Джимми Хендрикс: биография, творчество, фото

Джимми Хендрикс принадлежит к числу самых влиятельных гитаристов XX века. Он неизменно входит во все списки величайших рок-исполнителей. Музыкальный журнал Rolling Stone дважды за свою историю публиковал чарт лучших гитаристов всех времен. В обоих вариантах на первом месте стоит Джимми Хендрикс. Самые авторитетные эксперты в области гитарной музыки назвали его наиболее влиятельным артистом, записи которого до сих пор продолжают вдохновлять новое поколение музыкантов на создание собственных шедевров.

Биография Джимми Хендрикса. Детство

Джеймс Маршал Хендрикс родился в штате Вашингтон в 1942 году. Когда ему было 9 лет, его родители развелись, и отец взял опеку над малолетним сыном.

Учась в начальной школе, мальчик часто брал в руки метлу и представлял, что играет на гитаре. Он делал это настолько часто, что учителям пришлось написать в общество поддержки бедных семей письмо с просьбой выдать средства на покупку музыкального инструмента. Организация отказала им. Однако вскоре мальчик нашел в гараже инструмент укулеле и научился играть на слух. Первыми песнями, которые он исполнял, были композиции из репертуара Элвиса Пресли.

Служба в армии

В начале шестидесятых годов Джимми Хендрикс был арестован за угон автомобиля. Парню предоставили сделать выбор между тюрьмой и армией. Хендрикс предпочел последний вариант.

Во время прохождения службы он участвовал в самодеятельности. Там гитарист познакомился с басистом Билли Коксом, который был поражен техникой игры юного музыканта. Позже он описывал данную манеру как "что-то среднее между Джоном Ли Хукером и Бетховеном".

Карьера

Вернувшись из армии, два музыканта собрали группу, которая исполняла в основном кавер-версии песен известных музыкантов. Джимми Хендрикса вскоре заметили крупные продюсеры. Он стал участвовать в записях и концертах таких музыкантов как Isley Brothers и Литтл Ричард.

Когда знаменитый рок-н-ролльный певец и пианист уволил Хендрикса из-за того, что он привлекал к себе большое внимание зрителей во время концертов, герой нашей статьи собрал новую группу, которая стала называться The Jimi Hendrix Experience.

Команда была замечена английскими продюсерами и приглашена в Лондон для записи первого альбома. Диск с названием Are you experienced? моментально взлетел на вершины английских хит-парадов, и только новая пластинка Beatles "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера" вытеснила его с первых мест.

Не меньший успех ожидал и вторую работу музыканта.

Многие песни из этих альбомов неизменно входят во все сборники с названиями вроде "Джимми Хендрикс. Лучшее".

Третий альбом

В 1967-68 годах Джимми Хендрикс (фото музыканта можно посмотреть ниже) был занят поиском новой студии в Нью-Йорке. Его второй альбом Axis Bold As Love занимал верхние строчки хит-парадов. Песни из него постоянно крутились на радио.

Музыкант сделал много черновых записей в Лондоне, и этот материал нужно было доработать и записать в профессиональной студии. Компания Warner заранее выплатила гонорар артисту за его следующий альбом. Фирмой были также выделены средства на аренду студии. Но в Нью-Йорке в те дни все места, где можно было сделать качественную запись, были забронированы

К тому же Джимми Хендриксу требовался звукоинженер. Гитарист часто говорил: "Когда ты с хорошим звукорежиссером, то чувствуешь себя человеком". Один из друзей познакомил музыканта с молодым специалистом по имени Гэри Келгрен. Этот звукоинженер работал над двумя альбомами группы Velvet Underground и одним диском Фрэнка Заппы.

Его фирменным знаком был психоделический прием, который называется phasing. Он чем-то напоминает эхо, когда один фрагмент композиции дублируется через небольшой промежуток времени. Впервые Гэри стал использовать его для записи антивоенного гимна Эрика Бердона Sky Pilot.

Новая студия

Оставалось найти подходящую студию, оснащеную современным оборудованием. Поскольку в Нью-Йорке все подобные места были забронированы на несколько лет вперед, Келгрен сказал Джимми Хендриксу, что хочет построить собственную студию. Он мечтал о помещении, не похожем на прочие студии звукозаписи того времени.

Гэри хотел оформить его скорее как гостиную. Хендрикс тоже не желал работать в обычном помещении. Он хотел создать что-нибудь наподобие небольшого концертного зала, в котором можно записывать пластинки, вроде того клуба, где он часто играл джемы с Джимом Моррисоном и Эриком Клэптоном.

На пути к записи нового альбома появилось еще одно препятствие. Нужен был инвестор, который вложил бы деньги в постройку студии. В конце концов, такой человек нашелся. Это был меценат Чарльз Ревсон, который помог осуществить постановку мюзикла "Волосы".

Оригинальный выбор

При выборе места для будущей студии гитарист и его соратники последовали примеру Энди Уорхола, который оборудовал свою художественную мастерскую в старом заброшенном гараже. Джимми Хендрикс и Келгрен купили полуразрушенное здание в центре Нью-Йорка, превратив его в студию, которая получила название Plant Records. В ней были записаны не только альбомы Джимми Хендрикса, но и многие другие музыкальные шедевры, например, сингл Дона Маклина American pie.

Для студии была закуплена самая современная аппаратура. В центре внимания музыкантов оказался микшерный пульт, за которым Джимми Хендрикс проводил много времени, лично участвуя в сведении альбома.

Поскольку поблизости находился концертный зал, где выступали такие группы, как "Трэффик", "Джефферсон Эйрплейн" и многие другие, гитарист часто приводил своих друзей-музыкантов в студию, чтобы играть с ними джемы. Басист Ноэл Реддинг вспоминает, что процесс работы над альбомом Electric ladyland больше напоминал вечеринку с участием музыкантов.

Один из членов группы "Джефферсон Эйрплейн" говорил: "Работа над песнями обычно проходила так: мы быстро просматривали лист, где была написана последовательность аккордов, и потом сразу же включали магнитофон. Даже 15-минутные композиции были записаны вживую с первого дубля".

Кумир

Работа над песней Боба Дилана All Along The Watchtower была менее спонтанной. Этот сингл предназначался для радио и требовал более яркой аранжировки. Джимми Хендрикс был большим поклонником Боба Дилана. Он записал множество песен этого автора. Но до альбома Electric Ladyland эти кавер-версии не входили в официальные диски исполнителя. Когда гитарист в 1967 году услышал новую пластинку Дилана, то наибольшее впечатление на него произвела песня All Along The Watchtower.

Джимми Хендрикс сразу же отправился в студию и начал работу над собственным вариантом этого произведения. Композиция, первая версия которой была записана в Англии, бесчисленное количество раз перерабатывалась. Хендрикс постоянно менял состав музыкантов, пытаясь найти идеальный вариант. Также он записал много вариантов соло из этой песни.

Профессиональный подход

Запись альбома только внешне напоминала вечеринку с участием музыкантов из-за большого количества людей, одновременно находившихся в студии. Коллеги вспоминают, что Хендрикс крайне серьезно относился к своей работе. Джимми заставлял музыкантов из своей группы многократно переписывать партии, каждый раз находя в их игре какие-то изъяны. Известны случаи, когда Джимми сам брал в руки бас-гитару и без предварительной репетиции записывал партию этого инструмента.

Уникальность этих случаев заключается в том, что Джимми Хендрикс был левшой, а солист группы Experience - правшой. А значит, Хендриксу приходилось играть на перевернутом инструменте.

Трудолюбие он проявлял и при обработке материала. Звукоинженеры вспоминали, что Джимми мог потратить больше 2000 долларов в сутки на пленку для записи. Джек Адамс говорит: "Мы сводили каждую песню по десять часов".

Работа над диском, как правило, проходила в ночное время. Музыканты собирались в 7 часов вечера и трудились до 5 утра. Потом был перерыв на еду и сон, после которого процесс записи возобновлялся.

Песни Джимми Хендрикса из альбома Electric Ladyland были изначально записаны в формате стерео. Предыдущие диски исполнителя были изданы на моно-пластинках. Из первой версии альбома Electric Ladyland издатели убрали многие стереоэффекты, над которыми Хендрикс и инженеры студии Record Plant так самозабвенно трудились.

Однако, несмотря на это, альбом Джимми Хендрикса Electric Ladyland был высоко оценен музыкальными критиками и входит во многие списки лучших дисков 20 века.

Студия Record Plant существует и сегодня. Ее специалисты осуществляют записи как в стационарном помещении, так и при помощи передвижной аппаратуры, которая пригодна для концертных альбомов. На Плант Рекордс созданы многие выдающиеся альбомы семидесятых-восьмидесятых годов. В ней музыканты группы Eagles работали над записью их самой успешной пластинки - "Отель Калифорния". В этой же студии Джон Леннон участвовал в сведении песни Walking On A Thin Ice в последний день своей жизни.

После выпуска Electric Ladyland Джимми Хендрикс распустил группу Experience и набрал коллектив из лучших английских музыкантов, который получил название Band of Gypsies. С этим составом он выступил на знаменитом американском рок-фестивале Вудсток, который проходил в 1969 году.

Во время этого концерта Хендрикс сыграл импровизацию на тему американского гимна.

Несбывшиеся планы

После триумфального концерта на Вудстоке Джимми Хендрикс решил приступить к записи нового альбома. Его отношения со звукоинженерами и продюсерами, которые работали с ним над предыдущим диском, разладились.

Поэтому Джимми построил свою собственную студию. Это его детище получило название в честь альбома Electric Ladyland. Но судьба распорядилась так, что Джимми суждено было проработать в стенах студии всего один месяц. В 1971 году он умер от сердечной недостаточности, которая явилась следствием приема наркотиков.

Цитаты Джимми Хендрикса

Многие высказывания гитариста получили широкую известность. Вот несколько таких изречений:

Моя гитара — это мой посредник, и я хочу, чтобы каждый немного проник внутрь меня... Музыка и звуковые волны — явление космическое, особенно когда они вибрируют от одного человека к другому.

Жизнь должна быть радостной. Если твоя жизнь действительно что-то значит, то счастье будет обязательно. У каждого есть что дать миру. Твое тело настолько же неважно по сравнению с душой, как одна рыбка по сравнению с целым морем. Я верю в то, что мы будем жить вновь и вновь, пока окончательно не изгоним все зло и ненависть из наших душ.

Миром должна править душа, а не деньги или наркотики. Если ты можешь делать что-то свое, просто делай это здорово. Парень может рыть канавы и получать от этого удовольствие. Будь собой и просто дай Богу шанс.

Музыка — духовная вещь сама по себе. Она словно волны океана. Ты просто не можешь вырезать одну самую совершенную и забрать ее к себе домой. Она все время в движении. Музыка и движение — это неотъемлемая часть человеческой расы. Я не думаю, что говорю какие-то абстрактные вещи. Это реальность. Что не реально, так это те люди, которые сидят в бесцветных цементных ульях, занимаются выступлениями, надрываются за каждый последний доллар, трясутся над миллионами в своих кошельках, и постоянно играют в военные игры и делают ставки. Они теряют себя в эгоистичных попытках быть выше другого человека в какой-либо форме. Посмотрите на сутенеров и конгрессменов. Все это я могу лучше объяснить с помощью музыки. Ты словно гипнотизируешь людей, и они возвращаются к своему естественному абсолютно позитивному состоянию, как в детстве. И когда погружаешь людей в это состояние, то можешь донести до их подсознания то, что мы хотим сказать.

Жизнь после смерти

"Буду ли я жить завтра?", - поет Джимми Хендрикс в одной из песен со своего первого альбома. История дает положительный ответ на данный вопрос. Благодаря этому гитаристу слово "посмертный" вошло в лексикон поклонников рок-музыки. Это случилось благодаря многочисленным песням Джимми Хендрикса, которые были изданы после кончины гитариста.

Неизвестные ранее студийные записи, фрагменты радиопередач с участием музыканта, версии песен с добавлением звуковых эффектов, и наоборот, где они удалены - все это периодически выпускалось на пластинках, поток которых продолжается до сегодняшнего дня.

В 2010 году поклонников музыки Джимми Хендрикса ждал неожиданный сюрприз. Работники одной из компаний решили издать неизвестные записи музыканта не как сборники, а в качестве альбомов со всеми присущими им атрибутами - оригинальной обложкой, названием, бонус-треками и так далее. Таких дисков было выпущено на сегодняшний момент три. Последний вышел в этом году и носит название Both Sides Of The Sky.

Слушать данные издания не менее интересно, чем пластинки, выпущенные при жизни музыканта. Это объясняется тем, что основным творческим методом Джимми Хендрикса была импровизация и постоянный поиск нового звучания.

Так, композиция Mannish Boy Мадди Уотерса, вошедшая в альбом, выпущенный в 2018 году, сыграна в стиле Чака Берри (характерные звенящие гитарные рифы) с добавлением многочисленных гитарных эффектов.

Данный диск еще раз показывает, насколько огромно наследие, которое оставил поклонникам рок-музыки Джимми Хендрикс.

Комментарии