Введенская церковь (Москва): история, основные святыни, фото

В Басманном районе столицы, на углу Подсосенского и Барашевского переулка, расположена древняя Свято-Введенская церковь, фото которой представлены в статье. Построенная и освященная в честь памятного евангельского события – Введение во Храм Пресвятой Богородицы, она уже на протяжении почти трех с половиной веков неразрывно связана с жизнью Москвы и всей России.

Храм, построенный в Барашевской слободе

Существуют достоверные сведения о храме, являвшемся предшественником ныне существующей Введенской церкви. Ряд исторических документов позволяет заключить, что построен и освящен он был в 1647 году. Кроме того, известно, что в середине 60-х годов при храме действовала начальная школа, открытая на собственные средства священником И. Фокиным. Расположен он был в Барашевской слободе именно на том месте, где ныне помещается церковь, о которой идет речь в нашей статье, и, следовательно, являлся ее предшественником.

Попутно отметим, что свое название слобода получила от старинного слова «бараши», которым обозначались царские слуги, ведавшие изготовлением, хранением и установкой его шатров. Они же исполняли обязанности армейских квартирмейстеров и, по своей многочисленности, селились отдельной слободой. Кроме Свято-Введенского храма, поблизости был возведен еще один – Воскресенский, о котором также упоминается в документах той эпохи.

Постройка и освящение ныне существующей церкви

В 1688 году повелением царя Ивана V Алексеевича началась подготовка к строительству нового здания Введенского храма. До наших дней сохранились хозяйственные документы, свидетельствующие о том, что для возведения его стен было изготовлено 100 тыс. обожженных кирпичей, а также заготовлено много иных потребных делу материалов.

Работы по возведению стен и кровли продолжались в течение целого десятилетия, и в 1698 году, то есть уже в правление его единокровного брата − государя Петра I, был торжественно освящен придел святого Лонгина Сотника, считавшегося покровителем царствующего дома. Спустя еще год освятили придел Ильи Пророка. Окончательная же отделка всего здания была завершена 11 октября 1701 года.

Архитектурные особенности храма

По мнению искусствоведов, построенная в Москве Введенская церковь, являет собой яркий образец стиля, который принято называть московским барокко. Об этом свидетельствует, в частности, обилие и характер украшений, используемых во внешней отделке здания. Создатели храма украсили его декоративными кокошниками, венчающими стены, живописными группами колонок, расположенных по углам главного четверика, а также пышными и весьма изысканными наличниками окон.

Не поскупились они и на создание огромного числа мелких деталей, гармонично вписывающихся в общий облик постройки. Известно, что в связи с временным запретом Петра I на использование железа в кровельных работах крыша Введенской церкви имела особое покрытие, выполненное из цветной черепицы и белого камня, что придавало ей праздничный вид. К 1770 году она порядком обветшала, а поскольку запрет к тому времени был снят, ее заменили обычным листовым железом.

Пожар 1737 года и последующие восстановительные работы

Одним из первых бедствий, пережитых храмом, стал пожар, охвативший его в 1737 году и причинивший значительный ущерб как стенам здания, так и его внутреннему убранству. В ходе восстановительных работ, продолжавшихся в течение нескольких лет, в общую архитектурную композицию был добавлен новый элемент, которым стала многоярусная колокольня, сохранившаяся до наших дней без существенных изменений. Характерно, что своим внешним обликом она близка колокольне храма Рождества Иоанна Предтечи, возведенного в 1741 году на Варварке – одной из улиц в центре Москвы.

Ремонт и реконструкция храма, проводившиеся в первой половине XIX века

В период наполеоновского нашествия и связанного с ним пожара, охватившего Москву, Свято-Введенская церковь получила значительные повреждения, ввиду чего, тремя годами позже началось ее восстановление и реконструкция, продлившаяся до 1837 года. В ходе работ, которыми руководил московский зодчий П. М. Казаков, были учтены недостатки прежнего архитектурного проекта.

В частности, для улучшения освещенности внутренних помещений, в стенах здания прорубили несколько дополнительных окон овальной формы. Разобрали и заново выложили западную часть свода трапезной, а внутри нее две тяжелые четырехугольные опоры заменили легкими круглыми в сечении колоннами, между которыми были оставлены широкие просветы. Кроме того, был установлен новый иконостас, автором эскизов которого также стал архитектор П. М. Казаков. В таком обновленном виде Свято-Введенская церковь просуществовала вплоть до 1917 года, когда приход к власти большевиков обусловил величайшую трагедию в истории российского православия.

В обстановке воинствующего атеизма

До начала 30-х годов приход Свято-Введенского храма продолжал свою религиозную жизнь, хотя и многократно подвергался нападкам со стороны городских властей. Но в 1931 году было объявлено, что, согласно пожеланиям трудящихся фабрики «Руссолент», церковь должна быть закрыта, снесена, а занимаемый ей участок передан под строительство многоэтажного жилого дома.

В те годы подобные акты вандализма, ставшие вполне обыденным явлением, лишили Россию многих памятников ее культурного и исторического наследия. Приговор был подписан и Введенской церкви в Барашевском переулке. Однако судьбе было угодно распорядиться иначе. Церковный приход упразднили, но само здание сносить не стали. Что послужило тому причиной – неизвестно.

Возможно, возведение на этом месте жилого дома не соответствовало общему градостроительному плану или не было выделено достаточных средств, но церковь уцелела, и в ней устроили общежитие для тех самых рабочих, которые якобы ходатайствовали о ее закрытии. Несколькими годами позже тружеников-богоборцев выселили, и в освободившихся помещениях вплоть до 1979 года размещался один из цехов «Московского завода электроизделий».

Безмолвные хранители сокровищ

К этому периоду относится весьма любопытный случай. В 1948 году для установки в цеху нового оборудования потребовалось пробить стену. Когда рабочие углубились в толщу кирпичной кладки, в ней вдруг обнаружилась обширная полость, в которой были найдены три человеческих скелета и множество различных золотых изделий, включая монеты царской чеканки.

Кто были те люди, чьи останки покоились много лет в церковной стене, и кому принадлежали найденные там же сокровища, осталось неизвестным. По крайней мере, информация об этом не получила огласку. Рабочим же было приказано помалкивать, что те и делали, опасаясь нежелательных последствий излишней болтливости. Лишь в годы перестройки этот случай стал достоянием общественности, но и тогда не получил сколько-нибудь убедительного объяснения.

Первые шаги к возрождению святыни

В 1979 году «Завод электроизделий» выехал из здания Введенской церкви, и городские власти отдали его в распоряжение научно-реставрационного комбината, который разместил в нем свою мастерскую. Таким образом, известное утверждение о том, что «свято место пусто не бывает», нашло свое реальное подтверждение. Надо отдать должное ученым-реставраторам: в отличие от своих предшественников, они не только не стали разрушать здание храма, подгоняя его под свои сиюминутные надобности, но даже озаботились его восстановлением.

Ими были начаты комплексные реставрационные работы в результате чего, вскоре вернулись на свои места главки, венчавшие некогда боковые приделы, а на колокольне появился крест, исчезнувший с нее много лет назад. Само же здание покрылось строительными лесами, которые были сняты с него лишь в 1990 году, когда основной объем работ был завершен, и Введенская церковь обрела свой прежний вид.

Храм, возвращенный в собственность РПЦ

Процесс перестройки, охвативший страну в последнем десятилетии минувшего века и коснувшийся всех областей ее жизни, кардинально изменил отношение правительства к вопросам религии. Началось возвращение Церкви незаконно отнятого у нее движимого и недвижимого имущества. В числе прочих объектов верующие получили в свое распоряжение и отреставрированный к тому времени Введенский храм. Расписание богослужений, сменившее на его дверях казенные таблички с указанием помещавшихся внутри госучреждений, как нельзя красноречивей свидетельствовало о наступивших переменах.

Современное состояние храма

С этих пор ежедневно в 8:00 его двери открываются для всех желающих присутствовать на Божественной литургии или особых молебнах, приуроченных к различным календарным датам. В 18:00 в нем проводятся вечерние богослужения, в преддверии праздников сопровождаемые чтением акафистов. О разного рода внеплановых мероприятиях прихожане узнают из объявлений, помещенных при входе в храм или на принадлежащем ему интернет-сайте.

В настоящее время еще не все ценности, принадлежавшие когда-то церковной общине и отнятые у нее большевиками, вернулись на свои места. Многие иконы, представляющие высокую художественную ценность, по сей день находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Однако и сегодня посетители могут поклониться таким святыням, как чудотворный образ Казанской Божьей Матери, иконам «Благовещение», «Сретение Господне» и хранящимся в храме мощам многих православных святых.

В начале сентября 2015 года решением руководства Московского патриархата храм был предоставлен для размещения в нем представительства Православной Церкви Молдовы и его настоятелем назначили Кишиневского митрополита Владимира (Кантаряна). Таким образом, находясь в собственности РПЦ Московского патриархата, он состоит под административным управлением Кишиневско-Молдавской митрополии.

Для всех желающих посетить проводимые в нем богослужения сообщаем адрес: Москва, Барашевский переулок, дом 8/2, строение 4.

Комментарии