Переходность глагола: как определить и использовать в речи
Переходность глагола - важнейшая грамматическая категория в русском языке. Умение определять переходные и непереходные глаголы поможет избежать ошибок при построении предложений и грамотно выражать свои мысли в речи и на письме.
Понятие о переходности глагола
Переходность - это способность глагола присоединять при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога. Глаголы, обладающие такой особенностью, называются переходными. Все остальные глаголы, не имеющие при себе прямого дополнения, являются непереходными.
Переходные глаголы - это глаголы, действие которых направлено на объект и переходит на него.
Рассмотрим примеры переходных и непереходных глаголов в предложениях:
- Оля решала задачу (решала что?) - переходный глагол.
- Дети играли во дворе (играли где?) - непереходный глагол.
- Костя поливал цветы (поливал что?) - переходный глагол.
- Зрители аплодировали артистам (аплодировали кому?) - непереходный глагол.
Как видно из примеров, от переходного глагола всегда можно задать вопрос "кого?" или "что?", поскольку действие направлено на объект. А непереходный глагол такого вопроса не имеет.
Переходность глагола влияет на построение предложения. Переходный глагол обязательно требует после себя прямое дополнение в винительном падеже, иначе предложение будет неправильным:
- Верно: Бабушка вяжет носки (вяжет что? - носки).
- Неверно: Бабушка вяжет.
C непереходными глаголами такой ошибки не возникает. Они могут употребляться и без зависимых слов:
- Поезд приближался к станции.
- Поезд приближался.
Существуют частные случаи, когда переходный глагол может употребляться без прямого дополнения, например в безличных предложениях: Его пора кормить . Или при обозначении привычного действия: Он каждое утро читает газеты (не указано, какие именно).
Признаки переходных и непереходных глаголов
Чтобы определить, является ли глагол переходным или непереходным, нужно обратить внимание на такие признаки:
Признаки переходных глаголов:
- Управляют существительным или местоимением в винительном падеже без предлога: Маша решала задачу (решала что? - задачу)
- Могут управлять существительным в родительном падеже: Студент выучил темы (выучил какую часть? - темы)
- Образуют страдательные причастия: Задача, решенная Машей
Признаки непереходных глаголов:
- Не имеют при себе прямого дополнения в винительном падеже без предлога
- Могут управлять косвенными падежами с предлогами
- Все возвратные глаголы являются непереходными
Переходные глаголы | Непереходные глаголы |
|
|
Итак, проанализировав признаки глагола в предложении, можно сделать вывод, переходный он или непереходный. Этот навык очень важен для грамотной письменной и устной речи.
Алгоритм определения переходности глагола
Чтобы безошибочно определять переходность любого глагола, можно использовать следующий пошаговый алгоритм:
- Найти в предложении глагол и выделить его.
- Задать от этого глагола вопрос "что делает?" или "что сделает?" и т.д. Это поможет точно определить нужную форму.
- Проверить, является ли данный глагол возвратным. Если да, то это уже непереходный глагол.
- Если глагол не возвратный, найти слово, от которого он зависит в предложении и на которое направлено его действие.
- Определить падеж и наличие предлога у зависимого слова. Если это винительный падеж без предлога - глагол переходный.
- Сделать вывод о переходности или непереходности данного глагола.
Давайте определим по этому алгоритму переходность глаголов в конкретных предложениях.
Пример 1. Лена аккуратно завязала бантик.
- Глагол "завязала".
- Завязала что? - бантик.
- Не возвратный.
- Зависит от существительного "бантик".
- "Бантик" стоит в винительном падеже без предлога.
- Значит, "завязала" - переходный глагол.
Пример 2. Поезд приближался к станции.
- Глагол "приближался".
- Приближался к чему? - к станции.
- Не возвратный.
- Зависит от существительного "станция" с предлогом.
- "Станция" стоит в предложном падеже.
- Значит, "приближался" - непереходный глагол.
Определяя переходность глагола по такому алгоритму, ошибиться практически невозможно. С его помощью можно проанализировать глаголы в любых предложениях и текстах.
Упражнения на определение переходности глагола
Чтобы закрепить навык, выполните следующие упражнения:
-
Определите переходность глаголов:
- Юра
- задачу. Студенты
- экзамен. Девушка
- на встречу. Бабушка
- носки.
-
Составьте 3 предложения с переходными и 3 предложения с непереходными глаголами.
-
Найдите в тексте 5 переходных и 5 непереходных глаголов:
Утром я проснулся от ярких лучей солнца, бивших в окно. Быстро умылся, оделся и вышел на кухню. Мама уже хлопотала у плиты и готовила вкусный завтрак. Папа сидел за столом и читал свежую газету. Поев, я поспешил в школу, чтобы не опоздать на урок.
-
Придумайте 5 предложений, где один и тот же глагол употребляется как переходный и непереходный в зависимости от контекста.
Выполняя подобные задания регулярно, можно легко овладеть умением безошибочно определять переходность любого глагола в русском языке.
Рекомендации по использованию переходных и непереходных глаголов
Правильно используя переходные и непереходные глаголы в речи, можно избежать многих ошибок в построении предложений. Для этого полезно придерживаться следующих рекомендаций:
- Переходный глагол должен обязательно сочетаться с прямым дополнением в нужной форме.
- С непереходным глаголом прямое дополнение использовать нельзя.
- Следить за согласованием глагола и дополнения в роде, числе, падеже.
- Обращать внимание на возвратные глаголы, которые всегда непереходные.
- Анализировать контекст, если один глагол может быть и переходным, и непереходным.
Соблюдая эти правила при построении предложений, можно избежать типичных ошибок и добиться грамотности речи.