Методология науки - определение, история и особенности
Любая научная сфера базируется на ряде методов и механизмов. Их совокупность представляет собой отдельное учение, именуемое методологией науки. В традиционном понимании это раздел общей теории познания, один из разделов философии. О содержании и понятии методологии науки будет подробно рассказано в нашем материале.
Понятие методологии
Любая исследовательская деятельность должна базироваться на ряде принципов и подходов. Ученый, получая и разрабатывая знания в рамках конкретной дисциплины, обязан помнить о негласных правилах по формированию научного материала. Поможет ему в этом методология науки - древнейшее академическое направление.
Основная задача методологии заключается в обеспечении эвристической формы познания строго выверенными и прошедшими апробацию методами, нормами, принципами и правилами. Методологию не стоит путать с методикой. Если первое понятие представляет собой совокупность различных элементов, указывающих на построение определенной нормы, то методика - это готовый "рецепт" для проведения определенных действий.
Для достижения успеха в исследовательской деятельности ученый должен обладать "секретом" научного мышления. Он способен самостоятельно создавать правила, но может обратиться к готовому сборнику принципов и норм. Овладение методологическими знаниями является обязательным условием для любого исследователя. Это поможет в быстром и качественном нахождении определенных путей и решении ряда проблем.
Методология науки: история и развитие
Первые попытки систематизации знаний были замечены еще в период античности. Древние философы пытались найти истину, а свои попытки вносили в определенную структуру. Это помогало им быстрее находить ответы на те или иные вопросы. Стоит вспомнить, например, сократовский метод диалога. Афинский мыслитель планомерно и неторопливо искал истину. Для этого он брал точку "незнания", после чего задавал собеседнику вопросы. Полученные ответы уже складывались в определенную систему.
Свой вклад в развитие методологии смогли внести: Платон, Аристотель, Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Кант, Гегель и прочие великие умы. Причем большинство из них формировали систему принципов неосознанно. Ученые исходили из собственных представлений о науке, а их последователи формировали необходимые правила.
Известно, что Аристотель предложил один из важнейших принципов научности. Он составил два метода получения достоверной информации, логико-деструктивный и экспериментально-индуктивный (иначе говоря, теоретический и практический). Кант изучал границы познания, а Гегель систематизировал систему научного знания.
Общественный прогресс превратил науку в крупнейшую сферу профессиональных отношений. Разрозненные попытки найти истину остались в прошлом. Уже в XX веке ученые руководствовались не сугубо познавательным интересом, а четким и содержательным планом. Способствовала тому, конечно же, научная методология.
Уровни методологии
Ученые выделяют множество классификаций, где приводятся уровни методологического знания. Одна из самых актуальных систем была составлена Э. Г. Юдиным. Он выделяет четыре уровня:
- Философский уровень - высшая ступень. Наличие общих принципов познания из категориального научного аппарата. Философские категории, закономерности, подходы и законы выполняют на этом уровне строго системные функции.
- Общенаучная стадия. Наличие теоретических положений, применимых ко всем или к большинству научных дисциплин.
- Конкретно-научный уровень. Представляет собой совокупность принципов и методов, применяемых в той или иной научной области.
- Технологическая стадия. На этом этапе происходит составление техники и методики исследования. Набираются процедуры, обеспечивающие получение достоверного эмпирического материала. Происходит его первичная обработка. Методологическое знание на этом этапе носит ярко выраженный нормативный характер.
Все представленные стадии взаимосвязаны. При этом философский уровень выступает здесь в качестве базового.
Функции методологии
История показывает, как система академических принципов и механизмов смогла совершенствовать всю научную область. Социальная эволюция способствовала планомерному развитию различных знаниевых областей. Она делала их более стройными и содержательными. Чем это объясняется? Ответ дают сами ученые.
Они выделяют несколько функций научной методологии:
- Мировоззренческая интерпретация научных результатов. Любые открытия, факты или приобретенные данные должны объясняться с точки зрения морали и этики. Это способствует быстрому включению полученных данных в общую систему знаний.
- Обеспечение четкости и ясности поставленной проблемы. Это касается как содержания, так и формы. На основе методологических принципов и форм удастся грамотно сформулировать вопрос, требующий решения.
- Выработка стратегий по развитию практики и науки. Это помогает формированию научных перспектив.
- Формирование определенных средств для решения поставленных задач. Психоаналитическая методология способствует изучению психики и элементов, воздействующих на нее. Речь идет об архетипах коллективного бессознательного, интерпретации и т. д.
- Описание и оценка исследовательской деятельности или практики. Выработка рекомендаций и правил, отдельных норм, которыми должна руководствоваться персона в своей деятельности.
Таким образом, методология имеет довольно большое количество разных функций. Все представленные выше задачи дают четкую характеристику рассматриваемой научной области.
Роль методологии
Каково место методологического знания в череде других наук? Традиционно рассматриваемую дисциплину относят к философии. При этом у каждой научной области может быть своя система методов. Например, методология исторической науки предполагает наличие таких элементов, как прогнозирование, типологизация, классификация, предметное моделирование и многое другое. Часть этих инструментов может быть применена к другим гуманитарным дисциплинам.
Подобные примеры дают четкое представление о месте методологии в системе научного знания. Исследователи могут выбрать нужный им инструмент для дальнейшей работы. А поможет им в этом четко выстроенная система академических методов.
Учеными была разработана схема, позволяющая лучше понять место методологии в системе научных знаний:
ФИЛОСОФИЯ | ||
Математические науки | Центральные науки: физика, химия, биология, обществознание и прочее | Практические науки: медицина, педагогика, технология, методология |
Вопрос о том, что такое методология науки, можно считать исчерпанным. Далее необходимо разобраться с основными подходами в рассматриваемой сфере.
Системный подход
Первый метод науки методологии именуется системным. Он используется при исследовании сложных, органично сформированных элементов. Системный подход часто применяется в методологии педагогической науки. Например, исследуются определенные объекты. Анализируются их внешние и внутренние связи, рассматриваются все составляющие объекта с учетом места и выполняемых функций.
Системный подход реализуется на базе некоторых принципов. Здесь следует выделить:
- Целостность. Отражает специфику системных свойств, а также зависимость каждого элемента от его места и функций.
- Структурность. Позволяет описать систему через раскрытие совокупности связей и отношений между элементами.
- Иерархичность. Предполагает рассмотрение объекта через призму трех аспектов: как самостоятельную систему, как систему из высокой иерархии и как систему более высокого уровня по отношению к ее элементам.
- Принцип множественности представления системы.
- Историзм. Предполагает рассмотрение системы через призму ее развития.
- Принцип взаимозависимости внутренних и внешних системных факторов.
Таким образом, системный подход предполагает рассмотрение объекта как совокупность взаимосвязанных компонентов, его составляющих. Система образования, например, будет делиться на цели, содержание, формы, методы и средства реализации.
Комплексный подход
В теории и методологии науки нередко используется комплексный способ исследования. Для него характерно:
- анализ комплексов как реально существующих объектов действительности;
- определение сущностных особенностей имеющихся комплексов;
- выявление сущности комплексного подхода на основе его взаимосвязи с системным подходом.
Комплексный подход зачастую понимается как часть системного. Так, "системность" относится к области познания объекта, а "комплексность" - к области управления объектом.
Рассматриваемый подход широко используется в методологии юридической науки. Так, для системы методов правовых дисциплин характерны следующие признаки:
- полисистемность - обилие большого количества связей и элементов;
- пронизанность общей целью или идеей;
- функционирование ярко выраженного субъективного фактора;
- принадлежность к сфере социальной формы движения материи;
- функционирование с возрастающей или максимальной эффективностью;
- объединение в комплексе различных подсистем;
- поиск ресурсов для совершенствования системы.
Комплексный подход, в отличие от системного, более практикоориентирован. Он широко применяется в методологии правовых наук - социологии и политологии.
Личностный и деятельностный подходы
Личностный подход широко используется в гуманитарных сферах. Например, в психологии он дает представления о деятельной, социальной и творческой сущности человека как личности.
Признание индивида в качестве продукта общественно-исторического развития не дает проникнуть личностным сведениям к человеческой натуре. Происходит ориентация на персону всего лишь как на цель, субъект и результат общественного развития.
Следующий подход именуется деятельностным. Деятельность - это базовое условие развития личности. Благодаря действиям реализуется целесообразное преобразование окружающего мира. В задачи исследователя входит выбор и организация деятельности того или иного субъекта. Изучается генезис источника, его эволюция и преобразование.
Деятельностный подход широко применяется в истории и методологии юридических наук. Это проявляется в разложении правовых норм на гипотезу (событие), диспозицию (условие) и санкцию (последствие).
Как личностный, так и деятельностный подход используется в гуманитарной области знаний. Методология науки и философии предполагает применение большей части инструментов в общественно-теоретических областях. Для естественных и технических наук уготованы строгие законы и четкие правила.
Гуманитарные подходы
Оставшимся подходам и методам научной методологии стоит дать краткий анализ. Так, довольно распространенным является содержательный подход. Изучаются сущности процессов и явлений, выявляется совокупность их элементов. Анализу подвергается взаимодействие между частями системы.
Большое распространение получил формальный подход. Он предусматривает извлечение из имеющихся процессов устойчивых и относительно неизменных явлений. Явления, в свою очередь, рассматриваются в "чистом" виде, вне связи с общим процессом. Рассматриваемый инструмент позволяет вскрыть устойчивые связи между элементами отдельного процесса. Например, в методологии истории и юридической науки формальный подход используется для выявления конкретных фактов - правовых или исторических.
В гуманитарной сфере широко применяется логический подход. Он позволяет рассматривать исследуемый объект в форме его теории. Метод использования логики помогает анализировать явление в точке его развития, которой оно достигло к определенному временному периоду.
Исторический подход применяется не только в исторической науке. Он широко используется практически во всех гуманитарных сферах. Рассматриваемый прием позволяет проследить за развитием той или иной научной области. Это поможет в формировании более четкой картины происходящего.
Последний подход именуется сущностным. Он нужен для выявления глубинных сторон изучаемого явления. Исследуются механизмы и движущие силы определенного феномена.
Соотношение научной и практической деятельности
Методология представляет собой сложную систему, используемую всеми существующими в мире науками. Она сочетает в себе как теоретические, так и практические аспекты деятельности. Самыми известными теоретическими методами являются дедукция и индукция.
Дедукцией называют способ исследования по принципу вывода частных положений из общей системы. Индукция - это формирование общей картины из множества частных явлений. Рассматриваемым явлением соответствуют понятия анализа и синтеза. Анализу соответствует индукция, а синтезу - дедукция.
Теоретические методы могут быть логическими, историческими, аксиоматическими и гипотетическими. Каждый из представленных инструментов сочетает в себе что-то из анализа и синтеза.
Методология может быть и практической. В данном случае речь идет о понятии эксперимента. В свою очередь, эксперимент бывает натурным и вычислительным. Натурный предполагает прямое взаимодействие с необходимым объектом, а вычислительный - взаимодействие путем применения разных формул и методик.
Философия и методология науки невероятно многогранны. Они сочетают в себе множество исследовательских инструментов, приемов и методик. Важно лишь, чтобы они соответствовали двум условиям: актуальности и эффективности.