Социальный интеллект как понятие

Общепринятого определения понятия "социальный интеллект", пожалуй, не существует. Точнее, существует великое множество его интерпретаций, используемых психологами разных школ. Само это понятие появилось относительно недавно, термин впервые был введен в психологический обиход в 1920 году американским психологом по фамилии Торндайк, который под социальным интеллектом понимал способность личности к пониманию и дальновидности в отношениях.

В 1994 году группой ведущих американских психологов была предпринята попытка сформулировать основные критерии такого масштабного понятия, как интеллект. Основные постулаты данного определения таковы:

  • Под интеллектом понимается общая умственная способность личности, выраженная в умении решать поставленные задачи, адаптироваться к окружающей обстановке, логически мыслить и быстро обучаться на основании опыта.
  • На формирование его наследственность оказывает более значительную роль, чем окружающая среда.
  • Интеллект не является неизменным на протяжении жизни. Он может развиваться, частично стабилизируется в подростковом и юношеском возрасте. У взрослого человека интеллектуальное развитие, как правило, достигает определенного уровня и затем мало подвергается изменению.
  • Интеллект подлежит измерению при помощи тестов. Тесты на IQ разработаны с учетом влияния возрастного, образовательного, языкового факторов и служат довольно точной шкалой оценки интеллектуального развития. При этом они не являются культурно обусловленными, т. е. способны давать объективную оценку умственных способностей тестируемых из различных социальных групп и слоев общества.

Виды интеллекта, согласно концепции "многостороннего интеллекта" Г. Гарднера, могут быть различными (всего их семь). Это интеллект логико-математического типа, вербально-лингвистического, визуально-пространственного. А также музыкально-ритмический, телесно-двигательный, внутриличностный и межличностный.

Социальный интеллект как понятие базируется на внутри- и межличностных разновидностях и подразумевает развитые навыки коммуникации, способность устанавливать контакты и налаживать отношения, т. е. характеризует социальную сферу развития личности. Третьим базовым понятием является эмоциональный интеллект, т. е. способность воспринимать и правильно интерпретировать свои и чужие чувства и прогнозировать развитие отношений и поступки других.

По другой теории (согласно концепции английского психолога Г. Ю. Айзенка)  интеллект можно классифицировать как биологический, социальный и психометрический. Причем, в отличие от биологического (генетически обусловленного), социальный интеллект, по мнению ученого, является результатом взаимодействия человека и окружающей среды и формируется в процессе приобретения жизненного опыта.

В настоящее время самой полной признана классификация Дж. Гилфорда, выделяющая шесть составляющих. Это способность различать и правильно интерпретировать вербальные и невербальные сообщения, устанавливать общие закономерности для различных типов поведения, связи между отдельными аспектами информации, улавливать логику развития ситуации в целом и правильно интерпретировать поведение людей в разных контекстах, а также предвидеть последствия чужих и собственных поступков.

По Р. Селману социальный интеллект в своем развитии проходит пять стадий, каждая из которых характеризуется новым уровнем познания себя, своего окружения, друзей и родителей.

На нулевой (досоциальной) стадии в поведении ребенка главенствует эгоцентризм. Ребенок пока не в состоянии выделить себя из окружающего мира, разделить чувства и мысли свои и других.

На первой стадии (социальной) приходит осознание себя как отдельной личности и отделение от окружающих. На второй стадии появляется способность к рефлексии. Ребенок уже способен понять другого человека и его точку зрения. Третья стадия (обычно в 10-12 лет) характеризуется формированием самоидентичности, установлением своего места в структуре отношений.

На четвертой стадии приходит понимание глубины и неоднозначности человеческих отношений, осознание многоплановости личности и существования нескольких уровней взаимодействия, таким образом формируются навыки зрелого поведения.

Комментарии