Замена подшипников ступицы колеса
Подвеска – это тот узел автомобиля, который чаще всего подвергается износу на наших дорогах. С ходовой частью обычно ассоциируются сайлентблоки, втулки стабилизатора, рычаги и амортизаторы. Но сегодня пойдет речь не о них. В данной статье мы уделим внимание ступичному подшипнику. Это неотъемлемый элемент в каждом автомобиле, вне зависимости от того, какой тип подвески на нем используется. Каковы признаки неисправности данной детали и как производится замена подшипников ступицы колеса? Все это узнаем прямо сейчас.
Признаки
Как определить, что автомобилю требуется замена подшипника ступицы? Все очень просто. Нужно произвести небольшой тест-драйв на дороге с затяжными поворотами. Разогнавшись до скорости в 40 или более километров в час, при вхождении в поворот вы заметите характерный гул (подобно электричке), который раздается в одной из частей салона. Как точно определить, на какой стороне подшипник износился? Если гул идет с правой стороны при повороте руля налево, значит, у вас пришел в негодность подшипник правого колеса. Чем выше нагрузка на данный элемент (а при повороте она увеличивается в несколько раз), тем сильнее будет гудеть эта деталь. Таким образом, определить, нужна ли автомобилю ВАЗ замена подшипника ступицы, можно без диагностических стендов.
Обратите внимание, что при обнаружении поломки не стоит медлить с устранением проблемы. Рассыпавшийся подшипник может попросту заклинить в один момент. На скорости колесо намертво заблокируется, и водитель внезапно потеряет управление.
Инструменты
Чтобы замена подшипника ступицы прошла успешно, нам необходимо подготовить:
- Домкрат и балонный ключ.
- Новый подшипник. Обратите внимание: если ваш автомобиль оборудован АБС, то и элемент должен быть предназначен для работы с АБС. Нельзя ставить другие подшипники. Такое часто встречается на бюджетных иномарках. Они не всегда оснащаются системой АБС, отчего и подшипники идут разные (в качестве примера можно привести «Форд Фокус»).
- Новую гайку и стопорные кольца.
- Съемник.
- Отвертку.
- Круглогубцы (могут пригодиться для снятия стопора).
- Смазку ("Литол-24").
- Тиски и отрезок трубы длиной в один метр (послужит в качестве рычага).
Работы следует производить в крытом и хорошо освещенном помещении.
О съемнике
Перед началом работ стоит подумать, как лучше снимать данный элемент. Специалисты рекомендуют выполнять данную операцию при помощи съемника. Зачастую данные приспособления универсальны и подходят для разных марок авто. Стоимость такого инструмента относительно небольшая (до тысячи рублей), но он значительно облегчит работу. При помощи съемника можно произвести аккуратный демонтаж подшипника, не повредив ответственные узлы в машине. В работе не стоит применять грубую силу и уж тем более пользоваться кувалдой с выколоткой.
В основе съемника лежит стальной стержень, который соединен с несколькими металлическими лапами (обычно их две или три) для захвата. Лапы можно разворачивать, чтобы вынимать элемент. Такие съемники механические, но на профессиональных СТО используются более продвинутые гидравлические аналоги. Также отметим, что замена подшипника передней ступицы и задней имеет свои отличия. Поэтому каждую сторону рассмотрим по отдельности.
Замена подшипника передней ступицы
Итак, приступаем к работе. Операция должна выполняться на ровной, твердой и сухой поверхности.
При этом сам автомобиль должен стоять на ручном тормозе и на передаче (для надежности можно подложить противооткатные упоры). После этого при помощи шлицевой отвертки снимаем заглушку подшипника. Далее срываем гайку ступицы, но полностью ее не откручиваем.
Что необходимо делать далее?
Поскольку нам нужно получить доступ к ступице, срываем болты диска. Далее поддомкрачиваем переднюю часть автомобиля с нужной стороны и достаем наружу колесо. После этого выкручиваем полностью ступичную гайку. Затем в ход идет приобретенный ранее съемник. Фиксируем его на месте лапами и начинаем аккуратно выпрессовывать старый подшипник. Важно осмотреть посадочное место после его демонтажа. Зачастую следствием износа подшипника является наличие воды и грязи, что провоцирует повышенный износ и коррозию. Дабы новый элемент прослужил максимально долго, следует полностью очистить посадочное место от этих компонентов. Здесь нам поможет любой растворитель и даже бензин. Далее наносим на участок новую смазку и устанавливаем подшипник в ступицу при помощи тисков. Важно не допустить перекоса. Элемент должен встать максимально ровно. В конце подшипник закрепляется на оси при помощи упорной шайбы и гайки. Для исключения люфта следует затянуть ступичную гайку. Но будьте внимательны – затягивать нужно с определенным усилием. Лучше это производить динамометрическим ключом. Момент затяжки для каждого автомобиля индивидуален и указан в руководстве по эксплуатации.
По окончании работ устанавливаем на место колесо и делаем пробный заезд. Важно прислушаться к работе подшипника. Он не должен издавать шумов и вибраций. Если все хорошо, работы можно считать успешно оконченными.
Замена подшипника задней ступицы
Как показывает опыт, данная операция выполняется немного легче, чем в случае с передним. Итак, как выполняется замена подшипника задней ступицы? На первом этапе нам нужно ослабить ступичную гайку. Аналогично устанавливаем машину на первую передачу (но ручник не применяем). Затем ставим машину на домкрат, сорвав предварительно болты на самом диске. Затем достаем колесо наружу и при помощи шлицевой отвертки вынимаем защитный колпачок.
Дальше при помощи шестигранника откручиваем штифты, которые держат тормозной барабан. Снимаем крышку. Сами колодки демонтировать не обязательно. В случае если штифты не откручиваются, можно применить смазку «жидкий ключ». Далее откручиваем ступичную гайку и убираем шайбу. Затем берем в руки съемник. Упором устанавливаем устройство на ось. При помощи лап зацепляемся за тыльную сторону ступицы. Далее ключом затягиваем резьбовое соединение. Таким образом, ступица легко снимется и внутри останется кольцо подшипника с сепаратором и шариками. Внутреннее кольцо с полуоси нужно стянуть подшипником. Далее выпрессовываем старые детали, предварительно круглогубцами сняв стопор.
Как вынуть старый элемент?
На следующем этапе извлекаем защитный кожух и зажимаем ступицу в тисках. Аккуратно сбиваем крышку. Наружную обойму можно выпрессовать, подобрав головку нужного диаметра (обычно около 60 миллиметров). Чтобы подшипник вышел с другой стороны, можно дополнительно использовать проставки.
Установка
Как далее выполняется замена подшипника ступицы? В самом начале работ, важно очистить посадочное место. Как и при замене подшипника ступицы переднего колеса, здесь можно воспользоваться бензином либо уайт-спиритом. Очистив полностью участок от грязи, ржавчины и пыли, приступаем к запрессовке.
Здесь важно соблюдать плавность усилия и следить, чтобы элемент сел без перекосов. Затягиваем деталь в тесках и прессуем до упора, пока элемент полностью не войдет в корпус. Для удобства можно воспользоваться старой обоймой подшипника. Она идеально подходит по внутреннему диаметру и не позволит допустить перекосов.
После этого устанавливаем ступицу в обратной последовательности, затягиваем гайку, ставим на место барабан и само колесо. Не забудьте установить защитный колпачок. Это важный элемент, который оберегает подшипник от попадания на него таких разрушительных компонентов, как вода и пыль. После замены подшипника ступицы рекомендуется сделать пробный выезд, желательно на скорости более 60 километров в час. Так мы определим, насколько ровно зашел в корпус подшипник и нет ли посторонних вибраций.
Рекомендации
Выполняя замену подшипника передней ступицы (ВАЗ это или иномарка, не имеет значения), важно соблюсти правильную затяжку гайки. Как мы уже сказали ранее, это можно сделать динамометрическим ключом. Однако не у каждого он есть в наличии. Как тогда быть? Выход есть.
При отсутствии такого ключа нужно произвести закручивание гайки до упора. А затем ее нужно ослабить на 60 градусов. После замены подшипника ступицы переднего колеса следует повращать колесо и проверить, есть ли лишний шум или скрежет. При наличии таковых признаков рекомендует ослабить гайку. Но нужно ослабить так, чтобы исключить люфт самого колеса. Иначе на скорости это может вызвать безумные вибрации, что передаются на руль и на весь кузов. Но небольшой люфт все же допускается. Почему? Все просто: если подшипник плотно затянут, он будет перегреваться. Из-за этого нагревается смазка, находящаяся внутри него. Как следствие, подшипник больше не смазывается и преждевременно выходит из строя. Также специалисты рекомендуют садить защитный колпачок на герметик.