Беата Тышкевич: биография, личная жизнь, роли и фильмы, фото

Беата Тышкевич была рождена 14 августа 1938 года в Вилянове. Она стала польской и советской актрисой, сценаристом и писателем. Популярность Беаты Тышкевич достигла апогея в 1970-е, когда весь СССР знал ее в лицо.

Семья

Женщина происходит из знатной влиятельной семьи. По отцу Беата Тышкевич – графиня, а по матери – княгиня. Ее отца звали Кшиштоф Тышкевич, он был потомком древнего рода Лелива из Вильнюса. Мать звали Барбарой Рехович, она принадлежала роду великих князей Потоцких. Среди ее предков был польский король Юзеф Понятовский.

Война

Когда началась Вторая мировая война, Беата Тышкевич жила у князя Радзивилла, а затем переехала в Краков. Некоторое время ей довелось жить в монастыре, где она ходила в школу. Когда война кончилась, вся семья переехала в Варшаву, а отец эмигрировал в Великобританию, где завел отдельную семью. Мать Беаты воспитывала двоих детей сама.

Семья переживала тяжелые времена, носила обноски, голодала и мерзла. Тем не менее будущая польская актриса Беата Тышкевич училась в спецшколе Жмиховской, что было престижным. Растила ее одна мать, которая со смиренностью принимала решения дочери быть трактористкой, затем балериной, а далее ветеринаром.

Начало пути

Беата Тышкевич в молодости актрисой себя не представляла, она и не думала об этой профессии. Но в результате одного случая в ней открылся талант к актерскому делу. Все дело в том, что однажды ученицу школы заметил режиссер и пригласил 16-летнюю девушку сняться в главной роли в фильме «Месть». Очень эффектной была начинающая актриса Беата Тышкевич. Первая роль ее была исполнена блестяще.

И творческий путь ее продолжался. Очень известной она стала после роли в киноленте «Первый день свободы». В фильме Беата Тышкевич играла немку Ингу Роде, которую изнасиловали после поражения фашистской Германии в войне. Ее имя прогремело на всю страну.

В биографии Беаты Тышкевич личная жизнь сыграла немаловажную роль. Она вышла замуж за польского кинорежиссера Анджея Вайда, который снимал ее в своих произведениях.

Любопытным стал фильм с Беатой Тышкевич «Марыся и Наполеон», который успешно вышел в прокат в СССР. В нем актриса предстала возлюбленной Наполеона Марией Валевской и Марысей, современной студенткой из Варшавы.

Известности добавила и последующая фильмография Беаты Тышкевич. Ее запомнили благодаря роли Эвелины в «Большой любви Бальзака» и Изабеллы в «Кукле». Она сотрудничала со множеством режиссеров, в том числе мирового уровня.

Нередко она выезжала на съемки в Европу. А в СССР ее прославила роль в фильме «Дворянское гнездо» режиссера Андрея Кончаловского.

В СССР

В Советском Союзе полька подружилась с семьей Михалковых-Кончаловских, ее называли «Выродочком». В переводе с польского «урод» означает «красивый».

Сейчас ей 80 лет, но когда-то ее обнаженное тело, запечатленное в кадрах кино, перевернуло сознание патриархального общества в ряде стран, сводило с ума режиссеров.

Будоражили всех фото Беаты Тышкевич в молодости. На фото, дошедшем до наших дней, экстравагантная и впечатляющая девушка. Благодаря своей харизме и красоте, она стала настоящей дивой Советского Союза.

Как рассказывала она сама, женщиной и актрисой Беата стала единовременно. В 60-х годах она попала на презентацию книги Сергея Михалкова «Дядя Степа». На тот момент Тышкевич была уже всем известной. Тогда она впервые встретилась с представителем семейства Михалковых, и между ними завязалась дружба.

Она всегда встречалась с Михалковым, когда им доводилось быть в одном городе. Беата всегда любила подарки и не пыталась скрывать этого. Она каждому ухажеру, добивавшемуся встречи с ней, предъявляла условие: она с ним увидится, когда он ей купит что-нибудь ценное.

Соболя

Это касалось и членов семьи Михалковых. Когда-то Сергей поехал с ней на фабрику по выделке мехов, где купил ее шикарных соболей. Позже именно они спасали актрису, когда-то она стала нуждаться в деньгах.

Андрей Кончаловский пригласил девушку на съемки «Дворянского гнезда», а также в родовое имение Михалковых, на Николину гору, где она стала частой гостьей. Она с теплом вспоминает то время.

В своей биографии Беата Тышкевич отмечает, что Наталья Петровна, мать Кончаловского, была превосходной хозяйкой. В семье Беату полюбили. «Выродочком», по ее словам, ее называли за то, что она поступала не как все. К примеру, отказывалась искупаться в холодной воде.

Во время работы над «Дворянским гнездом» Наталья Петровна сама надела на Беату собственные фамильные драгоценности.

История с чашей

Тышкевич рассказала об отношениях с Андреем. Это была увлекающаяся и порывистая натура. Глядя на фото актрисы Беаты Тышкевич, можно понять, почему он поступал таким образом. Как-то раз она пришла на Николину гору и увидела, как грузчики выносят из дома старинный рояль Андрея.

Это делалось из-за решения Андрея подарить Беате нечто ценное, но денег он на это не имел. Но когда он продал ценный инструмент, пара прошлась по всем ювелирным магазинам, ища кольцо с жемчужиной, но не нашла его. Тем не менее, подарок был сделан: это чаша Кузнецовского фарфорового завода в виде цветка. По сей день Беата Тышкевич фото Андрея хранит с чашей и пачкой его писем.

Размолвка

Когда снимали «Дворянское гнездо», полька должна была плакать, но сцену отснять не удавалось. Тогда Андрей всех удалил с площадки и ударил Беату по лицу. От удара у нее закружилась голова, она разозлилась и ушла. Когда он вернул заплаканную Тышкевич, сцену отсняли. Однако отношения между ними были навсегда испорчены. Уже позже актриса отказала Кончаловскому на его приглашение поехать с ним в ресторан.

Андрей был обижен и не здоровался с Беатой на большом мероприятии позднее. Тем не менее, сама Тышкевич с теплом вспоминает все семейство.

Дальнейшее развитие

В 1970-х годах Беата в третий раз выходит замуж и живет во Франции, где снимается в ряде фильмов. Как актрису из сериалов, Беату Тышкевич узнают и там. В 1980-х она снова живет в Польше, играя роли второго плана. А в 2001 году вышла кинолента Пташука «В августе 44-го…».

В 2006 году Беату наградили золотой медалью имени С.Ф.Бондарчука на кинофоруме «Золотой витязь» за вклад в мировой кинематограф.

На данный момент

А в 2014 году она снималась в российской мелодраме «Линия Марты». Сейчас она пишет свои статьи, участвует в телепередачах. Издает Беата Тышкевич и фото в целых альбомах.

Также у нее есть 3 дочери.

Личная жизнь

Тышкевич выходила замуж 3 раза. Первым мужем стал Анджей Вайда, режиссер. Они познакомились на съемках. Их связывало творчество, в котором выросли и чувства. Он был признанным режиссером, и все вокруг только и ждали, когда знаменитая актриса официально объявит о романе с известным режиссером. Они стали кинопарой, которую приглашали везде, у которой постоянно брали интервью. Они стали продолжателями кинематографической традиции, начатой Федерико Феллини и Джульеттой Мазиной, Сергеем Герасимовым и Тамарой Макаровой.

Тем не менее, как отмечает актриса, она не собиралась «на него вешаться» или использовать для карьерного роста. Она не стала актрисой Вайды. Вместе они пробыли 5 лет, тогда у них появилась дочь Каролина, которая, получив юридическое образование, стала сниматься в фильмах и рекламе, ассистировала режиссерам. Одной из главных причин развода, как принято считать, стал роман Беаты с Кончаловским. Это была бурная страсть, которая двигалась к свадьбе. Она отмечала, что после него она с трудом воспринимала других мужчин, так как он был настоящей бурей на фоне скучных партнеров.

Но когда пара разъехалась на съемки, Андрей расписался с Натальей Аринбасаровой.

Также в процессе съемок «Дворянского гнезда» Беата начала встречаться с Валерием Плотниковым. Это был студент 3 курса ВГИКа. Он стал соседом Беаты Тышкевич по съемочной площадке, а также другом в жизни на долгие годы. Они встречались во многих городах мира.

Вторым мужем Тышкевич стал Витольд Ожеховский, который также был режиссером. Брак их был недолгим, и актриса называла это замужество ошибкой.

Третьим мужем ее стал Яцек Падлевский, который был французским архитектором с польскими корнями. Он был первой любовью девушки – они знали друг друга с юных лет и когда-то встречались, но затем дороги их разошлись.

И вот они встречаются снова и создают семью. Беата рассказывала, как он писал стихи в ее честь когда-то, когда им было по 17 лет.

Окончив Политехнический институт, он переехал в Париж и взял в жены француженку Катрин. Где-то глубоко в сердце Тышкевич он остался надолго. Пачку его писем она сохраняла на протяжении всей своей жизни, и вот он внезапно вернулся. В тот момент личная жизнь Падлевского находилась в глубоком кризисе. Он разошелся с женой, с которой у него было двое сыновей.

Встреча состоялась у их общего приятеля. Когда они с Беатой поговорили, Яцек отправился ее провожать, но упал и сломал руку. Беата отвозила его в больницу и навещала.

Первая любовь вспыхнула снова. Она уезжала на съемки, а он – во Францию, но вновь приезжал к ней в Польшу. Беате было 38 лет, и она вновь обрела самого близкого мужчину.

В 1976 году состоялась их свадьба. Тышкевич переехала во Францию, в Марсель. Там спустя год у пары появилась дочь Виктория.

Воспоминания

Режиссеры всегда видели в ней не социалистический типаж, приглашая сниматься в исторических работах в роли аристократок. Говорят, держаться естественно в образе великосветских дам ей помогала генетическая память.

Как вспоминает сама актриса, она училась в 9 классе и была сорвиголовой, когда в ее школу заглянул режиссер. Она была в полном смущении на первых пробах, когда было очень жарко от софитов, а она читала текст. Ей казалось, что вместо слов выходят мыльные пузыри. В первый раз ей ответили «увы…». И она расстроилась. Однако вскоре Беату пригласили во второй раз, где волнения у нее было уже меньше, и роль она получила. Как говорит сама актриса, ей было очень приятно видеть свое имя в титрах.

Полный титул ее звучит так – Беата Мария Хелена графиня Тышкевичувна-Каленицкая. Впервые ее род упоминается в документах XV века. Титулов графов Тышкевичи получили от польского короля Сигизмунда II Августа в XVI веке. Имение рода, великолепный старинный замок и музейные коллекции находились в Каунасе, но в период Первой мировой войны оказалось уничтоженным литовцами.

Мать девушки была красивой родовитой полькой с жизнерадостным характером, в то время как ее отец был скрытным и замкнутым. Он жил по старинным распорядкам, дошедшим до наших времен еще с XIX века: прислуга, домашний молебен в строго обозначенное время, распорядок дня. Семья до войны жила в роскошном особняке.

Беата отмечает, что по сей день помнит рокот фашистских самолетов, сирен. По ночам до сих пор видит панику на улицах во время атак. Во время войны множество домов вокруг их поместья оказались занятыми немцами. Дедушку и бабушку Беаты не трогали первое время. Но когда-то к ним явился генерал, впечатленный богатством их жилища. Он предложил выкупить у бабушки Беаты дворец, но она дала отказ. Спустя время генерал пришел снова. Прием происходил в оружейной палате особняка. Немец уверял, что солдаты помогут с перевозкой всей драгоценной утвари, но женщина была категорична, не в полной мере оценивая угрозу.

Уже третье посещение генерала стало трагичным. Всех мужчин дома, включая Тышкевича, повара, дворецкого, мужа горничной, расстреляли во дворе, а остальным жителям дали 5 минут на сборы. Бабушка Беаты, помолившись, покинула фамильное поместье, никогда туда больше не возвратившись. Она ушла в монастырь с окончанием войны, а особняк перешел к государству.

Отец актрисы воевал в Армии Крайовой (военная польская организация, которая действовали на оккупированной немцами Польше), а затем уехал в Англию, где завел другую семью. Беата встретила его спустя 35 лет.

Мать актрисы воспитывала двоих детей одна. Она стала директором пансиона в горах, а, переехав в Варшаву, семья жила на скромный заработок матери, работавшей в редакции журнала.

После съемок в кино у актрисы начались беды в школе. У нее появилось 11 двоек, в том числе за поведение, так как в процессе работы над фильмом она не присутствовала на уроках. И тогда мать предложила ей перейти в школу женского монашеского ордена.

Там она играла в театре, исполняя роль Богоматери. До спектакля ей повышали отметки за поведение, ведь не могла Богоматерь иметь четверки. Но до получения аттестата она не дошла. Не сдав экзамены, девушка разочаровалась, так как планировала стать ветеринаром. По совету знакомых она поступила в театральную школу в Варшаве. И там требовался аттестат.

В итоге она получила его в центральном штабе милиции. Экзамены прошли просто: Беата знала ответы заранее. Нужно было лишь переписать их в бланк.

На первом курсе Беата встретила известного театрального критика Яна Котта. Его жена не пришла на театральное представление, и он предложил ее билет Тышкевич. Когда места в зале они нашли, на одном из них сидела женщина. И Беата села на колени к Яну.

Прямо перед ними сидел ректор театральной школы, который вызвал девушку на ковер на следующий день, отчитав ее за это и прогнав. Беата самоуверенно ушла, она не задерживалась и на минуту там, где ее не хотели.

Поработав на телевидении, она начала сниматься в фильмах. Актриса замечала разницу в гонорарах западных и восточных звезд. Так, за популярный французский фильм она получала в разы меньше актера Пьера Мейрана. Он в сутки получал больше, чем она за весь фильм. По этой причине актер угощал остальных.

Никогда польские власти не выделяли много денег актерам. И на командировках, к примеру, на Каннском фестивале, в сутки те получали по 7 долларов. С таким жалованием актеры боялись, когда официант наливал воды – денег не хватало, чтобы это оплатить. Существовало правило для всех из Восточной Европы не возить с собой больше 100 долларов. Поэтому не только актеры возили еду из дома и жили в условиях жесточайшей экономии.

Во время хрущевской оттепели рос интерес к Советскому Союзу, и Тышкевич чаще бывала в Москве, где знакомилась со многими звездами той эпохи. Она встретила Федерико Феллини, Джульетту Мазину и многих других.

На масштабном мероприятии именитые гости останавливались в гостинице «Москва». Мировые звезды были шокированы приемом, но не подали виду. Так, Тышкевич наблюдала, как Феллини и Мазина ждали 4 часа свой номер. Результатов не было, когда они пытались узнать, когда их заселят.

Во время обедов выходцы социалистических стран сидели за своим столом, западные гости – за своим, американцы – отдельно. Было очевидно, что организаторы фестивалей не были заинтересованы в общении этих людей между собой. Тем не менее они встречались на просмотрах или барах, обсуждая последние новости и доставая через знакомых лучший подарок из России – черную икру.

Интересный момент подметила польская актриса на просмотре «Маленького большого человека». К ней подошла Любовь Орлова с вопросом о том, что Беата думает о фильме. Они не были знакомы, и Тышкевич стало приятно внимание дивы. Она ответила, что картина отличная. Но Орловой картина не понравилась, общение закончилось.

Тогда же министр культуры СССР Екатерина Фурцева предостерегала Беату от того, чтобы та пила пиво и приглашала выпить коньяк. Она утверждала, что те, кто пьет коньяк, не становятся алкоголиками. Министр обратилась к полякам со словами: «Я знаю, что вы нас не любите. Но мы будем любить вас так долго, пока наконец вы нас не полюбите».

На данный момент актриса редко появляется в фильмах. Одна из последних ее ролей – в фильме «Праведник», где она играет графиню, а также молодежная комедия «Стодневка» 2017 года. Сама Беата отмечает, что ни в чем не нуждается и получает приличные гонорары за участие в съемках. Порой она не знает, что дарить дочерям, так как у них уже все есть.

Комментарии
Статья информативна, но чувствуется примитивный перевод, думаю, с польского.