Новаторский мультфильм «Геракл у Адмета»

Жанровые пристрастия художников, в том числе и аниматоров, определяют многое в их выборе тем и формировании творческой манеры. Так, один из самобытных и ярких деятелей искусств — советский режиссер, художник-мультипликатор Анатолий Петров — всегда тяготел к греческой мифологии и музыкальности, создавал свои работы подобными одушевленной археологии. В 80-х годах он снял несколько анимационных лент по мотивам древнегреческих мифов: «Рождение Эрота», «Нимфа Салмака», «Дафна», «Полифем, Акид и Галатея» и «Геракл у Адмета». Во всех перечисленных проектах была весьма натуралистично и откровенно продемонстрирована нагота человеческого тела, что в целом не свойственно советской мультипликации.

В новой живописной технике

После создания анимационного проекта «Геракл у Адмета» оригинальность в подходе к тематическому материалу, глубокое понимание динамики структуры каждого эпизода возвели на творческий пьедестал аниматора, сделав его одной из видных фигур советской мультипликации. Рисованный мультфильм был новаторским в 1986 году, так создан в новой живописной технике. В нем проявились черты, свойственные современной мультипликации: глубокая человечность в выборе и решении темы, стремление выразить суть в предельно простой, лаконичной, доступной для понимания широкой зрительской аудиторией форме.

Творческий тандем создателей

Художники-постановщики ленты Л. Лобанова и А. Петров, работая в тандеме с творческой группой семи художников-единомышленников, показали неограниченное возможности классической анимации в движениях своих героев –людей и животных, в бросках, беге, прыжках и т. д.

Среди достоинств мультфильма «Геракл у Адмета» выдающиеся деятели советской анимации называли принципы и основы режиссерского решения, выразительность поз, мимики и артикуляции персонажей. Отдельное восхищение было вызвано кропотливой работой создателей над музыкальными эпизодами и танцевальными сценами. Над музыкальным сопровождением картины работал советский и российский Шандор Каллош. Озвучиванием центральных персонажей занимались Михаил Царев, Александр Воеводин, Армен Джигарханян и Александр Белявский.

Сюжет

Повествование ленты «Геракл у Адмета» начинается в тот момент, когда богини судьбы Мойры предрекли царю Адмету скорую погибель. Адмет обратился к жрице Пифии, которая подсказала ему выход из сложившейся ситуации: он будет жить, если вместо него сгинет кто-то другой. Следуя наставлениям Гермеса, царь отправляется на поиски того, кто умрет вместо него. Но добровольца так и не находит, в последний день его супруга Алкеста приносит себя в жертву вместо супруга. Безутешный царь оплакивает любимую, в этот момент к нему приходит Геракл. Узнав о произошедшей трагедии, бесстрашный герой отправляется в подземное царство, где вступает в схватку с Танатом за душу Алкестиды. На следующее утро он приводит в качестве подарка царю женщину, но тот отвергает его, скорбя по возлюбленной жене. Тогда Геракл снимает вуаль с красавицы, которая оказывается Алкестой. Счастливые супруги предлагают полубогу погостить, но тот намерен отправиться в путь безотлагательно, ведь он выполняет поручение Еврисфея, которое касается коней царя Диомеда.

Критика

Проект «Геракл у Адмета» отзывы получил похвальные. Рецензенты успех проекта во многом объясняли безупречным режиссерским решением. Искусство оживших на экране рисунков, сохранивших качество остроумного, занимательного зрелища, было предельно концентрированным, окрыленным эмоциями. В мультфильме словно ожили открытые археологами древнегреческие фрески, возникла перекличка эпох, которую авторы грамотно подчеркнули сопоставлением выразительных живописных и графических решений. В ленте всеми средствами художественной выразительности утверждается идея неувядающей ценности фольклорной культуры.

В РФ в 90-е «Геракл у Адмета» был выпущен на VHS в сборнике мультфильмов «Возвращение с Олимпа» и «Прометей».

Комментарии