной яме. Уже через неделю белогвардейцы вошли в Екатеринбург и провели свое расследование убийства. В 30-х годах XX века во Франции появилась девушка, выдававшая себя за старшую дочь Николая II. Ею оказалась самозванка Марга Бодтс, однако общественность и выжившие Романовы практически не обратили на нее внимания.
Поисками останков членов царской семьи полноценно занялись только после распада СССР. В 1981 году Ольгу Николаевну и других членов ее семьи канонизировали в лике святых. В 1998-м останки княжны были торжественно перезахоронены в Петропавловской крепости.
Известно, что старшая дочь Николая II увлекалась поэзией. Нередко ей приписывают создание стихотворения "Пошли нам, Господи, терпения", написанного Сергеем Бехтеевым. Он был известным поэтом-монархистом, и девушка переписала его творение к себе в альбом. Собственные стихи Ольги Николаевны Романовой не сохранились. Историки считают, что большая их часть была уничтожена после ссылки. Их сожгла сама княжна вместе со своими дневниками, чтобы они не попали в руки большевиков.