Теория стоимости: описание, виды и применение. Теория прибавочной стоимости: описание

Классическая теория стоимости посвящена одному из самых важных элементов экономических отношений. Без нее сложно представить современные товарные и денежные связи различных производителей и покупателей.

Классическая теория

Самая известная теория стоимости также называется трудовой теорией стоимости. Ее основоположником является знаменитый шотландский исследователь Адам Смит. Он создал английскую школу классической экономики. Главным тезисом ученого была мысль о том, что благосостояние народа может расти только за счет повышения производительности его труда. Поэтому Смит публично выступал за улучшение условий работы всего английского населения. Его теория стоимости гласит, что источником стоимости служит общественно разделенный труд во всех сферах производства.

Этот тезис был развит другим выдающимся экономистом начала XIX века Давидом Рикардо. Англичанин утверждал, что цена на любой товар определяется трудом, необходимым для его производства. Для Рикардо теория стоимости Смита была основой всей экономики капитализма.

Марксистская теория

Трудовую теорию стоимости взял на вооружение еще один известный экономист. Им был Карл Маркс. Немецкий философ и идеолог изучил обмен товаров на рынке и пришел к выводу, что у всех продуктов (даже самых разнородных) есть одинаковое содержание внутреннего характера. Это была стоимость. Поэтому все товары приравниваются друг к другу в соответствии с определенной пропорцией. Маркс назвал эту способность меновой стоимостью. Данное свойство обязательно присуще любому товару. В основе этого явления лежит общественный труд.

Маркс в своем ключе развил идеи Смита. Так, например, он стал основоположником представления о том, что труд имеет двойственную природу – абстрактную и конкретную. Много лет немецкий ученый систематизировал свои знания в области политэкономии. Этот огромный массив представлений и фактов стал фундаментом для новой марксистской идеи. Это была так называемая теория прибавочной стоимости. Она стала одним из главных аргументов в тогдашней критике капиталистического строя.

Прибавочная стоимость

Новая теория стоимости Маркса гласила, что рабочий, продавая собственный труд, становится эксплуатируемым буржуазией. Между пролетариями и капиталистами существовал конфликт, причиной которого были издержки системы европейской экономики. Деньги собственников умножались только за счет использования рабочей силы, и именно этот порядок Карл Маркс критиковал больше всего.

Стоимость товара, которую устанавливает капиталист, всегда превышает стоимость труда нанятого пролетария. Таким образом, буржуа получали прибыль за счет того, что они повышали цены для собственного дохода. При всем при этом рабочие всегда получали низкую заработную плату, из-за которой они не могли выбраться из собственной эксплуатируемой среды. Они оказывались в зависимом положении от работодателя.

Абсолютная прибавочная стоимость

Марксистская теория стоимости труда также включает в себя такой термин, как "абсолютная прибавочная стоимость". Из чего она вытекает? Это прибавочная стоимость, которую капиталисты получают за счет удлинения рабочего дня своих подчиненных.

Существуют определенные временные рамки, необходимые для производства товаров. Когда собственники заставляют пролетариев работать вне этих пределов, начинается эксплуатация труда.

Предельная стоимость

Теория предельной полезности, или по-другому - теория предельной стоимости, возникла в результате исследований нескольких знаменитых экономистов XIX века: Уильяма Джевонса, Карла Менгера, Фридриха фон Визера и т. д. Она первой дала объяснение о взаимосвязи между ценой на товар и психологическими установками покупателя. Согласно ее основным тезисам потребители приобретают то, что может стать для них источником удовлетворения или удовольствия.

Теория предельной полезности сделала несколько важных вещей. Во-первых, благодаря ей был сформулирован новый подход к изучению проблемы производственной эффективности. Во-вторых, впервые было использовано правило предельности. Позже его возьмут на вооружение многие другие экономические теории. Теория предельной стоимости заставила ученых перенести свое основное исследовательское внимание с затрат на конечный результат производства. И наконец, впервые в центре изучения оказалось поведение покупателей.

Маржинализм

Классическая теория стоимости, адептами которой были Смит, Рикардо и Маркс, считала, что товарная стоимость - это объективная величина, так как она определяется количеством затраченного на производство труда. Теория предельной полезности же предлагала совершенно противоположный подход к проблеме. Ее также стали называть маржинализмом. Новая теория гласила, что стоимость товара определяется не производственными трудовыми затратами, а тем, какой эффект он может произвести на покупателя.

Суть маржинализма можно сформулировать и следующим образом. Потребитель живет в мире, полном различных благ. Из-за их разнообразия цены становятся субъективными. Они зависят только от массового поведения покупателей. Если на товар будет спрос, то и цены начнут расти. При этом совершенно неважно, сколько производитель потратил на него денег раньше. Значение имеет только то, захочет ли покупатель приобрести товар. Эту взаимосвязь также можно представить в виде цепочки из потребителя, потребности, полезности блага, его ценности и конечной цены.

Закон стоимости

Классическая теория стоимости рассматривает закон стоимости как один из важнейших аспектов экономических отношений начиная с самых древних времен. Обмен товаров имел место еще в Египте и Месопотамии около пяти тысячи лет назад. На это указывал немецкий ученый и ближайший сподвижник Карла Маркса Фридрих Энгельс. Тогда же возник и закон стоимости. Однако наибольшее применение он нашел именно в эпоху расцвета капитализма. Связано это с тем, что в условиях рыночной экономики производство товаров приобретает массовый характер.

В чем сущность закона стоимости? Каков его основной посыл? Данный закон гласит, что обмен товаров и их производство осуществляются согласно стоимости и необходимым трудовым затратам. Эта взаимосвязь действует в любом обществе, где существует обмен. Также важно рабочее время, которое тратится на создание и подготовку товара к продаже. Чем оно больше, тем выше цена на покупку.

Закон стоимости, как и основные теории стоимости, сводится к тому, что индивидуальное рабочее время должно соответствовать общественно необходимому. Такие затраты становятся определенным нормативом, в который должны укладываться производители. Если они с этим не справятся, то понесут убытки.

Функции закона стоимости

В XIX столетии экономические теории стоимости приписывали закону стоимости большую роль в формировании экономических отношений. Современный рынок на международном и национальных уровнях только подтверждает этот тезис. Закон обеспечивает факторы, благодаря которым происходит стимулирование экономики и развитие производства. Его эффективность напрямую зависит от взаимосвязей с остальными экономическими явлениями – конкуренцией, монополией и денежным обращением.

Важной функцией закона стоимости является его обеспечение распределения труда между разными производственными сферами. Он регулирует использование ресурсов, необходимых для создания товаров и их появления на рынке. Важным аспектом для данной функции является динамика цен. Вместе с колебанием этого рыночного показателя происходит распределение труда и капитала между разными экономическими отраслями.

Стимулирование производственных затрат

Закон стоимости стимулирует производственные затраты. Как действует эта закономерность? Если производитель товаров делает свои индивидуальные затраты труда выше общественных, то он непременно будет терпеть убытки. Это непреодолимая экономическая закономерность. Чтобы не разориться, производителю придется сократить собственные трудовые затраты. К этому его принуждает именно закон стоимости, действующий на любой рынок, вне зависимости от принадлежности к той или иной отрасли.

Если у товаропроизводителя будет низкая индивидуальная стоимость товара, то он получит определенные экономические преимущества по сравнению со своими конкурентами. Так собственник не только возмещает затраты на труд, но и получает заметный доход. Данная закономерность делает успешными рыночными игроками тех производителей, которые вкладывают собственные средства в улучшение производства на основе научного и технологического прогресса.

Современная теория стоимости

Вместе с развитием рыночной экономики меняется и представление о ней. Тем не менее современная теория стоимости целиком и полностью основывается на законах, которые сформулировал еще Адам Смит. Одним из главных ее утверждений является тезис о том, что общественный труд делится на две части – научно-техническую сферу и сферу воспроизводства.

В чем их отличия? Научно-техническая сфера общественного труда включает в себя производство новых товаров на основе открытий в науке и технике. Именно так формируется потребительская стоимость (в новой экономической теории ее также называют абсолютной стоимостью).

В сфере воспроизводства находятся другие факторы производства. Здесь формируется относительная, или меновая, стоимость. Она определяется энергетическими затратами на воспроизводство услуг и товаров. Современная теория стоимости позволила определить закономерности определения величины индивидуальной заработной платы. В первую очередь она зависит от отношения общества к эффективности и полезности той или иной специальности.

Комментарии