Аудиовизуальные технологии обучения

Современный мир в корне отличается от того, который всем нам был известен еще каких-нибудь десять лет назад. Еще совсем недавно казалось совершенно невероятным то, что теперь окружает нас на каждом шагу. Так и новые аудиовизуальные технологии обучения в средней и высшей школе.

Система образования по своей сути всегда была несколько консервативна. Как ни странно, но именно старые опытные педагоги нередко противятся внедрению в образовательный процесс новых технологий. Руководствуясь своим опытом, консервативно настроенные педагоги старой закалки добиваются таких результатов, что молодым сторонникам новых методов даже и не снилось.

Так значит, новые технологии сами по себе ровным счетом ничего не значат? Действительно, на первом месте в педагогическом процессе — все же талант педагога и его богатый опыт. Но и аудиовизуальные технологии обучения нельзя сбрасывать со счетов, как и другие новые веяния в jобразовательном процессе.

Теперь даже трудно представить себе, что еще совсем недавно помощниками учителя были только географическая карта и различные тематические плакаты по предметам, горделиво называемые «наглядными пособиями». А если такие пособия учитель делал сам в свободное от уроков и проверки тетрадей время, да еще и вместе с учениками на внеклассных мероприятиях, то опыт такого учителя обобщался и изучался его последователями.

Популярным было и такое средство наглядной агитации, как кинопроекционный аппарат типа «Школьник» или «Украина», посредством которого в специально затемненных классах учащимся демонстрировались научно-популярные фильмы по географии или учебные фильмы по физике, показывающие проведение различных опытов, выявляющих определенные закономерности. Таким образом кинопроекцию или демонстрацию диапозитивов уже можно определить как первые аудиовизуальные средства обучения, хотя и с некоторой натяжкой. Обычный проигрыватель с черными большими виниловыми пластинками тоже можно отнести к первым аудиовизуальным средствам.

Что действительно нового могут дать аудиовизуальные технологии обучения современному образовательному процессу? Дело в том, что современные медиатехнологии, в отличии от старых привычных магнитофонов и проигрывателей позволяют студенту и преподавателю практически перейти на совершенно новый коммуникативный уровень, то есть передавать или усваивать новые знания уже на медийном уровне — при этом понять и, следовательно, усвоить новый материал гораздо легче и быстрее.

И действительно, одно дело — слушать и конспектировать лекцию преподавателя, и совсем другое — участвовать в создании той же лекции в режиме реального времени вместе с другими студентами влияя на ход развития событий на интерактивной доске. К тому же современные интерактивные аудиовизуальные методы обучения уже не позволят студенту просто отоспаться на лекции после бурно проведенной ночи, потому что требуют от учащегося непосредственного и активного участия в учебном процессе. К тому же, как показывает опыт, такие занятия студентам очень интересны и они охотно их посещают — процент непосещений крайне низок.

Теперь можно поговорить и о том новом направлении в образовании, которое называется дистанционно обучение. Что это такое и в каких случаях применяется? Не секрет, что люди с ограниченными возможностями ограничены не только способности полноценно перемещаться в пространстве. Они ограничены и в плане получения достойного образования. То же самое можно сказать и о тех людях, которые живут в сельской местности и не имеют по какой-либо причине возможности выехать для обучения в крупные города страны.

Здесь на помощь приходят именно технологии дистанционного обучения, позволяющие заниматься с преподавателем дистанционно, используя такое мощное средство связи как Skype. В этом случае тоже применяются современные аудиовизуальные технологии обучения и другие интерактивные методы.

Но все же получение настоящего достойного образования в нашей стране станет возможным только тогда, когда студенты и школьники перестанут быть «обучаемыми» а вновь станут учащимися, то есть активными участниками образовательного процесса.

Комментарии