Понятие финансов и финансовой системы РФ: определение, структура и особенности

Современное общество не может существовать и развиваться без непрерывного воспроизводства продуктов питания, одежды, объектов недвижимости, социальной области жизнедеятельности. Как известно, процесс состоит из четырех этапов, среди которых создание продукта, его распределение, обмен и, конечно же, потребление. Названные стадии, так или иначе, опосредованы денежными ресурсами. В данной статье мы рассмотрим понятие, сущность, состав, содержание финансовой системы РФ.

Понятие и роль финансов

Деньги сегодня служат ключевым понятием товарного хозяйства. Они становятся все более важной категорией экономической системы в целом и, соответственно, основным элементом существования Российской Федерации. Стоит дополнить, что термин «денежное хозяйство» аналогичен понятию «финансы».

В процессе рассмотрения понятия финансов и финансовой системы РФ важно отметить, что деньги – это одна из основополагающих составляющих товарно-производственных отношений. Их предметной сферой служит процесс создания, распределения и дальнейшего использования фондов аккумулированных средств. Ключевой целью при этом выступает реализация государственных задач и функций, которые могут относиться ко всей экономике страны в целом или конкретному ее субъекту в частности.

Понятие финансовой системы и ее состав

Современная структура финансовых учреждений, отношений и фондов, которые обеспечивают полноценный процесс мобилизации и применения денежных ресурсов, составляет общественную денежную систему. В период СССР в ней выделяли следующие подсистемы:

  • общегосударственную;
  • отраслей хозяйства и отдельных предприятий.

Зачастую отдельным элементом служил и государственный кредит. Описание финансовой системы Российской Федерации в период СССР говорит о том, что она была относительно простой, но в то же время полностью соответствовала казенной политике, которая проводилась в стране. Осуществление рыночных реформ в РФ, реализация абсолютно новой экономической политики объективным образом обусловили выделение других звеньев системы денежных отношений. Стоит отметить, что в целом рассматриваемую систему составляют три укрупненных подсистемы:

  • страхование;
  • государственные финансы;
  • средства экономических субъектов, то есть предприятий.

Целесообразно рассмотреть их подробнее.

Финансы РФ: понятие, виды, функции

Укрупненные подсистемы, названные в предыдущем разделе, классифицируются на более частные в зависимости от конкретных методов и форм создания денежных фондов. Так, государственные финансы включают в свой состав:

  • государственный кредит;
  • бюджетную систему;
  • внебюджетные фонды.

В страхование входят:

  • защита деликтных интересов (ответственность);
  • личное;
  • имущественное.

Современное понятие финансовой системы РФ предполагает, что средства экономических субъектов включают в свой состав деньги:

  • организаций некоммерческого типа;
  • коммерческих организаций и предприятий;
  • бюджеты посредников, среди которых находятся пенсионные фонды частного характера, кредитные структуры, страховые компании и иные финансовые институты.

Организация и регулирование финансовой системы

В полной мере рассмотрев понятие и состав финансовой системы РФ, целесообразно отметить, что процесс создания и дальнейшего регулирования общественной структуры, касающейся денежных отношений, реализуется уполномоченными субъектами от имени государства. При построении современной финансовой иерархии в обязательном порядке учитывались следующие принципы:

  1. Грамотное сочетание отраслевой и территориальной концепций.
  2. Обеспечение нужного уровня денежной самостоятельности финансовых структур регионального масштаба при условии сохранения централизованного контроля системы в общем плане.
  3. Абсолютно четкое разделение процесса управления в соответствии с областями движений денежных ресурсов.

Все перечисленные выше принципы прослеживаются не только на законодательном уровне, но и в практической деятельности.

Государственные финансы

В процессе изучения понятия финансов и финансовой системы РФ мы выяснили, что государственные бюджеты являются важнейшим аспектом денежных отношений, которые функционируют на высшем уровне страны. Эти вопросы в первую очередь связаны с перераспределением общего дохода страны для реализации политической, социальной и экономической задач.

В соответствии с экономической сущностью под государственными финансами необходимо понимать отношения денежного характера, субъекты которых (ведомственные органы, организации, предприятия, физические лица) сообщаются по поводу создания бюджетов и передачи их в федеральное распоряжение. Затем собранные средства применяются на затраты, связанные с расширением производства, нуждами управления и обороны. Государственные финансы – это инструмент для удовлетворения потребностей общества и управленческого аппарата.

Проблемы в сфере государственных финансов

Изучив понятие финансовой системы Российской Федерации и одной из ее составляющих – государственных финансов – стоит перейти к проблемам, актуальным для этой темы. Сегодня ключевыми наболевшими точками в сфере как федеральных, так и муниципальных денег служат:

  1. Острая необходимость в улучшении налоговой системы.
  2. Отсутствие сбалансированности бюджетов разных уровней, а также средств внебюджетных фондов, которые считаются государственными.
  3. Существенное повышение эффективности применения как федеральной, так и муниципальной собственности.
  4. Улучшение бюджетного федерализма.
  5. Обеспечение полноценного единства финансовой и денежно-кредитной политики государства.
  6. Укрепление контроля над денежными средствами.

Государственные доходы

Мы рассмотрели понятие финансов и финансовой системы РФ, в которую входит государственный бюджет. Поэтому целесообразно уделить отдельное внимание ведомственным доходам и расходам. Государственные поступления в первую очередь представлены той составляющей денежных отношений, которая касается создания финансовых ресурсов.

Основным источником формирования доходов государства служит национальный доход. Однако в случае чрезвычайных обстоятельств, среди которых стихийные бедствия или войны, таковым является национальное богатство, накопленное ранее.

Источники доходов государства бывают внутренними и внешними. В первую группу следует отнести национальное богатство и доход. Во вторую – доход другой страны (реже – богатство). Состав доходов государства формируется посредством эмиссии денег, налогов и займов.

Государственные расходы

При изучении понятия и структуры финансовой системы РФ важно обратить внимание не только на доходы государства, но и на ведомственные расходы. Данное понятие трактуется как часть денежных отношений, обусловленная применением административных доходов. Специфика расходов – в полноценном обеспечении государственных потребностей и, конечно же, в реализации названных ранее функций (социальной, военной, управленческой, экономической, политической и так далее).

На сегодняшний день существует классификация расходов административного аппарата на прямые и затраты учреждений, предприятий и иных структур федерального типа собственности. Основными их целями служат следующие моменты:

  • расширение производства;
  • формирование фондов социального плана;
  • удовлетворение потребностей государства и отдельных его субъектов.

Понятие и функции бюджета

После того как мы определили понятие, содержание финансовой системы РФ, следует коснуться темы бюджета и его составляющих. Появление названной категории связано с идеей и последующим формированием государства, которое применяет ее как ключевое средство для обеспечения собственной деятельности, а также для осуществления социально-экономической политики России.

В соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ под бюджетом следует понимать форму образования и дальнейшего расходования денег, которые предназначены для финансового решения задач и исполнения функций не только государства, но и местного самоуправления.

Бюджетный механизм

Для того чтобы бюджетные функции были выполнены лучшим образом, государство использует соответствующий механизм. Это комплекс форм организации отношений денежного характера, а также методик мобилизации и применения средств общегосударственного значения. В рассматриваемый механизм входят следующие составляющие:

  1. Органы административной власти.
  2. Бюджетная система РФ.
  3. Основания правового типа, которые представлены, как правило, в виде постановлений и законов высших структур управления.
  4. Системы документов и отчетности, а также иные реквизиты, которые нужны для определенной деятельности касательно исполнения как доходной, так и расходной частей бюджета.

Применение данного механизма в целях регулирования экономики страны реализуется через маневрирование денежными средствами, которые поступают в распоряжение государства.

Бюджетная политика

И наконец, перейдем к завершающему, заключительному аспекту изучения понятия финансов и финансовой системы РФ. Под бюджетной политикой Российской Федерации необходимо понимать ряд мероприятий в области организации отношений денежно-аккумулятивного характера для того, чтобы обеспечить страну средствами на выполнение рассмотренных выше функций.

Рассматриваемое понятие, так или иначе, предполагает выяснение задач и целей в сфере финансов государства, создание механизма мобилизации денег в казну, управление ими, выбор направлений применения собранных средств, управление бюджетной и налоговой системами, а также организацию полноценного регулирования социальных и экономических процессов посредством фискальных инструментов. Именно в этом и заключается социально-экономический смысл государственной бюджетной политики. В число ее основных, первоначальных задач входят следующие пункты:

  • Концентрация финансов на решение вопросов, находящихся в приоритете.
  • Уменьшение налоговой нагрузки на государственную экономику.
  • Приведение в порядок обязательств Российской Федерации.
  • Формирование предельно эффективной системы отношений межбюджетного типа и управления финансами страны.

Бюджетная политика – это не что иное, как ядро государственной экономической политики. Именно она отражает абсолютно все денежные взаимоотношения административного аппарата страны с общественными структурами и физическими лицами. От качественных характеристик федерального бюджета, определенных параметров, которые в него заложены, во многом зависит и степень социальной защиты граждан, проживающих на территории России, и возможности нации в плане инвестиций в какие-то проекты, и уровень, сила влияния РФ как отдельного субъекта на международной арене, и даже активность жителей в отношении предпринимательства и развития бизнеса.

Комментарии