Шуранова Антонина Николаевна, актриса: биография, личная жизнь, фильмография

Шуранова Антонина Николаевна – актриса советского и российского театра и кино. Она стала народной артисткой РСФСР в 1980 году. Родилась Шуранова Антонина 30 апреля 1936 года в Крыму, а умерла 5 февраля 2003 года в Санкт-Петербурге.

Роли

Ее героини всегда были интеллигентными и строгими, казалось бы, не слишком эмоциональными. Но они всегда обладали сильным характером. Актриса Антонина Шуранова не стремилась всем понравиться, но в то же время трепетно относилась к людям. Ее легко было узнать, даже не бросая взгляда на сцену – настолько знаменит был ее голос.

Карьера началась для Антонины Шурановой с фильма «Война и мир», где она сыграла княжну Марью.

Семья

Она родилась в крестьянской семье. Ее отец был белорусом, который в 1917 году стал самым настоящим активистом революции, участником боев в Гражданской войне. В 1929 году он стал выпускником военно-политической академии РККА им.Толмачева в Петрограде.

Мать Атонины Шурановой была из купеческой московской семьи. В 1916 году она окончила профессиональное училище Варвары Лепешкиной, а в 1923 году вместе со своим супругом переехала в Крым. Там отец актрисы стал военным комиссаром на береговых сооружениях.

Семья Антонины Шурановой любила литературу, изучала иностранные языки. Известно, что ее отец обладал хорошим голосом, играл на пианино и пел.

К 1939 году у актрисы Антонины Шурановой было уже две сестры. Именно тогда отца семейства репрессировали, исключив из партии. Он был арестован, допрошен, а в итоге тяжело заболел и умер в 1940 году. После этой истории мать Антонины Шурановой получила анонимку с посланием, что ей нужно срочно уехать из города, если она хочет оставить детей в живых. Не теряя ни минуты, она уехала в Ленинград к сестре. Вскоре началась война, и семья эвакуировалась. Теперь они жили в селе Нифонтово, Вологодской области, где был организован детский сад для находящихся в эвакуации. В этот период Шурановой Антонине довелось пережить тяжелый труд, голод. Тем не менее были в этой жизни позитивные мгновения. Так, силами находящихся в эвакуации женщин был открыт драмкружок. В нем ставились пьесы для местных жителей. Актрисой нередко была мать Антонины.

После войны

Шурановы вернулись в Ленинград в 1944 году. Спустя два года Антонина уже училась в третьем классе, а ее мать стала швеей. Жили в бедности, но будущая актриса приносила домой хорошие оценки, увлекалась биологией, любила ходить в драмкружок.

С целью помочь матери она стала учиться в техникуме, а затем работать в садовом хозяйстве. Так прошло три года. Затем ее посетила идея поступить и на биологический факультет, и в театральный институт. Насколько иначе биография Антонины Шурановой могла бы сложиться, выбери она первый вариант! Однако, поступив и туда, и туда, она остановила свой выбор на театре. На вступительном экзамене Тоня прочитала монолог Настасьи Филипповны, героини из «Идиота» Достоевского, а также басню «Молодая вдова» Лефонтена. Уже с 1962 года она училась в Ленинградском театральном институте.

Первый фильм

По воспоминаниям однокурсников, она с самого начала отличалась профессионализмом, могла бы продолжать школу своих гениальных педагогов. Этим она выделялась на своем курсе, а однажды ее заметил ассистент Сергея Бондарчука, который набирал актеров в фильм «Война и мир».

Сама Антонина Шуранова о съемках в фильмах не мечтала, она была уверена в том, что нефотогенична. Помимо этого, институт не любил отпускать студентов на съемки. Ей самой хотелось выступать на театральной сцене. Но как-то раз на лекциях побывала женщина необычной внешности и опросила студентов, хотели бы они попробовать себя в «Войне и мире».

Началась шумиха, а студенты шутили, распределяя между собой роли. Антонина громко сказала о княжне Марье, что она «плакса с костлявой спиной», которую нужно сыграть ее сокурснице. Однако ассистентка услышала это и внезапно порекомендовала самой Тоне сыграть эту роль. Но та отказалась. Женщина же настаивала на своем, она пошла за Тоней в трамвай, а затем зашла к ней в гости. Взяв несколько ее фото, она уехала.

Вскоре из Москвы будущей актрисе пришла телеграмма с приглашением выехать на кинопробы в картине «Война и мир» на роль княжны Марьи.

Но сама Тоня не восприняла это всерьез и отшучивалась. Преподаватели удивлялись телеграмме, не видя в студентке княжны Марьи. Тем не менее кинодеятели стали забрасывать деканат приглашениями, адресованными Шурановой. И в итоге ее отпустили «посмотреть Москву».

Уже на месте, по воспоминаниям Тони, она играла в кинопробах, будучи одетой в маленькое платье, которое буквально «трещало по швам». На ее волосах был шиньон, чьи пряди торчали во все стороны, грим, по воспоминаниям актрисы, был «дурацким». Тем не менее в пробах она участвовала не менее 4 раз, правда, без энтузиазма и стараний.

Каждый раз партнеры были разными, но «тулуп», надетый на нее, оставался все тем же. Вскоре было объявлено, что в отборе осталось 17 претенденток, и Антонина была среди них. Затем осталось 11, 9, 5. И на этом моменте в актрисе проснулся азарт. Конкурентки никогда не сталкивались друг с другом, это было подстроено намеренно: когда одна заходила на пробы, другая выходила из дальней двери. Как-то раз Шуранова была в гримерке, когда услышала, как все зашептали: «Идет, идет!». И появился Сергей Федорович Бондарчук.

Он подошел к девушке, рассматривая ее со всей внимательностью. Она ерзала и сползала со стула, руководствуясь желанием приветствовать режиссера, но затем вспомнила, что он мужчина, а она - женщина, и остановилась. Затем ее пронзила мысль о том, что она студентка, и снова она начала сползать. Все это, улыбаясь, наблюдал режиссер. Актрисе стало невыносимо стыдно, и она покрылась румянцем, смутившись до слез. В точности, как княжна. В итоге она сдалась, опустив глаза, и осталась на стуле.

С лаской осматривая ее, Бондарчук расспросил девушку о ее карьере, а затем ушел, шепнув что-то ассистентам. И с этого мгновения вокруг Тони началась возня. Наступил период отношений со съемочной группой. Вокруг нее носился целый ураган: кто-то снимал «тулуп», кто-то нес новую одежду, кто-то причесывал, а кто-то – гримировал.

Затем из распахнутой двери появился Кторов, старый Болконский, объявив, что он теперь Тонин отец. Он и стал учителем девушки на съемках. Он напоминал счастливой наивной актрисе, радующейся тому, что ее забирали на машине, о том, что вокруг нее возятся, пока она нужна в кино. А когда кончатся съемки – и билета обратного не купят. Это актриса вспоминала в своем интервью.

Итоги

Когда Тоня исполнила роль Марьи, это произвело настоящий фурор. Она сумела создать особый образ, выходивший за границы простого пересказа человеческой судьбы. Он стал рассказом о жизни, полной внутреннего достоинства и уверенности в себе.

После фильма

Уже окончив институт, Шуранова по приглашению Зиновия Корогодского ушла работать в ТЮЗ им. Брянцева. Эта эпоха была золотой для ленинградских театров. 3 величайших режиссера – Товстоногов, Корогодский и Владимиров ставили в 70-х годах великолепные спектакли.

На них съезжались театралы с разных концов страны. Тем не менее Тоня имела предубеждения в отношении детского театра. Но в скором времени приняла его дух. Ей удалось это, когда она осознала, что и со зрителями детского возраста стоит общаться со всей цельностью эмоций взрослых людей. Благодаря этому она добилась успеха и удовлетворенности в театре.

Сам Корогодский говорил про Антонину, что она стала звездой поколения 60-х. Он служил на Северном флоте, когда был выпущен фильм с ее участием. Тогда для матросов поощрением были билеты на спектакли с ее участием. Каждую героиню она освещала своими глазами, талантом, необычайной чистотой души. Она всегда носила в себе некую тайну.

Роли в ТЮЗе

Особенно выделяют рольиАнтонины в пьесе Гибсона «Сотворившая чудо», пьесе Ольшанского «Тимми, ровесник мамонта». Она очень чувственно сыграла Анни Сюлливан, которая была волевой, сильной личностью, но и вжилась в роль мягкой и трогательной мисс Феллоуз. Их объединяло большое желание стать защитницей подростков, помогающей отстоять их человеческое достоинство. Сама Шуранова отмечала, что в этом театре ее привлекает то, что она играла самые неожиданные роли.

Карьера в кино

В 1970 году снялась Антонина Шуранова в фильме «Чайковский». Изначально на приглашение туда от нее прозвучал отказ, однако затем она дала согласие, оказавшись привлеченной тем, что героиня ее была сложна и противоречива. Тоня добавила женщине, переживающей отчаянную любовь, стареющей, несчастной, но гордой, незаурядные черты. Она показала ее полной нежности и духовности, которые оказались невостребованными. В ней была болезненная интеллектуальность, на деле никому не нужная. Тоня радовалась тому, что партнером ее по фильму стал Смоктуновский.

Редко она была исполнительницей главных ролей в кинолентах, однако наградой от Антонины Шурановой для каждой ее героини был внутренний мир, цельность личности. Поэтому в них была неразгаданная притягательность.

В 1974 года отметилась Антонина Шуранова в фильме «Странные взрослые». Там она играла воспитательницу детского дома.

В фильме «Инженер Графтио» Антонина Шуранова была женой главного героя.

Ее партнеры отмечали особую, благородную красоту актрисы, ее твердость. Она отметила своим присутствием фильм Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». Тоня играла роль Анны Войницевой, и это было крайне успешно. Кинолента «Неоконченная пьеса для механического пианино» вышла в 1977 году.

Личная жизнь

Проработав в ТЮЗе практически 20 лет, Тоня сыграла многочисленные роли, перезнакомилась со всеми актерами. В том числе со своим будущим мужем – Александром Хочинским.

Познакомились Антонина Шуранова и Александр Хочинский, когда оба уже имели супругов. Но их влекло друг к другу. Знакомство состоялось, когда Александр участвовал в дипломном спектакле «Конек Горбунок», играя Спальника, а Шуранова стала в нем Царь-девицей. Завязалась дружба семьями: Антонина с ее мужем, с которым они расписались еще на первом курсе, и Александр с женой Ирой Асмус, которая впоследствии ушла из жизни при трагических обстоятельствах: клоунесса сорвалась с цирковой верхотуры. Вместе они проводили много времени.

Затем Александр отправился служить, где и открылся его артистический талант. Первое время он считался поющим молодым человеком, но затем стал актером. Известным стал его дует с Виктором Федоровым. Они превосходно пели, но не осталось ни единой кассеты с его записями.

Разведясь с женой, он расписался с художницей. А Тоня второй раз вышла замуж за врача.

Проходя службу в армии, Хочинский приходил в семью Антонины, оставаясь с ночевкой. Муж ее был этим недоволен. А Саша после завтрака уходил, пропадая на целые сутки. Ему было свойственно возникать неожиданно и так же пропадать. Он будто плыл по жизни, по одному ему ведомому течению.

Так продолжалось какое-то время: будущие супруги сходились с другими и разводились на глазах друг у друга до одного момента. Они вместе ставили спектакль по Киплингу «Кошка, которая гуляла сама по себе». Роли актеров были чувственные: Саша был Диким Мужчиной, а Тоня – Дикой Женщиной. Это их сблизило.

И в один прекрасный момент Шуранова забрала свои вещи и переехала к Хочинскому. Она уже поняла, что с бывшим мужем, не понимавшим ни ее, ни театр, она оставаться не хочет. Он возмущался, что она задерживалась в театре. А она говорила, что театр – не станок, который можно выключить по гудку и уйти. Муж стал чужим.

Когда Шуранова ушла к Александру, началось светлое время.

Их 14 лет связывала дружба, она была старше его на 7 лет. А вместе они стали жить с 1976 года в коммунальной квартире. Семьи, проживавшие в ней, стали одной семьей. До прихода в квартиру Антонины Хочинского обстирывала и кормила соседка Люся. Когда пришла Шуранова, та оставляла жильцам записки: «Тоня, твои пироги – под полотенцем, а Сашина бражка – в ковшике». Но свадьбы между Тоней и Сашей не состоялось, они только расписались. Произошло это так. Когда-то сотрудники гостиницы во время гастролей отказывались селить их в один номер, и Хочинский предложил поставить в паспорта штампы. До этого момента они прожили вместе 7 лет, а тут в перерыве между репетициями стали мужем и женой.

Дуэт Шурановой и Хочинского – один из самых ярких. Александр был буйным, темпераментным, а Антонина – замкнутой, строгой и целеустремленной. Казалось, что между ними лежит пропасть, но чувства их сметали всякие противоречия между ними.

Их жизнь на Покровке окуталась слухами и байками. Хочинский был очень коммуникабельным, и его знала вся Покровка, друзей у него было очень много. Дом их всегда наполнялся людьми, и все считали себя лучшим другом Александра. Антонина с Александром играли в театральном дуэте, ставили пьесы, а затем вместе ушли из ТЮЗа вместе с отставкой в 1986 году режиссера Корогодского. Его ложно обвинили в мужеложестве, отстранив от должности. В те годы началась перестройка, возникло множество новых театральных студий, и в период 1990-1993 годов Шуранова стала актрисой в «Интерателье». Специально для нее был поставлен спектакль «Андромаха» Рассина. Однако публика не оценила его, и спектакль состоялся не более 10 раз. В 1993 году «Интерателье» закрылся.

Шуранова продолжала работать на радио и дубляже. В 1995 году она играла в Театре Сатиры на Васильевском. Годы были тяжелыми, зал никогда не был полным, спектаклей новых не ставилось. Однако руководитель Владимир Словохотов отмечал, что Шуранова намолила театр, оставив особое ощущение в нем: когда в него входишь, не хочешь уйти. Тем не менее она сыграла лишь в 3 спектаклях здесь.

Последние годы жизни

11 апреля 1998 года умирает Александр Хочинский. О причине смерти Антонина Шуранова рассказала следующее. Еще в 1996 году ее муж лег в больницу из-за многочисленных язв и увеличенного вдвое сердца. К здоровью он относился с легкомыслием. Он не отказывался пить алкоголь, но за 2 года до смерти бросил курить. Он был этим горд.

11 апреля 1998 года он собирался на репетицию и уже заводил машину, но затем зашел домой, сказав, что с трудом дышит. Шуранова сразу поняла, в чем дело, и вызвала врачей. Александра пытались откачать до последнего. А Антонина стояла напротив 2,5 часа.

Она когда-то играла в кино «Дела сердечные» и понимала, что происходило.

Врач сообщил ей, что сердце отказывается заводиться. Медики старались, но затем выключили дефибриллятор и начали заполнение бумаг. Она так и не заплакала. Во время похорон плакали навзрыд некие мужчины с бородами и усами, а она сидела в спокойствии.

Затем она не хотела уходить из дома. Иногда она собиралась в гости к друзьям на дачу, но приезжала и места себе не находила. И тут же уезжала в квартиру, а когда садилась в кресло, видела, как прогибался подлокотник. И здоровалась с Сашей. Она верила, что он был рядом.

Ее удивляло, что после его смерти ей оказывали помощь бродяги, с которыми он гулял. Художник, с которым Хочинский пил, подарил ей его портрет. При жизни мужа она не любила всех этих людей, считала их собутыльниками. Но когда он умер, они приходили и давали ей конверты с деньгами. На могилу его положили венок с надписью: «Саше от Покровки».

Без мужа Антонина стала замкнутой, она прекратила общение со многими людьми, не радовалась работе в Театре Сатиры. А затем узнала, что болеет раком. Она продолжала работу, была актрисой сериалов, ставила спектакль, но угасала. После долгой борьбы с болезнью она умерла. Это произошло 5 февраля 2003 года. Могила Антонины Шурановой находится на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с ней похоронен ее муж – Александр Хочинский. Детей у нее не было.

Воспоминания

Тоня никогда не стремилась стать легендарной. Ей не нужно было пытаться всем угодить. Она вызывала уважение своим умением говорить «нет». И она вполне себе это позволяла. Однажды она была единственной, кто встал и вышел во время просмотра не самого удачного фильма молодого Романа Смирнова.

Он преисполнился благодарности к ней за ее честность. Порой театру, репетирующему со Смирновым, хочется слышать ее уникальный альт, желающий удачи и рассказывающий о ее любимой Италии.

Многие отмечают ее человеческую порядочность и некий трепет, всегда в ней живший. Всегда с ней оставался этот знаменитый «Марьин» взгляд с лучистыми глазами. Он обнимал все вокруг с глубокой любовью. Сама Антонина говорила, что княжна обучила ее слезам и жалости, в то же время придав ей много ранимости. Следы от роли, в которую актриса вжилась, еще долго преследовали ее, наложив отпечаток на ее личность.

Ей нужно было стараться, чтобы стать другой – слабой и сильной, великой и ничтожной в своих ролях. Но всегда она была королева своих поступков и жизни. Наверняка она испытывала на себе зависть окружающих. Еще будучи студенткой прославилась. Роли ее были интересными, разнообразными. Мужчины к ней тянулись, а в мужьях у нее был красавец Александр Хочинский. Но мало кто понимал, что сила ее – от полного страдания. Гордая посадка головы – от унижений. Мудрость – от горького опыта, вера – от потерь.

Антонина Шуранова оставила свой неизгладимый след в русском кино и театре. А в 2006 году про нее вышел документальный фильм «В живых сердцах оставить свет…».

Комментарии