Народный контроль РТ: устройство, функции и задачи, принципы работы
Нередко нам мозолит глаза одна и та же проблема, которая из раза в раз игнорируется коммунальными службами, системой местного самоуправления. Это незаконная продажа спиртных напитков, крайне неудовлетворительное состояние дорог, стихийные свалки. Что же делать? Как призвать местные власти к действиям? В Республике Татарстан это стало возможно с помощью сервиса "Народный контроль РТ". Здесь любой желающий может оставить сообщение о проблеме, которой никто не желает заниматься. И дождаться не только ее устранения, но и денежного вознаграждения за свою гражданскую активность! Подробнее об этой возможности мы расскажем далее.
Запуск сервиса
"Народный контроль РТ (республики Татарстан)" начал свою работу в апреле 2012 года. Сервис задумывался создателями как система публикаций и уведомлений граждан, а также последующего реагирования на них властей республики, сельского поселения, улицы, района или города.
Работа сервиса "Народный контроль РТ" регулируется следующими законодательными актами:
- Указ Президента республики Татарстан №408 (2012) "Об информационной государственной системе "Народный контроль".
- Сама же же работа ГИС республики Татарстан "Народный контроль" регламентируется как данным Указом, так и Постановлением Кабинета Министров республики № 676 (2012).
О сервисе
Главная задача "Народного контроля РТ" - привлечь внимание к насущным проблемам населения в рамках общедоступного ресурса. А также это создание эффективного механизма оценками татарстанцами деятельности органов республиканской государственной власти.
Сообщить о волнующей проблеме на сервисе очень просто. Нужно четко, обстоятельно и понятно изложить суть вопроса, указать местоположение, приложить фотографии-доказательства. О чем можно сообщать? Практически обо всех проблемах нашей реальности - на сервисе представлено 63 категории для обращений!
Цель работы портала
Госуслуги РТ "Народный контроль" позволяют не только сообщить о проблеме, но также и оценить качество ее решения властями. Как обратившийся, так и любой зарегистрировавшийся на портале, могут поставить как положительную, так и отрицательную оценку. На их основе выставляется средний балл решенному вопросу. Уже по нему достаточно легко определить, как качественно работает то или иное ведомство, министерство, насколько оно трудится для населения.
Кроме того, каждый гражданин, зарегистрированный на ГИС РТ "Народный контроль", может не только сам сообщить о проблеме, но и поддержать сообщение другого пользователя по делу, что его волнует.
Не нужно думать, что это напрасный проект, который "ничего не решает". С апреля 2013 года контроль за реагированием на уведомления граждан был возложен на Аппарат Уполномоченного по правам человека в Татарстане.
Категории для уведомлений
Как написать жалобу в "Народный контроль РТ"? Все просто - зарегистрируйтесь на портале госуслуг республики, перейдите в раздел "Народный контроль". Там вы можете добавить сообщение о событии, нарушении, что вас волнует. Выберите для своего уведомления подходящую категорию:
- Свалки.
- Автомобили вне проезжей части, что мешают проезду или проходу.
- Благоустройство территории.
- Бездомные животные.
- Воздух.
- Вода.
- Детский сад.
- Доступная среда.
- ЖКХ.
- Жилищное строительство.
- Защита прав индивидуальных предпринимателей.
- Здания.
- Земельные участки.
- "Иннополис".
- Капитальные ремонт.
- Случаи коррупции в социальной сфере.
- Коррупция в области благоустройства территории.
- Коррупция в сфере госзакупок.
- Коррупция в образовании.
- Коррупция в сфере ЖКХ.
- Коррупция в промышленности.
- Коррупция в предпринимательстве.
- Меры социальной поддержки.
- Мобильная связь.
- Народная инвентаризация.
- Нарушения в дизайне наружной рекламы.
- Незаконные азартные игры и проч.
Получение материального вознаграждения
В начале статьи мы сообщили, что за сообщение гражданином о проблеме на сервисе госуслуг РТ "Народный контроль" (Казани и других городов республики) полагается денежное вознаграждение. И это не пустые слова. Давайте рассмотрим конкретно.
Гарантированная материальная выплата в районе 1-3 тысяч рублей полагается всем гражданам республики Татарстан. Чтобы ее получить, необходимо сделать следующее:
- Зарегистрироваться на официальном Портале госуслуг республики. Если же вы уже прошли регистрацию, то достаточно авторизоваться, введя свой логин и пароль. Сама регистрация стандартная для пользователя интернета. Нужно нажать на кнопку "Регистрация", указать свой номер мобильного телефона. В следующем окне сервис предложит правила пользования сайтом. Ознакомьтесь с ними. Если правила не вызывают у вас нареканий, то согласитесь с ними, поставив галочку. Без этого работа с порталом невозможна. Далее система вышлет пароль в виде СМС на ваш телефон. Чтобы начать пользоваться порталом, введите логин (номер вашего мобильного) и пароль (тот самый код, что доставлен в СМС).
- Зайдите в раздел госуслуг "Народный контроль".
- Оставьте уведомление о проблеме, волнующей вас. Обязательно выберите категорию. Например, "Нарушение законодательства в области производства и продажи этилового спирта, спиртосодержащей/алкогольной продукции на территории Татарстана".
Уведомления, подразумевающие денежное вознаграждение
Подать жалобу в "Народный контроль" Татарстана и получить за свое неравнодушие материальное вознаграждение можно, оставив уведомления следующих категорий:
- Нарушение правил торговли. Сюда входят такие проблемы: продажа алкогольных напитков в период 22.00-10.00, нахождение предприятия торговли, реализующего спиртное, вблизи детских, воспитательных, образовательных учреждений, продажа спиртного без лицензии, реализация алкоголя в несанкционированной торговой точке, продажа контрафактных спиртных напитков, реализация спиртосодержащих жидкостей так называемого "двойного назначения".
- Общественное питание. Пожаловаться здесь можно на следующее: отсутствие у какого-либо предприятия общественного питания государственной лицензии на продажу алкогольных напитков, а также нахождение предприятия общественного питания, реализующего спиртосодержащую продукцию, на территории, что прилегает к медицинским, образовательным и детским учреждениям.
- Незаконное производство или/и оборот спиртосодержащих, алкогольных напитков, этилового спирта. Нарушения в категории следующие: безлицензионное, кустарное производство алкоголя во всевозможных гаражах, подпольных цехах, розлив, переработка спиртосодержащих, алкогольных напитков в больших объемах, контрабанда (незаконная перевозка) спиртовой продукции (в том числе и из-за границы).
Должностные лица в пределах своих полномочий должны отреагировать на заявления граждан, провести комплексную проверку указанных локаций. Если факт нарушения будет ими установлен, то Госалкогольинспекция Татарстана выплатит неравнодушному гражданину материальное вознаграждение.
Основания для обращений
С какими проблемами обращаются граждане в "Народный контроль" Татарстана, Казани? Рассмотрим самые последние примеры:
- Прекращение подачи питьевой воды в селе.
- Нарушение экологических норм при строительстве авторынка в Казани.
- Несанкционированная стихийная свалка на пустыре.
- Отсутствие качественной дорожной инфраструктуры в поселке.
- Нарушение требований российского законодательства к содержанию имущества в многоквартирном доме.
- Отсутствие уличного освещения.
- Невыплата работодателем полагающихся денежных средств по больничному листу.
- Наледи, сосульки на крыше детского образовательного центра.
- Нарушение санитарных норм на площадке по складированию бытового мусора.
- Задержка обществом с ограниченной ответственностью заработной платы своим работникам.
- Отсутствие необходимого ремонта подъездов в жилом доме.
- Отсутствие необходимого дорожного знака в условиях плохой видимости на трассе.
- Лишение родительских прав одиноких матерей.
Показатели на 2012 год
Уже через три месяца запуска сервиса были подведены такие итоги:
- Количество обращений от граждан: 650. Их поддержали на портале еще 8,2 тысячи человек.
- Самые распространенные категории уведомлений: состояние дорожной сети, свалки, организация дорожного движения в республике, благоустройство территории.
- Подавляющая часть уведомлений на портале - от жителей Казани.
- Вдобавок к порталу было запущено удобное мобильное приложение. И надо сказать, со стартом его работы количество обращений к сервису "Народный контроль" существенно увеличилось.
Показатели на 2016 год
В 2016 году были такие показатели работы сервиса:
- Ежедневно портал получает, в среднем, 120 сообщений граждан.
- Всего на 2016 год было получено 43 тысячи уведомлений от татарстанцев. Это на 46% больше чем в прошедшем 2015 году.
- Из всего числа были успешно решены 74% обращений.
- Введены 54 категории для уведомлений. Самые популярные из них - благоустройство территорий, ремонт и содержание дорожной сети, организация дорожного движения, коммунальные услуги.
- Один из жителей республики получил 54 000 рублей за свои сообщения о несанкционированных точках продажи алкоголя.
- Другой активист из Казани оставил на портале 1200 сообщений по безопасности дорожного решения. Притом 900 из них получили положительное решение.
Показатели на 2018 год
Конечно, о работе "Народного контроля" при президенте РТ сложно судить по одним только общим словам. Приведем самые свежие (на июль 2018 года) показатели, отображающие эффективность работы сервиса:
- Количество рассмотренных уведомлений: 167 тысяч.
- Присвоение статуса "Проблема решена": 84,5% от всех сообщений граждан.
- Статус "Решение запланировано": 8,1%.
- Мотивированный отказ в решении проблемы: 7,2%.
- "В работе": 0,2%.
"Народный контроль" - полезный сервис, который введен правительством Республики Татарстан. Он не только позволяет сообщать властям о насущных проблемах, но также вводит систему материального вознаграждения для поощрения гражданского неравнодушия.