Молитва Парфения Киевского: текст, когда читать и особенности
В трудные жизненные минуты люди обращаются за помощью к Господу, даже те, кто не отличается сильной верой. Все уповают на Бога в надежде получить помощь в разрешении сложившейся ситуации.
Нередко люди ждут чуда – избавления от болезней, трудоустройства, обретения благополучия или личного счастья. Многие чувствуют необходимость прийти в храм и помолиться, но не все понимают, как это сделать. Конечно, обращение к Господу может быть любым, но зачастую страждущим, особенно тем, кто не отличается наличием сильной веры и редко ходит в церковь, бывает сложно выразить собственными словами то, что они хотели бы. В этой ситуации на помощь приходят сборники молитвенных текстов. Одним из наиболее востребованных сборников является труд иеросхимонаха Парфения Киевского «Молитвы и наставления».
Кем был этот человек
Иеросхимонах Парфений Киевский жил в позапрошлом столетии и являлся одним из наиболее выдающихся духовных деятелей своего времени. Был он православным подвижником, человеком глубокого благочестия и логического склада ума. Парфений Киевский в своих письменных трудах не только оставил верующим тексты для молений, но и рассуждения о различных жизненных вопросах.
Парфений пользовался уважением не только среди верующих. К его мнению в различных вопросах прислушивались и церковнослужители. Однако канонизирован этот священнослужитель был не так давно. К святым его причислили только в 1994 году. Канонизирован Парфений был в лике преподобного, а днем почтения его памяти в православных храмах является 25 марта - дата его смерти.
Детские годы иеросхимонаха Парфения
Родился Петр Иванович Краснопевцев (именно так, согласно метрике, звали в миру священнослужителя) в селе Симоново. Произошло это 24 августа 1790 года. Эта дата предположительная, так как церковнослужители не смогли обнаружить документов по этому поводу. Связано это с тем, что большая часть архивов пострадала в начале прошлого столетия во время разграбления революционными властями храмов, церквей, монастырей и семинарий. Однако архивисты и церковные историки считают, что родился выдающийся православный подвижник не позднее 1793 года и не ранее 1790 года. Этот временной промежуток был рассчитан по годам обучения будущего святого в семинарии.
Семья, в которой появился на свет будущий иеросхимонах Парфений, не была зажиточной. Однако люди эти были благочестивы, набожны и трудолюбивы. Согласно письменным трудам Евгения Поселянина, публициста и писателя, автора жизнеописаний многих духовных православных деятелей позапрошлого столетия, Петру Ивановичу в отрочестве было дано видение свыше, не только предопределившее его судьбу, но и повлиявшее на выбор старшего брата Василия. Он также стал монахом, но не был столь уважаем, известен и любим, как его младший брат. Василий Иванович не оставил после себя философских книг или молитвенных сборников, а о его служении Господу известно очень мало.
Как начиналось его служение Господу
Видение, посетившее иеросхимонаха Парфения в отрочестве (согласно жизнеописанию авторства Евгения Поселянина) заключалось в снисхождении Святого Духа в образе белоснежного голубя.
Это видение и стало толчком к тому, что Петр Краснопевцев поступил на обучение в Тульскую духовную семинарию. Закончил он курс обучения или нет, точно неизвестно. Однако доподлинным фактом является то, что после семинарии молодой священник стал послушником в Киево-Печерской лавре.
На протяжении двенадцати лет будущий святой нес послушание в статусе смотрителя просфорни. По завершении этого послушания будущему святому снова было видение. На этот раз ему явился преподобный Никодим Просфорник. После видения послушник Петр Краснопевцев выучил наизусть полный текст Псалтыри. Случилось это в начале 1824 года. В том же году послушник был пострижен в монахи и наречен Пафнутием. Монашество его под этим именем длилось более десяти лет. В 1834 году будущий святой стал духовником лавры.
А спустя четыре года (в 1838-м) он принял схимничество и обрел имя Парфений. Постриг в схимники производил Филарет. Нарек он новоиспеченного схимника в память святителя Парфения Лампсакийского.
Преставился иеросхимонах Парфений в день Великой пятницы, 25 марта 1855 года.
Как молился сам иеросхимонах Парфений
Молитва ежедневная Парфения Киевского начиналась с раннего утра и заканчивалась после захода солнца. Разумеется, священнослужитель произносил не один текст за весь день, а многие.
Утро свое иеросхимонах начинал с чтения трудов одного из четырех евангелистов, также он поступал в обеденное время и перед вечерней трапезой. Кроме того, молитва ежедневная иеросхимонаха Парфения Киевского включала в себя пение Псалтыри.
Повседневно читал священнослужитель и тексты акафистов Богоматери и, конечно же, самому Спасителю. Но и на этом перечень молений иеросхимонаха не заканчивался. Повседневная молитва Парфения Киевского включала в себя и песнь «Богородице, Дево, радуйся». Этот текст, согласно жизнеописанию, иеросхимонах повторял до трехсот раз.
Какие молитвы составлял иеросхимонах Парфений
Будучи внимательным и доброжелательным к прихожанам, иеросхимонах Парфений отмечал, что многим из них непонятны церковные тексты. Благодаря данному наблюдению и появились молитвы Парфения Киевского. Тексты молитв будущего святого отличались простотой и лаконичностью. Смысл использованных в них слов был ясен и близок каждому прихожанину вне зависимости от уровня образованности и наличия духовных знаний.
Духовные сборники иеросхимонаха включают в себя разные моления, предназначенные практически для всех жизненных ситуаций. Это каждодневная молитва иеросхимонаха Парфения Киевского, текст которой вошел в дневные моления многих православных церквей не только на Руси, но и в Болгарии, на Балканах, на землях Украины. Помимо повседневного моления, иеросхимонах Парфений оставил и другие тексты обращения к Господу.
О чем повседневная молитва
Молитва ежедневная иеросхимонаха Парфения Киевского для чего составлялась и произносилась? Таким вопросом сегодня задаются многие люди, далекие от церковных традиций как прошлого, так и настоящего, но стремящиеся к Господу.
Текст молитвы очень длинный. Начинается он с просьбы о даровании чистоты помыслов и недопущении господства суетности, злобы, гнева и мирской мелочности в душе человека. После этого молящийся просит Бога о даровании места в «блаженной вечности», а также о чистоте и простоте в помыслах своих. Далее молитва Парфения Киевского уделяет внимание просьбе о том, чтобы Господь дал человеку возможность оказаться достойным места в Царствии Божьем. Это крайне важный момент, так как мало кто из занимавшихся составлением молитвенных текстов уделял внимание вопросу о шансе для человека проявить свои лучшие качества.
Далее молитва Парфения Киевского акцентируется на традиционных для духовных текстов нюансах. Молящийся просит Господа о даровании благ не только близким ему людям, но и всему человечеству в целом, об обереге от соблазнов и грехопадения.
В завершении моления верующий просит Бога за всех сирых, несчастных, убогих и больных, за умирающих и страждущих, за неизлеченных врачами и тех, кто блуждает во тьме без милости Божьей. Заканчивается молитва иеросхимонаха Парфения Киевского просьбой об упокоении для всех людей и единении их с Господом.
Нужно ли читать молитву дословно
Сам иеросхимонах взялся за составление молитвенных текстов по причине непонятности для многих верующих существующих вариантов, читаемых на служениях. То есть священнослужитель превыше всего ставил в молении простоту и искренность, а не бездумное заучивание и повторение того, что не совсем понятно человеку.
Он стремился к тому, чтобы была близка верующим, проста и доходчива молитва Парфения Киевского. Когда читать текст, расскажем немного ниже.
Со времен составления молитвы прошло много десятилетий. Хотя главные темы просьб, с которыми люди обращаются к Господу, остаются неизменными, форма их выражения не может быть такой же, как во времена жизни Парфения. Соответственно, дословное чтение текста моления вовсе не требуется. Молитва Парфения Киевского может произноситься и своими словами, нужно лишь не забывать о составляющих ее тезисах.
Как можно помолиться
Оригинальный текст повседневного моления очень длинный. Он переполнен обращениями к Господу и устаревшими, вышедшими из обихода словами. Многие современные сборники молитв предлагают верующим короткие и понятные варианты этого текста.
Адаптированный для сегодняшнего дня текст знаменитой повседневной молитвы иеросхимонаха вполне можно составить самостоятельно. Но можно воспользоваться и готовыми вариантами.
Пример адаптированного текста:
«Господь Иисус Христос, Сын Божий! Не дай суете, плотским желаниям, самолюбию и суетным заботам, лени и гневу завладеть мною и отвлечь от любви к Тебе. Господь наш Всемилостивый, прими мое упование и не оставь в делах и заботах. Даруй чистоту сердцу и помыслам, покой душе и благонравие. Не оставь без шанса на путь в Царствие твое, позволь проявить кротость и совершить дела добрые. Не дай сгинуть в соблазнах и не допусти до грехопадения, даруй покой и кротость, внимание к ближнему. Очисти от скорбей и не допусти до уныния. Сбереги от бед и страдания. Не допусти до духа моего праздности, помоги избежать лености и иных грехов. Прими покаяние, ибо нет безгрешных, но есть осознавшие. Даруй терпение и наставь на путь истинный, вразуми и не дай свернуть от Тебя. Вручаю себя в Твою милость и прошу за всех, близких и далеких, знакомых и чужих. Не оставь, Господи, души без покаяния, не дай страждущим впасть в неверие от болезней и прочих испытаний. Укажи путь к тебе заблудшим душам и отпусти людям грехи их. Не допусти роптания, но не дай оскудеть пытливости. Не допусти несправедливостей и бед на земле Твоей, дозволь всем войти в Царствие Божие, аминь».
Составляя свой короткий вариант молитвы Парфения или выбирая готовый текст, нужно не забывать о ее главных моментах – помнить не только о просьбах для себя, а также говорить о даровании шанса проявить лучшие человеческие качества, совершить добрые и богоугодные поступки.
Зачем молиться ежедневно
Каждый человек, просыпаясь по утрам, совершает определенные действия. Как правило, люди умываются, пьют чай или кофе, завтракают, одеваются. Это перечень того, что большинство людей делают, собираясь на работу. Эти действия готовят тело человека к дневным заботам и выполнению каких-либо обязанностей.
Молитва – это тоже подготовка к предстоящему дню, но только для души. Молитва настраивает ее на предстоящий день точно так же, как чашка крепкого чаю или кофе настраивают разум. Молитва дает душе силы, как завтрак дает энергию телу. Поэтому молиться нужно, и не только с утра, но перед отходом ко сну.
Какие еще молитвы составлял иеросхимонах Парфений
Не только повседневная молитва Парфения Киевского составила его наследие. Оставил после себя иеросхимонах и несколько вариантов молитв к Господу, тексты, обращающиеся к Богоматери и восхваляющие ее.
Отдельного внимания заслуживают предсмертные молитвы авторства Парфения. В своих рассуждениях о мирской жизни иеросхимонах уделял большое внимание вопросам становления медицины в ущерб духовности. Священнослужитель не отрицал науку и врачевание, но обращал внимание на то, что тело и дух едины, а в больницах об этом забывают. Он подчеркивал, что для страждущих важно не только облегчение боли и излечение телесного недуга, но и духовная опора. Особенно важен этот момент для неизлечимых больных.
Иеросхимонах сетовал на то, что врачи пытаются только избавить тело от болей, но не думают о поддержке духа. Сборник предсмертных молитв был составлен священнослужителем для того, чтобы немощные, неизлечимые и просто тяжелобольные люди могли поддержать себя духовно, не впасть в отчаяние и уныние, не потерять веру во время телесных страданий.
Эти молитвы не отличаются длинными текстами. Они предельно короткие и лаконичные. Разумеется, дословно моления тоже можно не запоминать, а произносить их своими словами, не меняя сути.
Пример адаптированного текста:
«Господи, помилуй меня и утешь. Оботри испарину смертную и прими в объятия свои. Открой мне Царствие Небесное и даруй крепость духа на смертном одре. Не допусти слабости и умерь страдания, аминь».
Важность таких молитв трудно переоценить. Но они предназначены лишь для тех, кто действительно находится на смертном одре. Тем людям, которые не ощущают приближения смерти, даже если доктора ее и пророчат, следует молить Бога о здравии.