Усадьба Тарасова: описание, история постройки, фото, отзывы посетителей

Усадьба купца Тарасова в Москве расположилась на улице Спиридоновка. Первый проект ее появился еще в 1909 году, а воплощен в жизнь он был в 1912-м. Особняк Тарасовых в Москве считается архитектурным памятником и объектом культурного наследия. Также это одно из первых произведений Жолтовского в стиле итальянского ренессанса.

Об истории

Усадьба купца Тарасова была заказана Гаврилой Аслановичем, он был совладельцем «Товарищества мануфактур братьев Тарасовых». Это был армянин-миллионер, который переехал в Москву с начала кавказского военного конфликта.

Печально известный Николай Тарасов был племянником владельца усадьбы Тарасова в Москве. Он приобрел участок земли на Спиридоновке в 1907 году. Согласно первоначальному плану, усадьба Тарасова должна была быть в классическом стиле. Но когда Жолтовский получил заказ, он воспользовался свободой в выборе стиля. Он принял решение откинуть прочь традиции, бытовавшие в столице в те времена, и комплекс строений усадьбы Тарасова был выстроен в стиле итальянского ренессанса. Помимо этого, на доме было выбито имя заказчика с годами постройки.

История владельца

Сам заказчик умер еще до окончания строительства, в 1911 году. Тогда городскими властями был объявлен большой налоговый счет на наследство. Он предназначался сыновьям владельца усадьбы Тарасова за ее богатую внутреннюю отделку, прекрасные отзывы в профессиональной среде об этом здании. Сыновья старались торговаться, стремясь уменьшить предъявленную им сумму. Однако городские власти оказались непреклонными, и наследники заплатили по предъявленному счету сполна.

Когда произошла Октябрьская революция, усадьбу Тарасова национализировали. Вплоть до 1937 года там располагался Верховный суд СССР. В том же году там расположилось посольство Германии, а уже после окончания Великой Отечественной войны там находилось польское посольство. В 1979 году туда въехал Институт Африки Российской академии наук. Арендаторами был в значительной мере украшен интерьер особняка – были добавлены гербы, таблички, а в несущую стену вмуровали сейф. Однако в общем и целом первоначальный интерьер постояльцами сохранялся на протяжении целого века. Тем не менее парадный въезд заложили, сделали там библиотеку, а лоджия была застроена.

Об архитектуре

Тарасовский особняк не является отдельным домом, в это понятие вошел целый комплекс построек, которые образовали некое каре с внутренним двором. Его венчает фонтан, а само каре асимметрично.

Благодаря асимметрии создается образ итальянского двора, который сформировался наслоениями разных исторических периодов. Главное здание выходит парадным фасадом на улицу Спиридоновку. Вход с уличной стороны находится на углу по Большому Патриаршему. Каре замыкается служебными зданиями, которые напоминают палаццо в духе итальянского ренессанса. В 21-м веке уличные фасады выглядят как монолитный корпус. Однако согласно плану создателя там было 2 независимых здания, которые создали 2 роскошные квартиры, объединенные одной крышей.

На уровне улицы был первый этаж, и эти 2 здания разделялись проездом ко внутреннему двору. Напротив него находились арки. Их вырезали в служебных корпусах. Проезд венчало перекрытие с 8 колоннами, расположенными в 2 ряда. Над перекрытием находилась открытая терраса. Она и связывала 2 здания.

В итоге по причине того, что терраса часто протекала, вместо нее построили объем в 2 этажа. Именно на него была возложена функция визуального объединения 2 корпусов. Вместо проезда построили теплую залу, в ней были колонны, там устроили библиотеку института.

Интерьер жилого дома сохранился. Он отличается простотой итальянских форм. За основу взяты гладкие и светлые стены, а потолки декорированы живописными плафонами.

Фасад на Спиридоновке отличается симметрией, входных дверей в нем нет. За образец взят был рисунок палаццо Тьене, который был построен еще в 1553 году.

Однако есть здесь существенное отличие от оригинала – высоту первого этажа увеличили. Также архитектор взял за основу пропорции Дворца дожей в Венеции, и по этой причине первый этаж стал на тринадцатую часть выше второго этажа. Благодаря такому приему верхний этаж выглядит значительно легче первого. До сих остается загадкой, почему образцом фасадов стало палаццо Тьене. Само такое решение было очень непривычным для столицы. До революции мастера отдавали предпочтения неоренессансным адаптациям. А европейское наследие во внимание не брали.

Об отзывах специалистов

Специалист в области архитектуры Хан-Магомедов называл особняк самым загадочным произведением Жолтовского, а, вероятно, и архитектуры того столетия вообще.

Тайна заключается в том факте, что профессиональный архитектор отказался от всего опыта, который приобрел ранее, и деятельность свою, воплощенную в этом комплексе, начал с самого начала, с чистого листа.

О плагиате

Было озвучено мнение, что повтор фасадов палаццо Тьене является фактически плагиатом. В особенности такая точка зрения была распространена среди противников Жолтовского. Однако его товарищи никогда не выдвигали в адрес мастера подобных претензий, признавая особняк авторским.

Согласно точке зрения Хан-Магомедова, так проявился творческий метод архитектора. Чтобы создавать нечто новое, он стремился добиться полного погружения в чужие концепции, начинал ощущать их как свои собственные. И лишь пройдя через этот этап, Жолтовский нашел свой стиль.

Об отзывах людей

Каждый, кто видел усадьбу вживую, отмечал весьма богатый животный мир на фасадах построек. Так, здесь можно разглядеть грифонов, которые являются символом власти над небесами и землей, гордыни.

На фасадах имеются и атланты, однако они спрятаны в стенах, ничего на своих плечах не держат. Изображение людей в таком стиле свойственно модерну. Они будто сошли с изображений Билибина и Васнецова, но в то же время в них присутствуют и классицистические мотивы, к примеру, бороды их превращены в листья аканта. Также можно отметить лебедей, орлов, головы баранов.

Примечателен тот факт, что знакомый владельца Н. Щукин рассказывал в своих воспоминаниях о том, что изначально Тарасов жил очень скромно. Он ездил в третьем классе, перевозя с собой мешки сухарей, питался ими в дороге. В зимнюю пору он появлялся в потертых бараньих шубах. И лишь потом он разбогател, и его Н. Щукин увидел в собольей шубе, отороченной бобровым воротником.

Комментарии