Параплан - это... Устройство, описание, классификация, фото

Параплан – это безмоторное пилотируемое летательное приспособление со стабильным крылом, состоящим из одного или пары блоков. Надувается оно при помощи нагнетающих воздушных потоков через специальные заборники. Его вес составляет от 6-ти до 20-ти килограмм, в сложенном виде он помещается в стандартный рюкзак среднего размера, подготовка к полету занимает не боле пяти минут. Кроме того, аппарат может оснащаться небольшим мотором, что превращает его в представителя легкой авиации.

Технические параметры

Параплан – это один из самых медленных летательных устройств, которые тяжелее воздуха. Средний скоростной показатель составляет от 20 до 70 километров в час. Приспособление легко осваивается новичками. Оно довольно терпимо (если можно так выразиться) к ошибкам начинающих пилотов. Благодаря низкой скорости агрегат хорошо приспособлен к самостоятельному выходу на стандартные режимы пилотирования, не нуждается в особых требованиях к посадочной площадке в экстренных условиях.

Однако рассматриваемый аппарат обладает не очень высокими летными параметрами, что влияет на его эксплуатацию при различных погодных условиях. Малый вес приспособления обусловлен тем, что основные конструкционные детали функционируют исключительно на растяжение. Изготавливаются они из тканевых материалов.

Устройство

Параплан, фото которого приведено в этой статье, состоит из купольного крыла, строп и подвесной системы. Сила подъема появляется из-за обтекания профиля крыла направленным воздушным потоком. В конструкции указанного летательного аппарата не предусмотрены жесткие элементы, так как все части работают только на растяжение. На современных моделях, ориентированных для участия в соревнованиях, иногда используют плотные конструктивные детали, предназначенные обеспечить поддержание конфигурации крыла при высоких полетных скоростях.

Купольная часть

Этот элемент производится из особой прочной ткани, не пропускающей воздух. Купол состоит из верхней и нижней поверхности. Они соединены специальными перемычками (нервюрами). Эти элементы имеют аэродинамический профиль, разделяют крыло на кессоны (отдельные отсеки). Во фронтальной части купола не предусмотрено соединение указанных частей, вследствие чего образуется воздухозаборная щель. Через нее крыло наполняется воздушными массами, способствующими созданию необходимой жесткости детали.

Для заполнения закрытых отсеков воздух должен циркулировать свободно по параплану. Это обеспечивается за счет отверстий в нервюрах. Чтобы стабилизировать положение воздухозаборника, носовые части перемычек усиливают нашивкой из плотной и крепкой ткани. В нижней части нервюр предусмотрены петли для фиксации строп, а также усилители жесткости. Перемычки с поверхностями соединяются при помощи разнообразных швов, предъявляемое требование к которым — прочность и долговечность. От трех до пяти секций с каждой стороны крыла являются закрытыми. Они предназначены для придания куполу формы и улучшения аэродинамики аппарата.

Стропы

Параплан — это агрегат, стропы которого сделаны по принципу ветвления. Они включают в себя несколько ярусов и рядов. На задней части фиксируются управляющие элементы. Особенности строп:

  1. Оплетка на разрыв составляет от 80 до 250 кг.
  2. Возможно использование строп без оплетки.
  3. На нижней части монтируют элементы с самым высоким параметром прочности.
  4. Стропы застрачивают по концам, соединяют узлом (типа «удавка»).
  5. Нижняя часть фиксируется на свободных концах.

Свободные края

Значение слова параплан - легко понять. Оно составлено из частей двух других слов (пара — парашют и план — планировать). Конструкция рассматриваемого аппарата включает в себя свободные концы из прочной ленты, которые образуют несколько рядов. К ним при помощи специальных замков крепятся стропы. Ряды именуются литерами A, B, C, D.

Правая и левая рукоятки управления выполнены по клевантному типа. Если потянуть одну из ручек, купол разворачивается из-за подгибания задней кромки вниз. При необходимости поворота в нужную сторону подтягивают соответствующую рукоятку. В случае натяжения обеих клевант, уменьшается горизонтальная и вертикальная скорость крыла. Изменять углы постановки купола для балансировки позволяют дополнительные триммеры и акселераторы на стропах.

Подвесной узел

Летать на параплане достаточно удобно. Пилот располагается именно в этом подвесном отсеке. Он изготавливается из укрепленных ленточных и тканевых поясов, соединенных между собой и остовом карабинами. В основе имеется силовая лента, на которой размещаются сидение авиатора и свободные концы.

Обустройство этого узла:

  • Обхваты грудной, ножной, плечевой и поясной части пилота.
  • Встроенный запасной парашют.
  • Амортизаторы и протекторы.

Стоит отметить, что от надежности узла и правильной центровки зависит устойчивость аппарата, управляемость в полете и безопасность водителя.

Что касается запасного парашюта, то показатель надежности выносится на первое место. От этого элемента также зависит безопасность пилота, поэтому этот элемент изготавливается из специальной ткани и синтетических строп, которые не слипаются и не электризуются. Большинство запасных парашютов изготавливают на основе круглого купола с втянутой вершиной. Подобная конструкция обеспечивает минимальное время на раскрытие.

Как классифицируются парапланы

Что это такое по принципу действия, мы рассказали. Добавим, что рассматриваемые аппараты делятся на несколько категорий:

  1. «Стандарт». Сюда относят модели с самыми низкими летными характеристиками. При этом они отличаются высоким параметром стабильности, ориентированы на новичков, которые не хотят на первых испытаниях испытывать стресс.
  2. «Перфоменс». Аппараты среднего уровня, обладающие средними показателями стабильности и высокими летными качествами.
  3. «Компетишн». Версии, в основном, используются на соревнованиях. Предназначены для опытных спортсменов.

По типу назначения летательные аппараты подразделяются на такие группы:

  • Учебные.
  • Версии «акро» для выполнения трюков.
  • Двухместные варианты, для полетов с инструктором.
  • Парапланы с моторами.

Управление

Контроль рассматриваемого летательного приспособления осуществляется посредством строп управления. Они подсоединены к задней части крыла, по краям имеют клеванты (специальные петли для удержания элементов в руках пилота). Если они отпущены, приспособление летит на балансировочной скорости. Чтобы осуществить поворот, вытягивают одну из клевант. Это способствует отгибанию правой или левой кромки крыла. Таким образом выполняется поворот за счет снижения скорости с одной стороны и ее увеличения на другой кромке купола.

Повороты также выполняют путем перемещения тяжести пользователя в подвеске. Для снижения скорости обе петли притягиваются синхронно, увеличивая угол атаки крыла, а также повышение сопротивления и подъемной силы. Чтобы набрать скорость во время полета, используют акселераторы (устройства, которые дают возможность подтягивать стропы, уменьшая угол атаки купола). При помощи других строп опытные пилоты вводят аппарат в специальные (трюковые) режимы полета.

Отличие от парашюта

Как было уже отмечено, происхождение слова «параплан» связано с парашютом и планированием. Чем данный аппарат отличается от своего «собрата»? Во-первых, парашют имеет прямоугольную форму, а рассматриваемый аппарат – эллипсообразную конфигурацию. Во-вторых, длина купола параплана существенно больше. Кроме того, он имеет аэродинамическую гладкую поверхность крыла с небольшим числом тонких строп и увеличенную общую площадь.

Основное предназначение парашюта — выполнение прыжков с самолета с последующим замедлением скорости падения и мягким приземлением. Конструкционные особенности параплана направлены на осуществление планирования. При его создании используются более легкие и жесткие материалы, что обеспечивает хорошую аэродинамику. По последнему показателю параплан сравним с дельтапланом или планером. Он не просто падает вниз, а летит. При благоприятных погодных условиях летательный аппарат под управлением опытного пилота может часами парить в воздухе, меняя скоростные показатели и маршрут.

Параплан с мотором

Этот агрегат представляет собой стандартную модификацию, дополненную легким мотором. Двигатель располагается за спиной пилота. Создаваемая винтом тяга дополнительно воздействует на спину планериста. Обычно используется два типа парамоторов:

  1. Модель в виде ранца, которая фиксируется на спине пользователя и соединяется с системой подвески. Приземление осуществляется на ноги.
  2. Тележка на колесах с амортизационным узлом, которая используется не так часто, как вышеуказанный аналог.

Версия с двигателем оптимально подходит для тех, кто не хочет ждать подходящей погоды или любит парить над равнинами.

Плюсы и минусы моторного параплана

Мы подробно рассмотрели, параплан – что это такое. Фото аппарата есть в нашей статье. Что касается версии с мотором, то ее можно эксплуатировать в большем диапазоне климатических условий, независимо от размеров взлетной площадки. Старт осуществляется практически с любого ровного участка, без учета направления ветра.

Главное – учитывать объем топливного резервуара. В среднем запас полета составляет не более трех часов. Подготовка к старту не занимает много времени (около пятнадцати минут). Высота планирования — до пяти тысяч метров. Среди недостатков отмечают высокий риск получения травмы при сильном ветре или попадании в зону турбулентности. Опытные пользователи рекомендуют в теплое время года осуществлять полеты рано утром либо вечером. Кроме того, с мотором не так легко почувствовать поведение крыла, что ухудшает управление агрегатом. Дополнительным препятствием при полете является сопротивление винта воздушному потоку.

Места для полетов

В нашей стране достаточно прекрасных мест для планирования на рассматриваемых летательных аппаратах. Эти места являются самыми популярными полигонами у владельцев парапланов:

  1. Рыбинское водохранилище. Полеты дают возможность насладиться красотами Волги и ее прибрежных участков с лесами и обрывами.
  2. Дельтадром в Пятигорске на горе Джуца. Эта площадка используется как начинающими, так и опытными спортсменами.
  3. Планерское в Крыму. Это место пользуется популярностью еще с 30-х годов прошлого столетия. Одно из немногих мест, где в полете можно любоваться одновременно морем и горными пейзажами.
  4. Курай в горном Алтае. Красивая горная площадка, с которой планеристы могут безопасно подниматься на высоту до трех тысяч метров.
  5. Московские дельтадромы: поселок Чисмен и клуб МАС.
  6. В Санкт-Петербурге парадромы: «Сумино», «Можайский», «Кукузи».

Заключение

Парапланеризм является популярным видом развлечения и спорта. Он позволяет насладиться свободным полетом в течение нескольких часов. Главное, соблюдать меры безопасности и тщательно подходить к выбору и эксплуатации параплана.

Комментарии