Внешняя среда организации

При управлении предприятием важно учитывать не только внутренние переменные, но и те, которые представляет собой внешняя среда организации. Они также влияют не принятие менеджерами всех уровней решений, способствующих повышению эффективности функционирования компании.

Внешняя среда организации – это те события и факторы, которые не зависят от ее деятельности, но оказывают на нее серьезное влияние.

Существуют различные классификации, например, факторы делятся на прямые и косвенные, но хотелось бы подробнее остановиться на 10 секторах, которые в отечественной практике представляют собой интерес.

1. Промышленность, или производство.

В этом секторе отражаются многие элементы, например, конкуренция, взаимодействие со смежными отраслями, характеристика объемов деятельности предприятия, характеристика конкурентной продукции.

2. Сырье

Здесь упоминаются поставщики, производители смежных отраслей, рынок недвижимости.

Любое предприятие заинтересовано в обладании достаточно полной информацией о поставщиках, для этого учреждаются соответствующие службы и вводятся определенные должности (менеджер по закупкам).

3. Человеческие ресурсы

Внешняя среда организации является также поставщиком специалистов на конкретное предприятие. Например, ВУЗы, ССУЗы заключают договоры с компаниями, согласно которым выпускники могут пройти стажировку и в дальнейшем получить постоянное место работы.

4. Финансовые ресурсы

Наиболее яркие представители этого сектора – банковская система, биржи, финансово-кредитные учреждения, система частных инвесторов. Как известно, многие предприятия привлекают заемные средства для формирования своей ресурсной базы и обеспечения нормальной жизнедеятельности, для чего они обращаются в коммерческие банки или к инвесторам.

5. Технология

Научно-технический прогресс, исследования, электронная коммерция, информационные технологии – все это внешняя среда организации. Менеджмент не изобретает велосипед, всем известно, что любое предприятие стремится к максимизации прибыли, но также и к тому, чтобы продукция была наиболее конкурентоспособной. С этой целью проводятся фундаментальные исследования, для которых в компаниях учреждаются соответствующие службы.

6. Рынок

Рынок представлен потребителями и пользователями товаров и услуг. Внешняя среда организации в российской практике акцентирует внимание только на первых.

7. Экономические условия

Внешняя среда организации оказывает влияние на деятельность предприятий посредством таких показателей, как уровень инфляции, безработицы в стране, уровень экономического роста. Большое значение имеет также фаза экономического цикла, на которой находится страна в данный момент.

8. Правительство

Данный сектор включает законодательные акты, систему налогообложения и различные политические процессы.

9. Социокультурный сектор

Здесь рассматриваются различные ценности, господствующие в стране, например, система профессиональной этики, защита прав потребителей и другие.

10. Международный сектор

Курс валют, конкуренция со стороны иностранных компаний, возможность выхода на мировую арену – все это представлено в десятом секторе.

Очевидно, что каждый пункт разбит на показатели, по которым анализируется внешняя среда организации. Менеджмент предлагает различные методы анализа, например, STEP, с помощью которого можно оценить влияние отдельно взятого фактора на деятельность компании.

Таким образом, очевидно, что внешняя среда организации – это всеохватывающее понятие. Оно влияет на все внутренние переменные, поэтому менеджеры должны учитывать факторы, разрабатывать политику своевременного реагирования на те или иные события, происходящие «снаружи».

Комментарии