Этика в философии: основные принципы, категории, примеры

Философия, онтология и этика неразрывно связаны друг с другом. Однако последняя стремится решать вопросы человеческой морали. Этика - раздел философии, определяющий такие понятия, как добро и зло, правильное и неправильное, добродетель и порок, справедливость и преступность. Она часто является синонимом моральной философии. Как область интеллектуального исследования, моральная философия также связана с областями психологии, описательной этики и теории стоимости. Диалоги о философии и этике являются одним из любимейших развлечений студентов философских факультетов и людей, интересующихся этой гуманитарной дисциплиной.

Этимология

Английское слово «этика» происходит от древнегреческого слова ēthikós (ἠθικός), что означает «относящийся к своему характеру», которое в свою очередь происходит от коренного слова êthos (ἦθος), означающего «характер, нравственный». Слово затем перешло в латынь как etica, а затем во французский язык и через него во все остальные европейские языки.

Определение

Рашворт Киддер утверждает, что стандартные определения этики обычно включают такие фразы, как «наука об идеальном человеческом характере» или «наука о нравственном долге». Ричард Уильям Пол и Линда Элдер определяют этику как «набор понятий и принципов, которые дают возможность нам определить, какое поведение помогает или вредит разумным существам». Кембриджский словарь философии утверждает, что слово «этика» обычно используется как синоним слова «мораль», а иногда применяется более узко, чтобы обозначать моральные принципы конкретной традиции, группы или индивида. Некоторые полагают, что большинство людей путают этику с поведением в соответствии с социальными нормами, религиозными убеждениями и законом, и не рассматривают ее как самостоятельную концепцию.

Слово «этика» как на русском, так и на английском языке относится к нескольким вещам. Оно может ссылаться на этику в философии или моральную философию - науку, которая пытается использовать разум для ответа на различные нравственные вопросы. Как пишет английский философ Бернард Уильямс, пытаясь объяснить моральную философию: «Что делает исследование философским - это отражающая общность и стиль аргументации, добивающийся рациональной убедительности». Уильямс рассматривает этику как дисциплину, исследующую очень широкий вопрос: «Как жить?»

А вот что о ней писал биоэтик Ларри Черчилль: «Этика, понимаемая как способность критически осмыслять нравственные ценности и направлять наши действия с точки зрения таких ценностей, является общечеловеческим качеством». Этика может быть использована для описания личности конкретного человека, а также собственных особенностей или привычек. Благодаря влиянию философии и науки этика стала одним из самых обсуждаемых вопросов в обществе.

Метаэтика

Это вид этики в философии, исследующий вопрос, что именно мы понимаем, знаем и имеем в виду, когда говорим о том, что правильно и что неправильно. Этический вопрос, относящийся к конкретной практической ситуации, например «Должен ли я съесть этот кусок шоколадного торта?», не может быть метаэтическим вопросом (скорее, это прикладной этический вопрос). Метаэтический вопрос является абстрактным и относится к широкому кругу более конкретных практических вопросов. Например, вопрос «Возможно ли иметь надежное знание о том, что правильно и что неправильно?» является метаэтическим.

Аристотель предполагал, что в этике возможно менее точное знание, чем в других областях исследования, потому рассматривал этическое знание как зависящее от привычки и аккультурации таким образом, чтобы отличаться от других видов знания.

Когнитивные и некогнитивные теории

Исследования того, что мы знаем об этике, делятся на когнитивизм и нонкогнитивизм. Последняя теория означает мнение, что, когда мы судим о чем-то нравственно правильном или неправильном, это не является ни истинным, ни ложным. Мы можем, например, только выразить наши эмоциональные чувства по поводу этих вещей. Когнитивизм можно рассматривать как утверждение, что, когда мы говорим о правильном и неправильном, мы говорим о фактах. Философия, логика, этика - неразрывные понятия, с точки зрения когнитивистов.

Онтология этики относится к ценностям или свойствам, то есть к предметам, на которые ссылаются этические положения. Нонкогнитивисты считают, что этика не нуждается в конкретной онтологии, поскольку этические положения к ней не относятся. Это называется антиреалистической позицией. Реалисты, с другой стороны, должны объяснить, какие сущности, свойства или положения имеют отношение к этике.

Нормативная этика

Нормативной этикой является изучение этических действий. Именно эта ветвь этики в философии исследует множество вопросов, возникающих при рассмотрении того, как следует действовать с моральной точки зрения. Нормативная этика отличается от метаэтики тем, что исследует стандарты правильности и неправильности действий, не касаясь логической структуры и метафизики нравственных факторов. Нормативная этика также отличается от описательной, поскольку последняя является эмпирическим исследованием моральных убеждений людей. Иными словами, описательная этика была бы связана с определением того, какая доля людей считает, что убийство всегда является злом, в то время как нормативная касается лишь того, правильно ли вообще придерживаться такого убеждения. Следовательно, нормативная этика иногда называется предписывающей, а не описательной. Однако в некоторых версиях метаэтической точки зрения, к примеру в нравственном реализме, моральные факты одновременно являются описательными и предписывающими.

Традиционно нормативная этика (также известная как моральная теория) заключалась в изучении того, что делает действия правильными и неправильными. Эти теории предлагали всеобъемлющий моральный принцип, к которому можно было обратиться в решении сложных нравственных дилемм.

На рубеже 20-го века моральные теории стали более сложными и больше не касались только правдивости и неправильности, но интересовались многими различными формами морали. В середине века изучение нормативной этики уменьшилось, так как метаэтика стала более актуальной. Этот акцент на метаэтике был частично вызван интенсивным лингвистическим фокусом в аналитической философии и популярностью логического позитивизма.

Сократ и вопрос добродетели

На протяжении всей истории философии этика занимает одно из центральных мест в этой первейшей из наук. Однако по-настоящему интенсивный интерес к ней предположительно начался лишь с Сократа.

Добродетельная этика описывает характер морального человека как движущую силу этического поведения. Сократ (469-399 до н. э.) был одним из первых греческих философов, призвавших как ученых мужей, так и простых граждан переключить свое внимание с внешнего мира на нравственное состояние человечества. С этой точки зрения, знания, связанные с человеческой жизнью, были самыми ценными, а все прочие знания были вторичными. Самопознание считалось необходимым для успеха и было по своей сути важным благом. Самопознающий человек будет действовать полностью в пределах своих возможностей, в то время как невежественный человек будет ставить себе недостижимые цели, игнорировать собственные ошибки и столкнется с большими трудностями.

Согласно Сократу, человек должен осознавать каждый факт (и его контекст), имеющий отношение к его существованию, если он хочет достичь успеха на пути самопознания. Он полагал, что люди, следуя своей природе, будут делать то, что хорошо, если они уверены в том, что это действительно хорошо. Плохие или зловредные действия - это результат невежества. Если бы преступник действительно знал об интеллектуальных и духовных последствиях своих действий, он не совершал бы их и даже не рассматривал бы саму возможность их совершения. По словам Сократа, любой человек, который знает, что действительно является правильным, автоматически сделает именно это. То есть, согласно сократовской философии, знание, мораль, и этика - неразрывно связанные друг с другом понятия. Диалоги о философии и этике изобилуют в творчестве Платона - главного ученика Сократа.

Взгляды Аристотеля

Аристотель (384-323 до н. э.) создал этическую систему, которую можно назвать «добродетельной». По мнению Аристотеля, когда человек действует в соответствии с добродетелью, он будет делать хорошие дела, оставаясь довольным собой. Несчастье и разочарование вызваны неправильным, недобросовестным поведением, поэтому людям необходимо действовать в соответствии с добродетелью, чтобы быть довольными. Аристотель считал счастье конечной целью человеческой жизни. Все другие вещи, такие как социальный успех или богатство, считались им важными лишь в той мере, в какой они использовались в практике добродетелей, считающейся самым верным путем к счастью по Аристотелю. Проблемы философии этики, однако, часто игнорировались этим великим древнегреческим мыслителем.

Аристотель утверждал, что душа человека имеет три природы: тело (физические потребности/метаболизм), животное (эмоции/вожделение) и рациональное (ментальное/концептуальное). Физическую природу можно успокоить с помощью физических упражнений и ухода, эмоциональную - через реализацию инстинктов и побуждений, а ментальную - через интеллектуальные занятия и саморазвитие. Рациональное развитие считалось самым важным, необходимым для развития философского самосознания человека. Человек, по Аристотелю, не должен просто существовать. Он должен жить, руководствуясь добродетелью. Взгляды Аристотеля в чем-то пересекаются с "Диалогом о философии и этике" Орксэ.

Мнение стоиков

Стоический философ Эпиктет полагал, что величайшим благом является удовлетворенность и безмятежность. Душевное спокойствие (или апатия) является самой высокой ценностью. Контроль своих желаний и эмоций ведет к духовному миру. «Непобедимая воля» занимает центральное место в этой философии. Воля индивида должна быть независимой и неприкосновенной. Также, согласно стоикам, человеку необходима свобода от материальных привязанностей. Если вещь ломается, он не должен расстраиваться, как и в случае смерти близкого человека, который состоит из плоти и крови и изначально обречен на смерть. Стоическая философия утверждает, что, принимая жизнь как нечто такое, что нельзя изменить, человек по-настоящему возвышается.

Эпоха модерна и христианства

Современная добродетельная этика была популяризирована в конце 20-го века. Анском утверждал, что косвенная и деонтологическая этика в философии возможна только в качестве универсальной теории, основанной на божественном праве. Будучи глубоко верующим христианином, Анском предложил, чтобы те, кто не придерживался этического доверия к понятиям божественного закона, занимались этикой добродетели, которая не требует универсальных законов. Аласдейр Макинтайр, который написал книгу «После добродетели», был ключевым создателем и сторонником современной этики добродетели, хотя некоторые утверждают, что Макинтайр придерживается релятивистской точки зрения, основанной на культурных нормах, а не на объективных стандартах.

Гедонизм

Гедонизм утверждает, что основная этика - это максимизация удовольствия и минимизация боли. Есть несколько школ гедонистического направления, начиная от тех, кто выступает за подчинение даже кратковременным желаниям, и заканчивая теми, кто учит стремлению к духовному блаженству. При рассмотрении последствий человеческих действий они варьируются от тех, кто выступает за индивидуальную этическую оценку, не зависящую от других, к тем, кто заявляет, что нравственное поведение само по себе максимизирует удовольствие и счастье для большинства людей.

Киренаики, основанные Аристиппом из Кирены, провозглашали немедленное удовлетворение всех вожделений и неограниченное удовольствие. Они руководствовались принципом: «Ешь, пей и веселись, ведь завтра мы умрем». Даже мимолетные желания должны быть удовлетворены, ведь существует опасность того, что возможность для их удовлетворения в любой момент может быть утеряна. Киринейский гедонизм поощрял стремление к наслаждению, считая, что удовольствие добродетельно само по себе.

Эпикурейская этика - это гедонистическая форма добродетельной этики. Эпикур полагал, что правильно понятое удовольствие будет совпадать с добродетелью. Он отвергал экстремизм киренаиков, полагая, что некоторые удовольствия все же наносят ущерб людям.

Косвентизм

Государственный косвентизм является этической теорией, которая оценивает моральную ценность поступков, исходя из того, насколько они отвечают основным потребностям государства. В отличие от классического утилитаризма, который рассматривает удовольствие как моральное благо, косвентисты считают главными благами порядок, материальное благосостояние и рост населения.

Косвентизм, или консеквенциализм относится к моральным теориям, которые подчеркивают важность последствий конкретного действия. Таким образом, с косвенной точки зрения, морально правильное действие - это действие, которое дает хороший результат или следствие. Эта точка зрения часто выражается в форме афоризма «цель оправдывают средства».

Термин «косвентизм» был придуман Г. Э. М. Анском в его эссе «Современная моральная философия» в 1958 году, чтобы описать то, что он считал центральной ошибкой некоторых моральных теорий, например предложенных Миллем и Сиджвиком. С тех пор этот термин стал общим в английской этической теории.

Утилитаризм

Утилитаризм - это этическая теория, которая утверждает, что правильный курс действий - это тот, который максимизирует положительный эффект, такой как счастье, благосостояние или способность жить в соответствии с личными предпочтениями. Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль являются влиятельными сторонниками этой философской школы. Благодаря этой философии, этика как наука долгое время была в значительной степени утилитарной.

Прагматизм

Прагматическая этика, связанная с философами-прагматиками, такими как Чарльз Сандерс Пирс, Уильям Джеймс и особенно Джон Дьюи, считает, что моральная корректность эволюционирует аналогично научным знаниям. Таким образом, моральные понятия, согласно прагматикам, время от времени нужно реформировать. Современная этика социальной философии во многом опирается именно на взгляды прагматиков.

Комментарии