Фильм Begotten: отзывы, сюжет, актеры. Фильм "Порожденный" 1990 года

Мало какие фильмы ужасов позиционируются кинокритиками как значимое и знаковое событие в истории жанра хоррор и андреграундного киноискусства в целом. Таким кинопроизведением является авторское детище Эдмунда Элиаса Мериджа, которое он явил миру в 1990 году. Картина в отечественном прокате носит название «Порожденный». Определить однозначно ее жанровую принадлежность довольно трудно, ведь автор, создавая проект, нарочито избегал всяческих классификаций и таксономий. Неудивительно, что зрителю весьма сложно принять, а критикам - интерпретировать смысловую подоплеку бихромного, мрачнейшего и зловещего нарратива, порожденного Мериджем. Фильм Begotten имеет рейтинг IMDb: 5.90.

Разработка идеи

Эдмунд Меридж в фильме «Порожденный» выступил в нескольких ипостасях: в качестве продюсера, автора сценария, режиссера и оператора. В 1984 году, приступая к созданию авторского проекта, он владел небольшой компанией Theatreofmaterial, специализирующейся на экспериментальных постановках в нью-йоркских театрах. Изначально Меридж хотел реализовать свой замысел в формате театрализованного танцевального номера и представить его в Линкольн-центре, однако позже он решил заснять действо на пленку, превратив замысел в полнометражную киноленту.

В то время Эдмунту едва исполнилось 20 лет, свое творческое вдохновение он подпитывал идеями и теориями А. Арто и Ф. Ницше, которые, по мнению режиссера, не нашли в полной мере своего отражения в киноискусстве. По предположению выдающегося критика Эрика Д. Снайдера, на создание шедевра 1990 года Мериджа вдохновил фильм «Голова-ластик» Дэвида Линча, который также муссирует религиозную тематику и несколько тем из славянской и христианской мифологии.

История создания

Как гласят отзывы, Begotten экстравагантен за счет иррационального восприятия и нетривиальной трактовки всего в нем происходящего. Кинокартина поражает зрительское сознание навязчивой изощренностью, воспринимается как мрачная фантасмагория. Хронометраж ленты составляет 72 минуты, эксперты кино склонны сравнивать этот промежуток времени с бесконечной душераздирающей агонией.

В общем Эдмунд Меридж работал над созданием хоррора более трех лет, а съемочный процесс проходил в различных местах. Автор лично разрабатывал все спецэффекты своего детища, при этом не используя компьютерные технологии. Он задействовал практически всех сотрудников своей компании. Людей разных профессий объединяло одно: они умели выражать эмоции без диалогов. Во время подготовительного этапа всем участникам съемок пришлось выполнять определенную последовательность дыхательных упражнений, которая доводила их до панической истерики, для того чтобы после проанализировать полученный опыт и постараться передать его с экрана зрителю.

В творческом тандеме с единомышленниками

Сценарий к фильму «Порожденный» Эдмунд писал в одиночестве, пристальное внимание уделяя явлениям, имеющим неоднозначный, двойственный смысл, пугающих его. Но на заключительных этапах написания режиссер вовлекал в редактирование текста всю съемочную группу. Происходило это следующим образом: Меридж декламировал написанные строки, уподобляясь поэту, а после они с творческими единомышленниками обговаривали прочитанное, акцентируя внимание на отдельных деталях.

Репетиции длились на протяжении четырех месяцев, с начала зимы до ранней весны. Как только потеплело, все пробы происходили исключительно на природе, что повлияло на общую творческую атмосферу и привело к изменениям в ранее утвержденном сценарии.

Краткое описание сюжета

Фильм Begotten начинается с эпизода, события которого разворачиваются у удаленной лесной глуши в крохотной заброшенной лачуге. Бог совершает изощренную попытку суицида, ранит свое нутро и погибает, истекая кровью. Из-под его тела появляется Мать Земля, которая, оплодотворив себя семенем Бога, беременеет и уходит восвояси. После она рожает Сына, искалеченное, неполноценное существо, которого поспешно тащит за собой на веревке. Особь находят кочевники-номады, которые сжигают Сына Земли, но Мать воскрешает создание, пытаясь утешить его.

В это время скорее всего принадлежащее к одному из древних мистических культов бродячее племя возвращается, истязают Землю, убивают ее, как и Сына, оплакивающего бездыханное тело Матери. После их двоих расчленяют и хоронят, место могилы в миг покрывает трава и цветы. Финальные кадры фильма «Порожденный» (1990 г.) демонстрируют публике блуждающих по лесу Мать и Сына, намекая на их очередное воскрешение.

Сюрреализм без абсурда

Begotten отзывы экспертов кино зачастую сравнивают с ранними творениями сюрреалистов, использующих, как и Меридж, массу аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. При этом все реценденты акцентируют внимание на отсутствии абсурда, присущего работам приверженцев этого направления в искусстве. Возможно, это сравнение вызвано плохой читаемостью последовательности событий, практически полным отсутствием причинно-следственных связей. Она вытекает из принципа хроники, использования паратаксиса, простой соединительной связи без предлогов и частиц. События в кинокартине идут будто через запятую, а автор-постановщик практически не задумывается над их сочетаемостью или смысловой проводимостью. Но цинично настроенным оценщикам хоррора следует учесть, что именно таким и должно быть экспериментальное кино. Хроника в нем лишь протоколирует события, поэтому создается впечатление, что зритель наблюдает за действом настоящего языческого культа. Неудивительно, что многие авторы отмечают присутствие в картине языческой риторики, поскольку мотивы оплодотворения Земли семенем Бога, сцены ритуального сожжения и последующего воскрешения напрямую связаны с мифологией разных культур.

Авторская манера съемки

Меридж прежде чем приступить к созданию фильма «Порожденный» (1990 г.), определился со стилем съемки и цветовой гаммой проекта. Картина снималась на черно-белую 16-мм пленку камерой Arriflex. Некоторые отснятые кадры режиссер намеренно подвергал обработке наждачной бумагой, чтобы придать им старый, испорченный вид. В дальнейшем он сумел перефотографировать каждый кадр, подвергнув его фильтрации и визуальной обработке. Для создания минуты хронометража ленты он тратил почти 10 часов, в результате в фильме нет полутонов, только кардинально белый и черный.

Отсутствие диалогов, как отмечают критики в отзывах к Begotten, не помешало создателю бескомпромиссно и жестко передать чувства и эмоции персонажей. Фильм примечателен и полным отсутствием музыкального сопровождения. Вместо музыкальных композиций действо сопровождают звуки живой природы вроде трелей сверчков и т.д. Отдельные эпизоды сняты таким образом, что смотрящий не может понять, где низ, а где верх, или какое время суток – день или ночь.

Основные задачи и их решение

Все вышеперечисленные ухищрения были направлены на реализацию четко поставленных задач, которые Эдмунд Меридж поставил перед собой прежде чем приступить к работе. Автор хотел, чтобы проект был подобен фильмам 20-х годов, кинематографическому артефакту, остатку культуры с обрядами и обычаями, безвозвратно канувшими в Лету.

Begotten в отзывах охарактеризован как фильм, снятый для зрителя с нестандартным образом мышления и изысканными пристрастиями в киноискусстве. Поэтому автор создавал его, как и любой артхаусный проект, который можно трактовать по-разному, поскольку он не является отражением реальности и действительно существующих явлений. Но от этого художественная ценность и глубина составляющих не теряется. Картина противоречива в своей сложности, но то, что она является шедевром, не подвергается никакому сомнению.

Интерпретации

Сам автор фильма в своих высказываниях неоднократно пытался объяснить истинный замысел «Порожденного». Свой проект он отождествлял с коконом из архетипических материалов, бросающих вызов рациональной и моральной структуре картины. Лента в его понимании является пусковой площадкой для зрительского воображения и умов смотрящих.

Безымянные герои фильма (номады), по признанию режиссера, являются не чем иным, как метафорой для сил, господствующих в современном обществе, способных решать судьбу человечества. А жизнь он пытался представить как возрождение или неминуемую катастрофу, к которой может привести стиль взаимодействия человека с природой.

Актерский ансамбль

Кроме творческих единомышленников, являющихся сотрудниками компании Theatreofmaterial, в производстве картины принимали непосредственное участие профессиональные актеры. К примеру, Брайан Салцберг, исполнивший роль Бога, убивающего себя в начале ленты, после участия в картине Мериджа не стал продолжать кинокарьеру, не снялся ни в одном другом фильме.

Один из участников актерского кастинга экспериментального проекта продолжил сотрудничество с режиссером. Им стал Стефен Чарльз Бэрри, сыгравший Сына Бога, который несколько позже снялся в короткометражной картине «Гомон небесных птиц», позиционируемой Мериджем как сиквел к «Порожденному».

Незавидная участь в выстраивании актерской карьеры постигла исполнительницу роли Матери Земли. Донна Демпси в дальнейшем не пополнила свой послужной список. Ее фильмография содержит лишь одну картину, которой остается экстравагантное детище Эдмунда Мериджа.

Критика профессионалов

Несмотря на свою неординарность, картина была положительно встречена критиками, некоторые из них склонны были рассматривать работу Мериджа как один из десяти важнейших фильмов нашего времени. «Порожденный» был включен в десятку лучших кинолент 1990 года. Внимание экспертов кино было приковано к причудливой абстракции в повествовании ленты, которое, согласно их мнению, вызывает одновременно дискомфорт и притяжение из-за странного сочетания лиризма, страсти и неоднозначности метафор. Также высоко была отмечена манера съемки, использование наклонных углов камеры, удачное распределение светотеней, уникальная техника обработки кадров. Но высших похвал со стороны профессионалов получило множество вариантов интерпретаций сюжета.

Ограничения

При всех перечисленных достоинствах картина была запрещена к показу в некоторых странах, к примеру, в Сингапуре, из-за чрезмерной жестокости отдельных сцен. Естественно, сколько людей, столько и мнений. Возможно, многим обывателям картина может показаться отвратительным низкопробным трэшем, созданным невменяемым. Утверждать можно лишь одно: после ее просмотра ни один зритель не останется безразличным. Но собираясь приступить к просмотру, следует учесть официально неподтвержденную статистику, гласящую, что после этого фильма почти 400 человек совершили попытку суицида. Некоторые специалисты настаивают на присутствии в ленте чего-то психоделического, оказывающего пагубное влияние на психику человека.

Отсылки к кинофильму в искусстве

Одна из шведских групп Katatonia, считающаяся лидером в дэт-дум-металле, на обложку своего альбома Sounds of Decay поместила начальную сцену картины Begotten.

Через семь лет после премьерного показа ленты Меридж был приглашен в качестве режиссера музыкального клипа рок-группы Marilyn Manson на композицию Cryptorchid. В процессе создания ролика было использовано несколько сцен из фильма «Порожденный». Еще одна режиссерская работа Эдмунда Элиаса, созданная в 1996 году - клип музыкальной композиции Antichrist Superstar. Он был представлен общественности лишь спустя 14 лет - в 2010 году.

Также отдельные сцены из провокационной киноленты были использованы немецкой группой, творящей в жанре дарквэйв, под названием Sopor Aeternus, в клипе на песню Penance and Pain.

В начале и конце музыкальной композиции Stem лос-анджелесской метал-группы Static-X представлены звуковые нарезки из фильма.

Комментарии
2
У меня есть теория замысла: из под бога появляется мать земля, то есть бог создаёт землю. Земля оплодотворяет себя семенем бога и рождает сына, который олицетворяет человечество. Антагонистов 7, значит они олицетворяют 7 смертных грехов, которые неоднократно убивали человечество, но земля постоянно воскрешает сына, а значит, что человечеству неоднократно удавалось переживать все войны и эпидемии. Предпоследняя сцена, где номады сжигают землю с сыном олицетворяют ядерную войну...
2
...потому что вместе с человечеством страдает и сама земля. Но в самой концовке мы видим воскресшую землю вместе с сыном, что означает, что человечеству удастся пережить ядерную войну (слышали, пендосы?).