Мост Святого Ангела: история, местоположение, экскурсии, фото
Мост Святого Ангела в Риме (Италия) имеет очень давнюю историю. Сегодня же туристов привлекают шедевральные статуи десяти ангелов, изображающих Страсти Христовы. В разные годы мост, имеющий сакральное значение, вел к усыпальнице римского императора, темнице, в которой заключали неугодных католическому духовенству, папской резиденции, сокровищнице. В настоящее время в замке Ангелов расположен музей.
Римские мосты через реку Тибр
Римская цивилизация была основана в восьмом веке до нашей эры на восточном берегу Тибра. По реке переправляли товары, в ней искали пропитание, она служила пограничной линией между воюющими латинами и этрусками. Первые переправы находились в той части течения, где было относительно спокойно, то есть ниже, чем остров Тиберина. Здесь же построили свайный мост из дерева без использования железа и гвоздей. Приблизительно на этом месте сейчас стоит мост Субличио. Первый мост был возведен в период правления четвертого древнеримского царя Анка Марция. По разным причинам Субличио в Риме неоднократно разрушался, но раз за разом его восстанавливали.
Первые мосты через Тибр возводили так, чтобы сооружения можно было легко разрушить или поджечь при приближении противника. Ведь переправиться через быструю реку было довольно сложно. Первый каменный мост на сваях из дерева построили здесь в 179 году до нашей эры, а в 142 году деревянные сваи заменили на каменные арки. В 109 году был построен Мульвиев мост, через который в столицу въезжали многие победители крупных войн и завоеватели, среди которых Гай Юлий Цезарь и Карл I Великий. Вообще, в Риме было четыре типа мостов: частные - для повозок и людей, проходящих через город по пути следования куда-то в другое место, поддерживающие акведуки и общественные. Мост Ангела в Риме, Италия, относится как раз к последнему типу.
Строительство архитектурной достопримечательности
Мост Ангелов в Риме начинает свою историю со времен римского императора Элия Адриана, который был не чужд любви к самому себе (как и все римские правители). Имея достаточно ресурсов, он выражал свой нарциссизм путем сооружения величественных строений, одним из которых стал мавзолей, возведенный на берегу Тибра по его приказу. Чтобы восхищенные подданные могли поклоняться богоподобному царю, был построен мост, ведущий к мавзолею Адриана (сейчас это замок Святого Ангела) от Марсова поля. Окончание строительства датируется 134 годом.
Особенности конструкции и материалы
Основной строительный материал, который использовался при возведении моста Ангела (на фото выше видна часть сооружения), - травертин с внешней стороны и туф с внутренней. Плотный известняк был более долговечным и менее пористым, чем туф. Полностью построить мост из травертина не удалось, потому что этот материал дороже и тяжелее. Работы значительно затянулись бы, да и средств потребовалось бы намного больше.
Никаких свидетельств о том, как именно строили мост Ангела в Италии времен Элия Адриана, не сохранилось. Очевидно, что рабочие использовали стандартные методы строительства каменных мостов, применявшиеся во втором веке. Там, где планировалась установка опор, делали кольца из жердей, обмазанных глиной. Это кессоны для подводных работ. После в дне реки делали углубления для фундаментов. Обычно копали, пока не доходили до определенного слоя почвы, а когда это было невозможно по какой-то причине, просто вбивали деревянные жерди. Деревянные основания могут быть неожиданно надежными и достаточно долговечными, потому что без кислорода патогенные бактерии не способны выживать и размножаться.
Ромбовидные водозащитные барабаны, угол которых направлен против течения, устанавливались, чтобы уменьшить его разрушительную силу. Вода более плавно обтекала опоры сооружения. Арки собирали из камня трапециевидной формы. Вся конструкция была очень неустойчива до того момента, пока не были установлены все камни (верхние, то есть самые крупные), поэтому весь период строительства активно использовались сложные леса. В тех местах, где арки доходили до берегов, строились целые стены или большие колонны, способные выдержать такое значительное давление. В данном случае это были две 12-метровые стены.
Стоимость постройки и монументальность моста
Строительство дорого обошлось императору, потому что требовалось много квалифицированных рабочих. Мост Святого Ангела (Италия) строили без цемента, так что камни нужно было обточить так, чтобы они идеально подходили друг к другу. Непростой задачей было и строительство лесов. Сами материалы и их подвозка к месту возведения памятника были очень дорогостоящими. Когда строительство было окончено, длина моста составила 90 метров. Мост Ангелов состоит из пяти арок диаметром в девять метров.
Дальнейшая история памятника
Мост Святого Ангела в Риме, Италия, упоминался в части "Ад" "Божественной комедии" Данте, которая была написана в период с 1308 по 1320 годы. Описываются два нескончаемых потока паломников, которые шли по мосту в первый Юбилейный год (1300 год) в истории в святой город - Ватикан. К раннему Средневековью настоящее название моста - Элия - было забыто. Паломники, которые после обрушения моста Виктора Эммануила II (тогда он назывался мостом Нерона) шли по этому сооружению к базилике Святого Петра, начали называть его мостом Святого Петра.
В середине 15 века, когда в толпе паломников, стремившихся в Ватикан, возничий потерял контроль над лошадью, началась паника. Люди продавили балюстраду. Почти 200 человек упало с моста и утонуло. В результате последовавших за этим беспорядков несколько домов были разрушены, пострадала и арка, которая перегораживала путь к мосту. Во второй половине того же столетия по левой стороне моста на обозрение горожан выставляли тела тех, кто был казнен на соседней площади.
Статуи Ангелов, изображающих Страсти Христовы
Мост Святого Ангела в Риме обзавелся первыми двумя статуями в 1535 году. Скульптуры заказал папа Климент VII. Скульптор Лоренцетто получил заказ на статую апостола Петра, держащего в руках книгу, Паоло Романо - апостола Петра, держащего книгу и сломанный меч. При папе Павле III Раффаэлло да Монтелупо создал еще четыре статуи, а также скульптуры Авраама, Адама, Ноя и Моисея. В 1669 году по распоряжению папы Климента IX крошащиеся скульптуры из гипса заменили новыми. Эта работа была поручена Лоренцо Бернини, для которого она оказалась одной из последних. По его проекту, все десять скульптур должны были держать орудия Страстей Христовых. Скульптор успел сделать только две статуи, которые Климент IX забрал в свою личную коллекцию.
Сакральное значение достопримечательности
Неоднократно упоминалось, что по мосту Святого Ангела в Риме верующие пересекали Тибр на пути к главной католической достопримечательности, а именно - базилике Святого Петра. Перейти реку по этому мосту означало направиться из мирского города в Святой город. Этот отрезок пути имел для верующих символическое значение очищения, приближающего грешника к божественному миру. Мост Святого Ангела символизирует общение человека с Богом. Так, неудивительно, что достопримечательность украшают статуи ангелов, которые являются посредниками между земным и небесным мирами. Не случайны статуи Петра и Павла, которые встречают путников. Они обозначают начало искупления.
Десять статуй ангелов
Мост Ангелов украшают десять статуй ангелов, фигуры которых представляют собой Страсти Христовы. Лица кажутся то удерживающими рыдания из сострадания к Спасителю, то умиротворенными верой в воскресение. Скульптору Бернини принадлежит ангел, в чьих руках находится терновый венец, и тот, который держит табличку с надписью Inri. Работу над другими скульптурами мастер доверил своим единомышленникам. В 1670 году работы самого Бернини по причине их высокой художественной ценности были заменены копиями. Подлинники украшают церковь Сан-Андреа-делле-Фратте.
Первый ангел приподнимает колонну, к которой привязывали Христа во время допроса Понтия Пилата. Эта скульптура создана Антонио Раджи. Раота авторства Ладзаро Морелли грустно смотрит на кнуты, которые напоминают о ранах Спасителя. Ангел, созданный Паоло Нальдини, держит венец из терна как символ людской жизни. Лик Христа, отпечатавшийся кровью на плате Вероники, рассматривает ангел, выполненный Козимо Фанчелли. Скульптура, высеченная Паоло Нальдини, держит игральные кости на одеянии Христа.
Скульптура Джироламо Лученти показывает гвозди, которыми были пронзены руки и ступни Спасителя. Следующий ангел держит крест - символ веры в Христа и распятия. Эта скульптура создана Эрколе Феррата. Табличку с надписью Inri держит следующий ангел. Скуптура, выполненная Антонио Джоржетти, смотрит на губку, прикрепленную к концу трости. Последнего ангела высек из камня Доменико Джули. Ангел обращает взгляд на острие копья, чтобы напомнить об ударе, который пронзил грудь Спасителя.
Современный облик моста
Мост Ангелов в Риме неоднократно перестраивали и добавляли новые детали. Нескольким масштабным модернизациям памятник подвергся во времена Ренессанса. В 1450 году снесли триумфальную арку, вместо которой поставили фигуры апостолов Петра и Павла. В 1669 году мост украсили фигурами ангелов, посмотреть на которые сегодня съезжаются толпы туристов со всего мира. Эту скульптурную группу местные жители остроумно прозвали маньяками на ветру, потому что ангелы держат в руках предметы казни и поношения Христа. Мост Святого Ангела является пешеходной зоной, так что ничего не помешает туристам неспешно прогуляться по нему и рассмотреть все шедевральные фигуры.
Замок (мавзолей, тюрьма и музей) в Риме
Мост Святого Ангела ведет к замку на другом берегу реки. Последнее пристанище римского императора, резиденция понтификов, которая успела побывать фортом и темницей, в итоге получила статус музея и сокровищницы. Усыпальница Адриана к 14 столетию стала резиденцией римских пап, а Николай III соединил замок с базиликой. В ходе вторжения Карла V защиту в стенах замка нашел папа Климент VII. В замке был заключен монах-доминиканец Джордано Бруно. В 1901 году замок Святого Ангела был объявлен музеем. Сегодня это место желают посетить сони туристов. Осмотреть достопримечательность можно прогулявшись по мосту Святого Ангела.
Как добраться до достопримечательности
Чтобы найти мост Святого Ангела, стоит ориентироваться на замок, расположенный на востоке от площади Петра. Пешая прогулка от одной достопримечательности до другой займет максимум пять минут. К подножию замка подвезет городской рейсовый автобус № 271 или № 6. Выходить нужно на остановке Piazza Pia. Ближайшая станция метро называется Ottaviano-San-Pitro (это линия А). Мост открыт круглосуточно, плата за проход не требуется.
Несколько интересных фактов
Мост несколько раз менял название. Свое современное наименование мост Святого Ангела получил только благодаря распространенной легенде о том, как в шестом веке Рим просто вымирал от чумы. Считается, что тогда на вершине мавзолея по ту сторону реки появился архангел Михаил с мечом в руках. Папа Григорий I расценил это, как знак скорого окончания беды. После этого события сооружение, оставшееся со времен Древнего Рима, было переименовано в замок Святого Ангела, а ведущий к нему мост - в мост Святого Ангела соответственно. Позже на крыше мавзолея установили огромную статую спасителя архангела Михаила.
Знаменитые узники замка, к которому ведет мост
С 14 века замок, к которому ведет мост Ангелов в Риме (фото в статье), бывший мавзолей римского императора, служил тюрьмой для особых преступников. В разные годы узниками замка были Джованни Батиста Орсини, Бенвенуто Челлини, Беатриче Ченчи, Джузеппе Бальзамо и другие.
Кардинал, принадлежавший к одной из самых состоятельных римских семей, Джованни Батиста Орсини был обвинен в тайном заговоре против папы и попытке отправления. Семья пыталась выкупить заключенного, но папа Александр VI отравил узника (хотя принял в дар огромную жемчужину).
Скульптор и ювелир, участвовавший в осаде крепости в 1527 году, Бенвенуто Челлини был обвинен в воровстве. Челлини досконально знал расположение коридоров и помещений замка, что позволило ему совершить побег. Кстати, это единственный побег за всю историю замка.
Молодая Беатриче Ченчи стала жертвой интриг. Обвиненная в убийстве собственного отца, неоднократно насиловавшего девушку, была казнена в 1599 году. Папа отказался смягчить приговор. Считается, что отказ был вызван тем, что после смерти прямой наследницы все огромное состояние семьи перешло в пользу Святого престола.
Граф Калиостро (он же известен под именем Джузеппе Бальзамо) был арестован в 1789 году. Это известный авантюрист и мошенник. Против него были выдвинуты тяжкие обвинения, а именно - масонство и богохульство. Смертную казнь, однако, заменили помилованием. Джузеппе Бальзамо был заключен в тосканской провинции Эмилья-Романия, где провел остаток своих дней.