Уникальные и взаимозаменяемые товары
Каждый человек при покупках не один раз выбирал из разных, но одинаково нужных вещей более дешёвую. Это и есть взаимозаменяемые товары. Дадим им научное определение.
Взаимозаменяемые товары – это субституты, характеризующиеся тем, что рост цены на один из субститутов, вызывает увеличение спроса на другой субститут.
Говоря простым языком, товар, цена на который повысилась, уже пользуется не таким большим спросом, по сравнению с другим товаром, который имеет меньшую цену.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что цена даёт спросу основное направление.
Итак, взаимозаменяемые товары, примеры:
1. Рассмотрим среднестатистическую семью, состоящую из трёх человек. Матери нужно купить пуховик за 7 тысяч рублей, а сыну зимние сапоги за 3 тысячи рублей. Приобрести сразу и то, и другое у семьи нет возможности, но и пуховик, и сапоги в равной степени важны. Какую вещь семья купит первой? Сапоги, ведь они дешевле.
2. Опять же среднестатистическая семья из трёх человек отправляется на пикник. Необходимо выбрать воду, встаёт вопрос о том, какую? Вода с лимонным вкусом стоит 10 рублей, а с клубничным вкусом стоит 7 рублей. Вода с лимонным вкусом и вода с клубничным вкусом – взаимозаменяемые товары. Какую выберет семья? Воду с клубничным вкусом стоимостью 7 рублей.
Но взаимозаменяемые товары могут меняться местами между собой. Вернёмся к воде. Через неделю производители воды с лимонным вкусом заметят, что продажи снизились, и при анализе рынка потребителей выяснится почему. Встанет вопрос о том, что делать? Как победить конкурентов? В этом случае есть два законных выхода из сложившейся ситуации:
1. Понизить или уравнять цену.
Вода с клубничным вкусом стоит 7 рублей, при равной цене покупатель будет выбирать товар по вкусовому предпочтению. Если же цена будет ниже, например, 6 рублей, безусловно, вода со вкусом лимона будет пользоваться большей популярностью, чем со вкусом клубники. Но как цена в 6 рублей отразится на предприятии? Окупаемость станет меньше, следовательно, и уменьшится прибыль, что в свою очередь приведёт к сокращению заработной платы работников или сокращению числа работников. И то, и другое снизит объём поставки товара в магазины, а значит, и объём продаж. В конечном счете, низкая цена, но большой спрос могут привести к банкротству предприятия. У воды с клубничным вкусом больше не будет конкурента, что на руку её производителям. Значит, вариант понижения или уравнивания цены не подходит, так как чреват грустными последствиями.
2. Придание товару уникальности.
Можно не изменять цену товара, а пойти более креативным и прибыльным путём – сделать товар уникальным. Пусть вместе с водой лимонного вкуса покупатель получает подарок – жевачку или трубочку. Можно сделать по-другому: пусть лимонная вода будет газированной. И в том, и в другом случае цена в 10 рублей будет полностью оправданна, а вода с лимонным вкусом и вода с клубничным вкусом перестанут быть конкурентами.
Обобщим наш пример выводом: взаимозаменяемые товары при приобретении одним из них уникальности перестают взаимозаменять друг друга, что на руку обоим предприятиям.
Итак, приобретение товаром уникальности – отличный выход при конкуренции. Дадим уникальным товарам научное определение.
Уникальные товары – это продукция, характеризующаяся отдельными уникальными свойствами и не участвующая в вопросах конкуренции.
К сожалению всех производителей, есть одно важное правило рынка: все товары не могут быть уникальными. Как сказано выше, уникальные товары не участвуют в конкуренции, если не будет конкуренции, не будет стимула к обновлениям, следовательно, не будет прогресса. Но общество должно развиваться, общество требует нового, значит, все предприятия уникальных товаров без обновления своей продукции рано или поздно придут к банкротству.