Педагогические технологии: классификации и виды

Понятие «технология» было заимствовано из сферы производственных процессов, но в педагогике приобрело особое значение. Педагогические технологии – это:

- Процесс достижения профессионального мастерства педагогом с указанием методов, приемов и последовательности их использования для получения оптимального результата в своей деятельности. Профессионально-педагогическая технология может быть использована начинающими учителями при четком следовании указаниям разработчика, но зачастую претерпевает видоизменения вследствие личностных особенностей исполнителя.

- Совокупность способов и средств организации педагогического процесса, построенного по определенному алгоритму с целью получения ожидаемого результата. Алгоритм является основным признаком технологии, а способы и средства могут претерпевать изменения в практике работы педагога. Ожидаемый результат может быть достигнут или даже превосходить запланированный, что зависит и от личности педагога, и от категорий детей, с которыми реализуется педагогическая технология.

Классификация педагогических технологий по видам деятельности педагога и учащихся:

  1. Технологии организации общения. Включают приемы организации взаимодействия ребенка и взрослого с целью создания необходимых условий для развития индивидуальности и личности учащихся.
  2. Педагогические технологии организации познавательной деятельности, содержащие эффективные приемы мотивации учебной деятельности, использования механизмов развития и стимулирования познавательных способностей.
  3. Технологии диагностической и прогностической деятельности, основанные на развитии аналитических способностей педагогов, умении использовать диагностические методы для планирования и формирования прогноза педагогической работы.
  4. Педагогические технологии инновационной деятельности, направленные на разработку новых программ, новых подходов в образовании, на создание условий для педагогического творчества.
  5. Технологии организации воспитательного дела, помогающие каждому ребенку максимально реализовать личностный потенциал в процессе развития.

Виды педагогических технологий по структуре:

  1. Процессуальная технология, в которой последовательно отражен педагогический план реализации цели. Весь процесс разделен на этапы, которые последовательно реализуются в деятельности педагога. Каждый этап имеет временные рамки, что позволяет наметить время достижения ожидаемого результата.
  2. Формирующая технология, где все этапы, условия или приемы используются вне строгой временной последовательности.
  3. Развивающие педагогические технологии, которые являются частью большого процесса и не имеют конечного результата. Например, в дошкольном учреждении обучение грамоте происходит в пределах обучения детей звукам, а обучение правильному письму реализуется только в начальной школе.

Педагогические технологии по степени охвата структур педагогической системы могут быть разделены на метатехнологии, макротехнологии, мезотехнологии и микроструктуры. Метатехнологии могут охватывать преобразованием всю систему образования, тогда как технология организации урока или работы мастерской в отдельной школе относятся к микротехнологическим разработкам. Технологии отдельной отрасли образования относятся к макротехнологиям, а те, что направлены на преобразование школы или отдельного образовательного уровня (начальная, средняя ступень) школы, - к мезотехнологиям.

Педагогические технологии позволяют деятельность педагога делать более организованной и прогнозируемой, получать высокие результаты в процессе обучения детей различного уровня развития.

Комментарии