Том Уэйтс – интеллектуал с повадками бродяги
Том Уэйтс – оригинальный американский автор-исполнитель, композитор и актер, обладатель своеобразного и узнаваемого хриплого голоса. В своих выступлениях использует элементы театрализованной буффонады и водевиля. Как композитор был номинирован на премию "Оскар" за фильм "От всего сердца". Неоднократный обладатель премии "Грэмми". Работает на стыке различных музыкальных стилей - от фолка и блюза до индастриала и джаза. В своих песнях-монологах Уэйтс с большой долей гротеска рассказывает о простых людях, об их трудностях и радостях.
Юность
Родился Уэйтс 7 декабря 1949 года в городе Помоне, расположенном недалеко от Лос-Анджелеса, в многодетной семье, где кроме Тома было еще две девочки, одна младше его, другая - старше. Отец и мать работали школьными учителями, семья жила скромно, родители много работали, и мальчик был предоставлен сам себе. Отец Тома злоупотреблял алкоголем и представлял собой человека весьма жесткого, но, как вспоминает сам Уэйтс, именно отец привил ему любовь к музыке и научил играть на укулеле.
Когда родители развелись, а Тому на тот момент было 10 лет, мать с детьми переехала Нэшнл-Сити, город, расположенный рядом с мексиканской границей. В новой школе Том серьезно занялся музыкой и начал петь в ансамбле, играющем ритм-энд-блюз.
В 18 лет Том бросил среднюю школу и отправился в свободное плавание, работая то швейцаром, то барменом, то продавцом пиццы. О музыке юноша не забывал – брал уроки фортепиано и участвовал в музыкальной жизни города. Его музыкальные пристрастия в то время формировались сначала под влиянием Боба Дилана и Луи Армстронга, а затем под влиянием битников. Поклонником Джека Керуака и Уильяма С. Берроуза Том Уэйтс остался на всю жизнь. В те годы он начал задумываться о сольном творчестве и вырабатывал собственную манеру исполнения.
Музыка
После службы в армии Том Уэйтс переехал в Лос-Анджелес и устроился на работу в ночной клуб "Трубадур". Это был модный и очень популярный среди начинающих музыкантов клуб. Том начал вращаться в музыкальных кругах, познакомился с продюсером и вскоре подписал свой первый контракт.
В 1973 году, после череды концертов, где он выступал на разогреве, он записал свой первый альбом Closing Time. Этот альбом продавался не очень хорошо, что не умерило пыл начинающего музыканта. Том продолжал работать в собственном темпе, которого придерживался долгие годы. С 1973 по 2000 год он выпускал примерно один альбом в два года, а то и раз в год.
Все альбомы Тома Уэйтса отличает феерическое разнообразие музыки и завидное постоянство смысловой атмосферы. На протяжении сорока лет в каждом из своих двадцати альбомов Уэйтс обращается к маленькому человеку и открывает внутренний мир маргиналов и людей, оставшихся на обочине жизни.
Том Уэйтс – один из немногих музыкантов, которые дарят поклонникам настоящую радость. Наряду с канадцем Леонардом Коэном и австралийцем Ником Кейвом Уэйтс непредсказуем, его музыка разнообразна и неожиданна, а тексты интеллектуальны и виртуозны.
Кино
В 1978 году Том Уэйтс начал свою кинематографическую карьеру. Для кино он писал музыку и изредка снимался в небольших ролях. В общей сложности Том снялся в 33 фильмах. Он работал с такими маститыми режиссерами, как Френсис Форд Коппола, Джим Джармуш и Терри Гиллиам.
В 1980 году Том Уэйтс сделал предложение сценаристке Кетлин Бреннан, с которой познакомился на съемочной площадке у Копполы. В августе 1980 года они поженились. С этого времени Кетлин становится соавтором некоторых песен и обогащает творчество Тома новыми идеями. Тогда же, в восьмидесятых годах, Уэйтс с головой уходит в авангард и начинает свои эксперименты с новыми и неожиданными инструментами.
Стиль
Имидж Тома Уэйтса – лучшее, что может сказать о его творчестве. На сцене он небритый, тертый жизнью мужик с неизменной сигаретой во рту, любитель кабаков и женщин, замечательный рассказчик и мудрый советчик, знающий все о страстях и заботах среднего человека. Его поведение во время концертов похоже на выходки городского сумасшедшего или на дерзкие проделки бродяги в рваных портках и стоптанных ботинках. Песни Тома Уэйтса – это не песни в обычном понимании этого слова, это какой-то странный сплав из пения, речитатива, бормотаний, заклинаний, необычных звуков, рваного ритма и ярких исповедальных текстов.
Уэйтс считается культовым музыкантом в современной Америке и является примером истинного нонконформизма и принципиальности в творчестве. Как путеводный дух, он показывает всем талантливым людям яркий индивидуальный путь поэта и музыканта.
Том Уэйтс всю жизнь занимался той музыкой, какой хотел, не оглядываясь ни на моду, ни на течения, ни на тренды. В эпоху стадионов он пел тихие джазовые баллады о любви и об обитателях городского дна, в эпоху отчаянного произвола поп-музыки он занялся экспериментами с арт-хаусом и радикальным авангардом. Он был и остается самобытным и самодостаточным музыкантом, активно выступающим против обыкновенности и посредственности.