Арне Якобсен, датский архитектор и дизайнер: краткая биография, работы в области архитектуры, дизайнерская мебель

Стремись к совершенству, и успех неизменно застанет тебя врасплох. Колоссальный успех Арне Якобсена, который сопровождал его на протяжении всей жизни, – пример счастливой судьбы и предмет зависти простых обывателей. Сам архитектор не стремился к званиям и регалиям, он просто до умопомрачения любил свое дело, и оно ответило ему взаимностью.

Великая сила искусства

Что общего между гениальными людьми в любой области деятельности? Будь то композитор, художник, писатель, программист и т. д.? Всех их объединяет одно – они беззаветно преданы своей страсти. Они полностью погружены в свое любимое занятие, они отдают ему все свое время и все свои чувства, и только на такой основе рождаются шедевры.

Такой страстной и талантливой натурой был датский дизайнер Арне Якобсен. Он родился в Копенгагене в 1902 году в еврейской семье. Авторитет родителей и послушание детей – это были основы семейных традиций. Поэтому для юного Арне было естественным после окончания училища Технологического общества стать учеником каменщика, т. к. отец считал, что у мужчины должна быть профессия, которая прокормит и его, и семью. Также естественным было получение разрешение родителя на учебу в Королевской академии искусств.

Влюблен пожизненно

Еще будучи студентом, Арне ездил на Международную выставку декоративного искусства в Париж. Уже тогда он получил серебряную медаль за создание дизайнерского кресла из ротанга, которое получит название Paris Chair - как напоминание о том событии.

Но не столько эта победа принесла радость юному дизайнеру, сколько соприкосновение с работами мэтров в области архитектуры. В работы Ле Корбюзье, французского архитектора, художника и дизайнера, невозможно не влюбиться. Если его архитектурные и дизайнерские замыслы до сих пор завораживают своей свежестью и неповторимостью, то в 1925 году они просто поражали воображение и меняли все представления об архитектуре и дизайне.

Юный Арне был в восторге от посещения новаторского павильона Ле Корбюзье L'Esprit Nouveau («Новый дух»), возведенного из стекла и бетона. Здесь он утвердился в своем желании идти по пути прославленного мэтра. Из Парижа он едет в Германию, чтобы окунуться в мир немецкого Баухауса Вальтера Гропиуса и Миса ван дер Роэ. Впечатления, которые оставили эти поездки, окончательно сформируют авторское кредо. Оно будет выражаться всю жизнь в его творчестве как любовь к простому минимализму и функционализму.

Хотя бы часы повесьте!

Вдохновленный новыми идеями, Арне Якобсен начинает воплощать свои мечты в жизнь. Победа в конкурсе Датской ассоциации архитекторов в 1929 году дала возможность построить «Дом будущего» для выставки Копенгагенского форума. В 30-е годы он много занимается строительством домов в столице Дании и ее окрестностей. Самым знаменитым проектом считается жилой комплекс «Беллависта», в который вошли жилые корпуса, бензоколонка, пляж, театр «Бельвю» и ипподром.

Несмотря на популярность в творческих кругах, работы Арне Якобсена в области архитектуры не всегда понятны рядовому обывателю. Протестные настроения и гневные заявления не позволили построить в «Беллависте» главную достопримечательность – вышку с вращающимся рестораном.

Также свое непонимание новомодных веяний продемонстрировали жители города Орхуса. Новый проект ратуши настолько отличался от привычных зданий, что горожане возмущались: «Вы хотя бы часы повесьте, чтобы мы не путали ратушу с заводом». Пришлось достроить традиционную башню с часами. Через несколько лет здание муниципалитета вошло в Датский культурный канон — список из 108 произведений искусства и архитектуры, охраняемых государством.

Хранимый судьбой

В 1940 году Дания была оккупирована нацистами. Гитлеровская Германия считала датчан самыми близкими по расе немцам, и поэтому оккупационный режим был самым мягким. Евреев не трогали до 1943 года. Когда по стране прокатилась новость, что скоро начнутся аресты еврейского населения, были собраны средства для эвакуации людей. Под покровом ночи, тайно, на рыбацких лодках евреев переправляли в соседнюю Швецию. На одной из таких лодок был перевезен и Арне Якобсен с семьей.

В Швеции у него не было разрешения на архитектурную деятельность, но созидательный ум не может бездействовать. Поэтому архитектор работает над дизайном текстиля и обоев. Обои с графическим и цветочным рисунком, разработанные в те годы, до сих пор выпускает шведская фабрика Boras Tapeter.

Не только дома

Комплексный подход к проектированию зданий включал в себя: проектирование и дизайн прилегающих территорий, внутреннюю отделку, текстиль, мебель, посуду – все выполнялось в едином стиле. Здесь для дизайнера не было мелочей, он мог два года работать над созданием столового набора. Поэтому предметы мебели в исполнении мастера сделали его знаменитым на весь мир.

В 1951 году для стула «Муравей» Арне Якобсен применит впервые технологию плавного перехода спинки в сиденье. Стул, выполненный из цельного куска формованной фанеры, напоминает силуэт муравья. Он был разработан для фармацевтической компании. Перед дизайнером стояла задача спроектировать легкий стул с возможностью штабелирования. Дизайн стула оказался настолько удачным, что ушел в массовое производство, и был распродан по миру в количестве более миллиона штук.

Шпионский скандал...

В 1955 году дизайнер разработал стул «Модель 3107», или просто Serie7. Этот образец по форме напоминал песочные часы. Выполненный из бука, он воплощал ту же новаторскую идею, когда спинка и сиденье являют собой одно целое. Хотя стул сам по себе хорош, но знаменитым его, а равно и его создателя, сделал шпионский скандал, который разразился в 1963 году в Великобритании.

Стивен Уорд, известный врач-остеопат и художник-портретист, был известен в Лондоне не столько своими профессиональными заслугами, сколько тем, что в своем доме умел устраивать VIP-вечеринки. Среди постоянных посетителей увеселений были военный министр Великобритании Джон Профьюмо и принц Филипп, герцог Эдинбургский. Обязательным украшением вечера служили представительницы прекрасного пола. Одной из блистательных особ была Кристин Килер, которая покоряла своей красотой и умением вести беседы. В этот дом был вхож военно-морской атташе СССР Евгений Иванов, который также не устоял перед чарами красотки.

…и стул посередине

Однажды один из пылких почитателей Кристин в пьяном угаре приревновав возлюбленную, открыл пальбу возле дома Уорда. Естественно, приехала полиция и стала выяснять обстоятельства дела. Никто и не подозревал, что обыкновенная бытовуха выльется в шпионский скандал. Кристин рассказала все, что происходило в этом доме, и назвала имена своих любовников. А главным было признание в том, что она передавала секретные сведения русскому агенту. Понятно, что после таких признаний не только у министра полетела голова, но вышел в отставку весь кабинет министров.

После этого Кристин сразу стала знаменитой. Известный фотограф Льюис Морли сделал провокационную, по тем временам, фотосессию с Килер. Провокация состояла в том, что на фото, кроме голой модели и стула, который прикрывал ее прелести, ничего не было. Англичане по достоинству оценили фотографии и заинтересовались стулом, который сильно походил на стул седьмой серии дизайнерской мебели датского архитектора. После этой истории стул в форме песочных часов был продан в количестве более пяти миллионов экземпляров.

Лебединая песня

Арне Якобсен по натуре был перфекционистом. Свои разработки он доводил до совершенства. Самым знаменитым его предметом мебели стало кресло-яйцо. Арне Якобсен работал над ним несколько лет. Сначала в своей мастерской он лепил модель кресла из глины, и только когда формы были доведены до совершенства, в 1959 году предмет мебели запустили в производство. Новаторской идеей здесь выступил сам подход к проектированию кресла под анатомию человека и современные материалы для его изготовления: цельный твердый каркас из пластика, армированный стекловолокном и покрытый специальной мебельной пеной. Обивка была двух видов: из кожи и текстиля. Кресло было создано для отеля SAS Royal Hotel, где все – от здания до дверной ручки – было дизайнерской мыслью знаменитого датского архитектора.

Умер мэтр в 1971 году. Биография Арне Якобсена богата событиями: он много сделал, был известен, имел много наград, но главное, что он пронес через всю свою жизнь, – это любовь к искусству.

Комментарии