Что такое цветная революция?

Вот уже последние лет десять в политическом обиходе укоренилось такое понятие, как цветная революция. Что же это такое? Как возникает эта форма протеста? В чем она проявляется? Кто ее финансирует, готовит и инспирирует? Давайте обо всем по порядку.

Сегодня под цветными революциями принято подразумевать серийные массовые беспорядки и протесты населения той или иной страны, которые осуществляются при поддержке иностранных неправительственных организаций. Обычно результатом таких действий является смена политического режима, но без военного участия. Одновременно происходит и смена правящей элиты.

Отдаленно праобразом цветных революций можно назвать иранский переворот 1953 года, когда в результате санкционированных Штатами действий был свергнут премьер-министр Мохаммед Мосаддык. В настоящее же время отсутствует какой-либо консенсус по поводу того, какие именно события можно отнести к рассматриваемому в нашей статье типу политических технологий. Так, официальное право считаться цветными получили: «Бульдозерная революция» (Югославия, 2000 год), «Розовая революция» (Грузия, 2003 год), «Оранжевая революция» (Украина, 2004 год), «Тюльпановая революция» (Киргизия, 2005 год). Некоторые исследователи пытаются заглянуть глубже и отнести к этой же категории и «Революцию гвоздик» (Лиссабон, 1974 год), в результате которой был осуществлен бескровный переворот, а фашистская диктатура сменилась либерально-демократическим строем. Но данный пример все-таки не следует принимать за цветную революцию, поскольку организован португальский переворот был военными. Главные же действующие лица остальных рассматриваемых протестов – лица гражданские, причем в первую очередь – активная, оппозиционно настроенная молодежь.

Цветная революция: причины

1. Глубочайший внутренний кризис (экономический и политический) нового независимого государства, в котором имели место события.

2. Неразделенное стремление сверхдержавы и остальных сил, которые заинтересованы во влиянии и разделе, в продвижении своих интересов.

3. Проблемы в экономической сфере, особенно в социальной экономике, приводящие к дестабилизации в государстве: нищета большой массы населения, отсутствие среднего класса.

Кроме того, в качестве предпосылки цветной революции выделяется и такая проблема, как нежелание правительства сотрудничать с оппозицией, ее игнорирование, а порой и подавление. Аллегорически можно представить угрозу революции в стране в качестве человеческого заболевания, симптомы которого указывают на то, что что-то с организмом не в порядке. Ну а если на эти знаки не обращать никакого внимания, то и правящая власть «недуг» не излечит, а, наоборот, загонит его еще глубже, где он станет развиваться и прогрессировать. В один непрекрасный момент «болезнь» вырвется наружу, но тогда уже ее будет остановить намного сложнее.

Но цветные революции могут являться не только следствием того, что не все в порядке внутри государства. Они могут быть кому-то нужны, причем не только тем, кто их осуществлял, но и тем, кто организовывал, «проплачивал». Как правило, такие заинтересованные лица оказывают политическую и финансовую поддержку протесту издалека – они не присутствуют на улицах и площадях непосредственно, но тщательно следят за отчетами исполнителей и действиями бастующих народных масс.

Цветная революция: структура

У любой революции, а особенно цветной, имеется структура. Условно ее можно представить в виде трехъярусной пирамиды. На самом верху располагаются «спонсоры» протеста – высокопоставленные покровители массы революционеров. Это отдельные люди, а чаще группы людей, которые занимаются обучением, направлением, финансированием и созданием оптимальной информационной поддержки протеста. Напрямую этот ярус никогда не действует, несмотря на всю свою влиятельность, а только через посредников, что позволяет им, «спонсорам», сохранить достойное лицо в глазах мирового общества.

Средний ярус составляют непосредственные организаторы переворота. Цветная революция тут имеет, как правило, группу молодых активных людей прозападной направленности. В данную категорию попадают, с одной стороны, специалисты в области пиара и пропаганды (журналисты, профессиональные психологи), которые помогают создать фон, революционное настроение, чтобы у народных масс сложилось резко негативное видение существующей власти. Вторая категория организаторов – это «витрина» (молодые политики, которых отличает красноречие и харизма).

На третий, нижний и самый многочисленный ярус – это обычные люди, народ, который необходим для создания массовости протестных акций на городских площадях и улицах. При этом часть из них становятся революционерами исключительно по идеологическим соображением, в то время как другие готовы дни и ночи при любой погоде выходить на митинги с лозунгами и транспарантами за весьма немалые деньги.

Комментарии