Американский композитор Леонард Бернстайн: биография, творчество и интересные факты
Биография Леонарда Бернстайна началась в Лоуренсе, штат Массачусетс. Он был сыном украинских евреев Дженни (урожденная Резник) и Самуэля Джозефа Бернстайна, оптового торговца косметическими товарами. Оба родителя были родом из Ровно (ныне Украина).
Ранние годы
Его семья часто жила в своем летнем доме в Шароне, штат Массачусетс. Его бабушка настояла, чтобы мальчика назвали Луи, но родители всегда называли его Леонардом. Он юридически изменил свое имя на Леонард, когда ему было пятнадцать, вскоре после смерти бабушки. Его друзьям и многим другим он представлялся просто «Ленни».
В очень раннем возрасте Леонард Бернстайн услышал выступление пианиста и сразу был пленен этой чарующей музыкой. Впоследствии он начал серьезно изучать фортепьяно, после того, как его семья приобрела пианино его кузины Лиллиан Голдман. Бернстайн посещал Гаррисонскую гимназию и Бостонскую латинскую школу. В детстве он был очень близок к своей младшей сестре Ширли и часто играл с ней на фортепьяно целые оперы и симфонии Бетховена. В юности у него было множество репетиторов фортепиано, в том числе Хелен Коутс, которая позже стала его секретарем.
Университет
После окончания Бостонской латинской школы в 1935 году будущий дирижер Леонард Бернстайн посещал Гарвардский университет, где изучал музыку под руководством Эдварда Берлингема-Хилла и Уолтера Пистона. Самое большое интеллектуальное влияние в Гарварде на Бернстайна произвел, вероятно, профессор эстетики Дэвид Пралл, чей многодисциплинарный взгляд на искусство великий композитор разделял всю оставшуюся жизнь.
В то время Бернстайн также встретился с дирижером Димитрием Митропулосом. Хотя он никогда не учил Бернстайна, харизма и сила Митропулоса как музыканта оказали большое влияние на его решение заняться дирижированием. Митропулос не был стилистически близок Леонарду Бернстайну, но он, вероятно, повлиял на некоторые из его поздних привычек, а также привил ему интерес к Малеру.
Взрослая жизнь
После учебы будущий дирижер жил в Нью-Йорке. Он делил квартиру со своим другом Адольфом Грином и часто выступал вместе с ним, Бетти Комден и Джуди Холлидей в комедийной труппе под названием «Революционеры», которая выступала в Гринвич-Виллидж. Он арендовал помещения у музыкального издателя, транскрибировал музыку и создавал аранжировки под псевдонимом Ленни Амбер. ("бернстайн" по-немецки "янтарь", как и "амбер" по-английски) В 1940 году он начал свое обучение в летнем институте Бостонского симфонического оркестра Танглвуд в классе оркестрового дирижера Сержа Кусевицкого.
Дружба Бернстайна с Копландом (который был очень близок к Кусевицкому) и Митропулосом принесла свою пользу, так как помогла ему получить место в классе. Возможно, Кусевицкий не научил Бернстайна основному стилю дирижирования (который он уже разработал при Рейнере), но вместо этого стал для него своего рода фигурой отца и, возможно, привил ему эмоциональный способ интерпретации музыки. Затем Бернстайн стал ассистентом дирижера Кусевицкого и позже посвятил ему свою Симфонию № 2 «Эпоха беспокойства».
Начало карьеры
14 ноября 1943 года, недавно назначенный ассистентом дирижера Артура Родзинского из Нью-Йоркского филармонического оркестра, он сделал свой главный дебют в кратчайшие сроки - и без какой-либо репетиции - после того, как приглашенный дирижер не смог выступить из-за гриппа. В программе были работы Шумана, Миклоша Рожа, Вагнера и «Дон Кихот» Рихарда Штрауса с солистом Джозефом Шустером, сольным виолончелистом оркестра. Перед концертом Леонард Бернстайн поговорил с Бруно Уолтером, бегло обсудив предстоящие трудности в работе. На следующий день газета The New York Times опубликовала эту историю на своей первой странице и заметила в редакционной статье: «Это хорошая американская история успеха. Теплый, дружелюбный триумф наполнял Карнеги-холл и распространялся по воздуху». Он сразу же стал известным, потому что концерт транслировался через CBS Radio на всю страну, а затем Бернстайн начал выступать в качестве приглашенного дирижера со многими американскими оркестрами.
Во главе оркестра
С 1945 по 1947 год Бернстайн был музыкальным директором оркестра "Симфония" в Нью-Йорке, который был основан дирижером Леопольдом Стоковски. Оркестр (при поддержке мэра) был нацелен на другую аудиторию, чем Нью-Йоркская филармония, с более современными программами и более дешевыми билетами.
Дальнейшая карьера
Бернстайн был преподавателем теории музыки с 1951 по 1956 в Университете Брандейса, а в 1952 году он организовал Фестиваль творческих искусств. Он ставил различные постановки на первом фестивале, в том числе премьеру своей оперы «Беспокойство на Таити» и английскую версию «Трехпенной оперы» Курта Вайля. Фестиваль был переименован в честь него в 2005 году, став Фестивалем творчества имени Леонарда Бернстайна. В 1953 году он был первым американским дирижером, который появился в Ла Скала в Милане, дирижируя оркестром во время выступления Марии Каллас в "Медее" Керубини. Каллас и Бернстайн после этого много раз работали вместе. Вспоминая о том периоде, биографы называют самой известной работой Леонарда Бернстайна "Вестсайдскую историю".
В 1960 году Бернстайн и Нью-Йоркская филармония провели фестиваль Малера, посвященный 100-летию со дня рождения композитора. Бернстайн, Уолтер и Митропулос организовали и провели все спектакли фестиваля. Вдова композитора, Алма, присутствовала на некоторых репетициях Леонарда. В 1960 году он сделал свою первую коммерческую запись симфонии Малера (четвертой), и в течение следующих семи лет он работал над первым полноценным циклом записей всех девяти завершенных симфоний Малера. Все они были представлены Нью-Йоркской филармонией, кроме 8-й симфонии, которая была записана Лондонским симфоническим оркестром для концерта в Королевском Альберт-Холле в Лондоне в 1966 году. Успех этих записей наряду с концертами Бернстайна и телевизионными трансляциями определил возрождение интереса к Малеру в 1960-х годах, особенно в США.
Бернстайну также нравился датский композитор Карл Нильсен (которого тогда мало кто знал в США) и Жан Сибелиус, популярность которого к тому времени начала исчезать. В итоге он все-таки записал полный цикл симфоний Сибелиуса и три симфонии Нильсена (№ 2, 4 и 5), а также провел записи его скрипки, кларнета и флейт-концертов. Он также записал 3-ю симфонию Нильсена в Королевском датском оркестре после своего широко известного публичного выступления в Дании. Бернстайн также выступал с репертуаром американских композиторов, особенно тех, с которыми он был близок, таких как Аарон Копленд, Уильям Шуман и Дэвид Даймонд. Он также начал более активно записывать свои собственные композиции для Columbia Records. Это включало его три симфонии, его балеты и симфонические танцы из Вестсайдской истории с Нью-Йоркской филармонией. Он также издал свой собственный музыкальный альбом 1944 года On The Town - первую почти полную запись оригинала с участием нескольких членов их старой бродвейской труппы, включая Бетти Комден и Адольфа Грина. Леонард Бернстайн также сотрудничал с экспериментальным джазовым пианистом и композитором Дейвом Брубеком.
Уход из филармонии
После ухода из Нью-Йоркской филармонии Бернстайн продолжал появляться с ней в течение многих лет до своей смерти, совместно гастролируя по Европе в 1976 году и по Азии в 1979 году. Он также укрепил свои отношения с Венской филармонией - записывал с ними все девять законченных симфоний Малера (плюс адажио с 10-й симфонии) в период с 1967 по 1976 год. Все они были записаны для студии Unitel, за исключением записи 1967 года, которую Бернстайн записывал с Лондонским симфоническим оркестром в Элийском соборе в 1973 году. В конце 1970-х годов композитор и дирижер сыграл и записал полный симфонический цикл Бетховена с Венской филармонией, а в 1980-х годах за ним должны были последовать циклы Брамса и Шумана.
Работа в Европе
В 1970 году Бернстайн решил сняться в девяностоминутной программе, снятой в Вене и вокруг нее прямо во время празднования 200-летия Бетховена. В ней представлены фрагменты репетиций и выступлений Бернстайна для концертов Отто Шенка Фиделио. Помимо Бернстайна, дирижирующего 1-й фортепианный концерт во время игры Девятой симфонии, исполненной Венской филармонией, на концерте в качестве солиста выступал еще молодой Пласидо Доминго. Шоу, первоначально названное «День рождения Бетховена: Праздник в Вене», выиграло «Эмми» и было выпущено на DVD в 2005 году. Летом 1970 года, во время Лондонского фестиваля, он сыграл «Реквием» Верди в соборе Святого Павла с Лондонским симфоническим оркестром.
Последние годы
В 1990 году Леонард Бернстайн получил международную премию «Премиум Империал», присужденную за пожизненные достижения в искусстве. Композитор использовал приз в размере 100 000 долларов для создания «Образовательного фонда Бернстайна» (BETA), Inc. Он предоставил этот грант для разработки образовательной программы, специализирующейся на искусстве. Центр Леонарда Бернстайна был создан в апреле 1992 года и инициировал обширные исследования в области музыкальной теории, в результате чего была разработана так называемая "модель Бернстайна", а также особая программа обучения искусству, названная в честь великого композитора и режиссера.
19 августа 1990 года Бернстайн выступил как дирижер в Танглвуде, а Бостонский симфонический оркестр под его руководством сыграл «Четыре морских интерлюдии» Бенджамина Бриттена и Питера Граймса, а также Симфонию № 7. Бетховена. Его охватил сильнейший приступ кашля во время третьей части симфонии Бетховена, но Бернстайн, тем не менее, продолжал дирижировать концертом вплоть до его завершения, оставив сцену во время оваций. Спустя менее чем через два месяца музыкальные произведения Леонарда Бернстайна "осиротели" - их создатель, согласно официальной версии, скончался от рака легких.
Личная жизнь
Интимная жизнь великого дирижера и композитора вызывает множество споров с точки зрения ее моральной оценки. Все официальные краткие биографии Леонарда Бернстайна сходятся на том, что он был 100% гомосексуалистом и женился лишь ради продвижения по карьере. О его сексуальной ориентации знали все коллеги и даже жена. Ближе к концу жизни он решил, что больше не может врать себе и всем остальным, и переехал к своему тогдашнему партнеру - музыкальному директору Тому Контрану. Цитаты Леонарда Бернстайна, по которым можно было бы отчетливее судить о его личной жизни, не сохранились.