Информационный менеджмент: понятие, основные подходы и виды компаний
Информационный менеджмент является технологией, основными компонентами которой считаются:
- персонал;
- документы, программные и технические средства обеспечения процессов.
В последнее время именно такой тип управления становится популярным благодаря переходу общества на новый, постиндустриальный этап развития.
Большое значение имеют информационные системы в менеджменте, которые должны быть обязательно нормативно утверждены. Они представляют собой организационно упорядоченную совокупность массивов документов и технологий с применением средств ЭВМ и связи, которые реализуют систему инфопроцессов.
Информационные системы предназначены для того, чтобы хранить, обрабатывать, искать, распространять, передавать и предоставлять данные. Поэтому нужно более подробно рассмотреть особенности их формирования и функционирования.
Информационный менеджмент в организации развивается в соответствии со следующими положениями.
Во-первых, он осуществляется только в пределах конкретной фирмы.
Во-вторых, информация становится самостоятельным фактором производства, лежащим в процессе принятия решений.
В-третьих, информационный менеджмент имеет отношение не только к информации, но и ко всей информационной работе организации. Причем он является более масштабным и широким понятием, нежели простое управление документооборотом.
Информационный менеджмент - это особенности управления деятельностью по формированию и применению данных в интересах компании. Основная его цель - эффективное обеспечение развития фирмы благодаря регулированию различных типов деятельности.
Существует различная трактовка понятия "информационный менеджмент" в разных странах.
В немецкой школе под ним понимается целый комплекс целей и задач менеджмента, который касается сферы формирования и использования ресурсов информации.
В английской школе трактуется IT-менеджмент в виде комплекса задач управления, которые связаны с системой информационных данных.
В российское же определение информационного менеджмента входит обширный круг управленческих задач, от решения которых будет зависеть обеспечение достижения целей конкретного предприятия. Это достигается с помощью согласованного и эффективного управления информационными ресурсами и технологиями предприятия.
В данном виде менеджмента в соответствии с приведенными выше параметрами, можно охарактеризовать два вида предприятий.
В компаниях, имеющих высокий уровень применения информационного менеджмента, выделяется ряд показателей:
руководство организации способно объяснить целостную процедуру его организации;
высший менеджмент принимает непосредственное участие в основных процедурах и принятии стратегических распоряжений;
имеются четкие цели бизнеса, для того чтобы осуществлять инвестирование этой сферы;
есть динамика в том, чтобы уменьшать перемены в управлении.
В компаниях, имеющих невысокий уровень применения информационного менеджмента, можно выделить следующий ряд показателей:
высшим руководством такой менеджмент воспринимается как отрасль, имеющая низкую рентабельность от вложенных инвестиций;
информационный менеджмент в данной форме становится преградой для того, чтобы осуществлять новые стратегии компании;
противоречивое или медленное действие в принятии решений в ИТ;
высший менеджмент не способен объяснить основные и текущие процедуры в рамках этого менеджмента;
проекты компании в ИТ никогда не укладываются в бюджет или сроки;
часто меняются механизмы управления.
Из-за наличия таких двух подходов к управлению теория и практика информационного менеджмента в России требует значительной доработки.