Трудовая миграционная политика России – борьба противоположностей
В июне 2012 г. президент РФ утвердил документ, определяющий долгосрочную миграционную политику России до 2025 года. Сам факт разработки долгожданной концепции говорит о том, что государственные мужи наконец-то повернулись лицом к давно назревающей проблеме, и миграционная политика РФ заинтересовала власть предержащих. Ведь только по официальным данным, предоставленным ФМС России, на территории федерации живут и трудятся более десяти миллионов иностранцев. Не секрет, что большинство из них въехало в страну нелегально. И это только официальная статистика. Многие независимые эксперты называют гораздо более высокие цифры, а газеты пестрят заголовками о недовольстве коренного населения наплывом гастарбайтеров. Так чем же характеризуется государственная миграционная политика современного периода?
Прежде всего, в России бытует два диаметрально противоположных мнения о целесообразности привлечения рабочей силы из ближнего зарубежья. С одной стороны, властями неоднократно озвучивается идея о том, что только благодаря привлечению трудовых мигрантов, благодаря использованию более дешевой, причем более квалифицированной рабочей силы, можно удержать экономический рост государства и благосостояние населения.
Но в реальности миграционная политика настолько не отрегулирована, что о массовом притоке квалифицированных кадров говорить не приходится. Исходя из этого, вытекает совершенно другое мнение – о возникновении скрытой безработицы за счет использования труда мигрантов. Постепенно растет доля населения с низкими доходами, готовая работать с заниженным уровнем оплаты труда, лишь бы иметь возможность трудоустроиться. Низкооплачиваемое неквалифицированное выполнение работ не может привести к повышению производительности труда, а без нее бессмысленно вести речь об экономическом росте.
Инициативы премьера Медведева, считающего, что миграционная политика должна ужесточаться за счет увеличения штрафов и введения суровой уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, уже не являются превентивными мерами. Годы бесконтрольного безвизового въезда создали своеобразные инфраструктуры в сфере миграционного законодательства. Привлеченные гастарбайтеры создали свой отлаженный параллельный мир, со своими ветвями негласной власти. Между тем, повсеместно растет недовольство коренного населения, и нельзя сказать, что высказываемые претензии несправедливы. Ряд российских регионов перенасыщен трудовыми мигрантами, и подобная ситуация создает конкуренцию на рынке труда и выливается в социальное напряжение. Существующая миграционная политика не решает вопросы налоговых выплат, не определяет порядок медицинского обеспечения приезжих, не обеспечивает баланс между мигрантами и местными жителями.
Принципы и задачи, заложенные в вышеупомянутую концепцию, отчасти призваны решить ряд возникающих вопросов. Но уж слишком часто идеи и инициативы, вскользь высказанные в верхних эшелонах власти, воспринимаются как беспрекословное руководство к действию и влекут за собой необдуманные управленческие решения. Миграционная политика и проблемы, с ней связанные, не могут быть подвержены решениям, принятым на уровне эмоций. Ужесточение степени ответственности за нелегальную миграцию не изменит во многом общую неблагоприятную картину.
Добиться позитивных сдвигов в области трудовой миграции возможно лишь при комплексном подходе к осознанию происходящих процессов и поэтапному их выправлению. Остается надеяться, что эта концепция, как первый принятый документ, определяющий приоритеты государственной миграционной политики, не останется озвученной лишь на бумаге и устранит существующие противоречия между населением России и приезжими рабочими.