История предпринимательства

Сегодня предпринимательство является одним из наиболее прибыльных видов деятельности. Далеко не всегда и не для всех оно было успешным, но, тем не менее, пережило самые трудные времена и до сих продолжает существовать. Какими же были основные этапы развития предпринимательства?

Предприниматели древности

Этот вид деятельности начал развиваться вместе с товарно-денежными отношениями. И в древности, и в средневековье понятие «предпринимательство» больше всего ассоциируется с торговлей. В древности славу купеческого народа приобрели сначала финикийцы, основавшие на берегах Средиземного моря множество колоний. Возникая как торговые поселения, колонии со временем становились самостоятельными государствами и подчиняли себе значительные территории. Ярким примером может быть Карфаген, ставший могущественной средиземноморской державой. Со временем история предпринимательства пополнилась и другими примерами активной торговли. Древние греки, ставшие не менее талантливыми мореходами, чем финикийцы, торговали с различными странами Востока и со своими колониями, рассеянными по побережью Средиземного и Черного морей. Из причерноморских колоний в Грецию поступали воск, кожи, мед, зерно, скот. Из Африки везли слоновую кость. Египет снабжал льняными тканями, Карфаген поставлял ковры. Сами же греки были знамениты вином и оливковым маслом.

Некоторые историки считают, что хозяйственный уклад античных цивилизаций можно назвать капиталистическим. Ведь там уже были и частная собственность, и товарно-денежные отношения, и экспорт с импортом. Но преобладание принудительного, рабского труда как-то с капитализмом не вяжется.

От купцов и ремесленников – к предпринимателям

История предпринимательства охватывает и средневековье. Здесь основным видом предпринимательской деятельности также были торговые операции. Древнерусские купцы вели активную торговлю с Византией, получая оттуда предметы роскоши и греческое вино, которое любили употреблять киевские князья. Торговали и со странами Востока и греческими колониями в Крыму. К предпринимателям на Руси, как и в древних государствах, можно отнести и ремесленников. Ведь они, как и купцы, работали на себя: производили товары, занимались их сбытом, вкладывали деньги в сырье и оборудование.

В средневековой Европе купцы и ремесленники начинают создавать свои союзы, которые в торговой сфере назывались гильдиями, а в ремесленной – цехами. Без этих организаций история развития предпринимательства была бы неполной. Торговые союзы, такие как Ганза в средневековой Германии, со временем стали мощными организациями, своего рода государствами в государстве. Цеха, следившие за качеством и ценами на продукцию, позже стали основой для возникновения первых капиталистических предприятий – мануфактур, где вчерашние мастера превратились в хозяев, а подмастерья – в наемных рабочих. Впрочем, так было не всегда: часто цеховая организация только сковывала развитие предпринимательства. Ведь цеха не были заинтересованы ни в колебаниях цен на продукцию, ни во внедрении новых изобретений, повышающих производительность труда.

Предпринимательство доминирует

Окончательно за рамки торговли предпринимательство вышло в конце средневековья. Собственно говоря, с этого момента и начинается история предпринимательства в нашем привычном понимании. В конце XIV века появляются первые мануфактуры – предприятия, где на всех этапах производства использовался ручной труд наемных работников. Во многих европейских странах в предпринимательскую деятельность активно включается дворянство, которое начинает заниматься товарным хозяйством, разводя овец или выращивая зерновые. XVI век можно считать временем появления первых акционерных обществ, таких, к примеру, как Московская компания, созданная в Англии для торговли с Россией. В конце XVII века на акционерных началах создаются первые банки.

В конце XVIII века в развитии предпринимательской деятельности наступает новый этап. Появляются первые фабрики, где использование машин увеличивает производительность труда и снижает себестоимость продукции. Активно развивается и акционерная форма организации предприятий, что способствует развитию крупного предпринимательства. В ХІХ веке капиталистические отношения окончательно становятся доминирующими в мировой экономике.

История предпринимательства не окончена. Этот вид деятельности продолжает развиваться и теперь. Несмотря на то, что вести собственный бизнес, особенно на постсоветском пространстве, непростое дело, предпринимательство до сих пор не теряет своей привлекательности для многих людей.

Комментарии