Покровский Хотьков монастырь: история, описание, реликвии и святыни

Этот монастырь – один из старейших на русской земле. Точная дата его основания неизвестна, а архитектура уникальна. Безусловно, это памятник истории и зодчества, культурное достояние нации.

Помимо всего этого, Покровский Хотьков монастырь – уникальное место, в котором каждая пядь земли пропитана особой, намоленной столетиями энергетикой. Здесь все пропитано духовностью. Именно в этом главная ценность и сам смысл его существования.

Что это за место?

Покровский Хотьков монастырь Московской епархии – действующая обитель для женщин. Сейчас это место имеет весьма высокий официальный статус, оно является ставропигиальным. Это означает, что обитель пребывает в ведении патриарха, принимающего непосредственное участие в нуждах, интересах и в целом в жизни обители.

Однако так было не всегда. Свой нынешний высокий иерархический статус Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь обрел совсем недавно. Это случилось в 1992 году. В дореволюционные времена, то есть до 1918 года обитель числилась в церковных реестрах в качестве штатного монастыря. Это означает, что относилось заведение к третьему классу кадастра, то есть особых прав или привилегий не имело.

Насколько стар этот монастырь?

Когда именно был основан Покровский Хотьков монастырь – неизвестно. Самое раннее упоминание об этой обители, которое историкам удалось отыскать в летописных текстах, относится к началу XIV столетия, к 1308 году.

Более ранних упоминаний об этом месте в письменных источниках обнаружить не удалось. Однако на момент записи монастырь уже существовал, полностью функционировал и был достаточно крупным центром, играющим важную роль в местной жизни. Соответственно, основан он был не позднее середины XIII столетия или же еще раньше.

Всегда ли эта обитель была женской?

Покровский Хотьков монастырь не всегда функционировал в качестве женской обители. Изначально, как и многие другие подобные места, расположенные в центральной европейской части Руси, он был устроен по смешанному типу. Это означает, что в стенах обители постриг принимали как женщины, так и мужчины.

К примеру, местом, в котором приняли постриг отец и мать Сергия Радонежского, это именно Покровский Хотьков монастырь. История обители, разумеется, не ограничивается именами этих благочестивых людей, причисленных к лику святых. Как и у любого из старых монастырей, у него были разные времена, и местные камни помнят не так уж мало. Но к сожалению, не могут рассказать.

Как монастырь обрел материальное благополучие?

Как и весь Сергиево-Посадский район, монастырь пережил за минувшие столетия многое. Это бедность, богатство, безлюдье и, наоборот, значительное количество народа. Разное видели древние стены, впрочем, как и местные деревеньки, разросшиеся до большого поселения.

Обитель не всегда была имеющим привилегированный высокий статус местом, богатым или же зажиточным. Долгое время монастырь прозябал в бедности. Материальное положение обители несколько окрепло в начале XVI столетия. В 1506 году Покровский Хотьков монастырь получил право на так называемую ругу от великокняжеского престола. Это своего рода денежное довольствие, содержание, имеющее определенную периодичность, то есть – не разовая дотация.

На этот момент в стенах обители проживали только 17 человек. Сколько среди них было мужчин, а сколько женщин - неизвестно. Но можно предположить, что монашек было больше, поскольку с момента обретения руги обитель в течение короткого времени стала женской.

Как складывалась монастырская история?

Сергиев посад, Хотьково и другие деревеньки этой местности, от которых не осталось даже названий, развивались вокруг стоящих здесь церквей и монастырей. Не каждый местный храм был крупным или зажиточным. Большая часть из них прозябала в бедности, не могла похвастаться ни числом прихожан, ни количеством церковнослужителей.

В бедственном положении до начала XVI столетия пребывал и весьма привилегированный в наши дни женский монастырь в Московской области, известный как Покровский Хотьков.

Между 1506 годом, ставшим переломным для положения дел в этой обители, и 1544-м монастырь перестает быть смешанным и становится исключительно женским. Разумеется, точной даты нет, поскольку переход из одного состояния в другое был постепенным и естественным. Иными словами, так сложилось. Никто специально не принимал никаких решений, не подписывал указов или же как-то иначе не влиял на тип устройства данной обители. А точнее, на выбор того, мужской она станет или же женской. Указ, запрещающий совместное проживание на одной территории вышел в начале XVI века, однако переход к определенному типу осуществлялся не в одночасье, а постепенно.

1544 год оказался чрезвычайно важным в истории монастыря. Им заинтересовался Иоанн IV Васильевич. Иван Грозный особым указом перевел обитель в ведение и под попечение Троицкого монастыря. Хотя некоторые историки полагают, что превращение из «самостоятельной единицы» в «подчиненный объект» вряд ли могло положительно сказаться на его развитии, факты говорят об обратном.

В тот момент, когда обитель перешла к Троицкому монастырю, на территории была лишь одна деревянная церковь – Покровская. Но согласно записям, уже в 1580 году еще один деревянный храм – Никольскую церковь - обрел Покровский Хотьков монастырь. Никольский собор, полюбоваться на который приезжают сегодня люди из всех уголков земного шара, впоследствии вырастет именно из этой рубленой церкви.

К XVIII столетию на территории весьма разросшегося и отстроившегося монастыря проживало около 40 инокинь, не считая послушниц, только готовящихся к постригу. Это очень много для обители тех времен. Разумеется, это развитие не могло не иметь своих последствий, которые и наступили в 1764 году. Обитель вновь обрела самостоятельность, выйдя из-под опеки Троицкого монастыря.

К началу следующего столетия, XIX, число монахинь в обители превысило четыре сотни. В это же время шло и значительное строительство, расширялась монастырская территория. Изменились в позапрошлом столетии и условия, в которых жили инокини. Монастырь постепенно превратился в "особножительный". Это означает, что у каждой принявшей постриг имелась собственная, отдельная от других келья.

Разумеется, окрепло и развилось хозяйство. Товары с монастырского подворья пользовались большим спросом и весьма быстро продавались на рынках и ярмарках, что пополняло казну и позволяло развивать обитель.

К началу прошедшего столетия, к 1913 году, при монастыре функционировали:

  • школа на 70 учеников;
  • богадельня;
  • небольшая больница со стационаром на 10 мест;
  • иконописная художественная мастерская.

Основано все это было, разумеется, не в прошлом веке, а раньше. Но к началу ХХ столетия эти объекты при обители уже вовсю процветали и были чрезвычайно востребованы.

Прервалась история женской обители, известной перед революцией не только на Сергиев посад, Хотьково, но и за их пределами, в 1922 году. Монастырь был закрыт и разграблен.

Как обстоят дела в сегодняшние дни?

Уже в 1989 году обитель вновь распахнула свои двери и начала удивительно быстро восстанавливаться. Сейчас у монастыря не только крепкое хозяйство и особый статус, при нем функционируют:

  • приют для девочек, организованный по типу пансиона;
  • курсы богословия;
  • воскресная школа.

Разумеется, это вовсе не предел для развития обители. Более того, монастырь еще не восстановился на том уровне, в каком пребывал до революционных лет.

Когда в обители появился первый каменный храм?

Современный Сергиево-Посадский район менее всего напоминает сельское поселение. Здесь прекрасные автомобильные трассы, жилые комплексы, крупные сетевые маркеты и прочие, характерные для развитых городов объекты инфраструктуры. Но так было далеко не всегда.

В начале Средних веков каменные строения были большой редкостью. Далеко не каждый монастырь мог позволить себе такой храм. Это стоило больших денег, которых в православных обителях, находящихся в русской глубинке, не всегда хватало и на самое необходимое. Состоятельные меценаты или же знатные прихожане посещали далеко не каждое монастырское подворье.

Купечество, а именно на средства этого сословия выстроена большая часть церквей в русских городах, предпочитало вносить пожертвования в так называемые в народе «домовые» храмы или же строить их вблизи от собственных домов.

Покровский Хотьков монастырь, реликвии и святыни которого хоть и имели важное духовное значение, для купцов и меценатов из иных сословий особого интереса не представлял. Вероятно, по этой причине первый храм из камня здесь появился достаточно поздно, в середине XVII столетия. Это была Покровская церковь, заново выстроенная. Оплатил возведение храма Василий Федорович Янов. Его имя навеки вошло в историю обители, ведь обретение собственного каменного храма было чрезвычайно значимым и важным событием для любого монастыря.

Василий Янов был стольником, принадлежал к древнему боярскому роду. Этот человек исполнял обязанности патриаршего стряпчего и по одному ему ведомой причине заинтересовался Покровской обителью и ее нуждами.

Храм был выстроен в рекордно короткие по тем временам сроки, между 1644 и 1648 годами. Он и стал впоследствии первой архитектурной достопримечательностью обители, у стен которой протекает река Пажа. В Хотьково, как, впрочем, и в Посаде в то время, больше, краше и величественнее церкви не было. Неудивительно, что полюбоваться или хотя бы взглянуть краем глаза на это сооружение на монастырское подворье люди съезжались со всей округи.

Чем интересна монастырская архитектура?

Покровский Хотьков монастырь, архитектура которого является национальным культурным достоянием, отличается удивительно удобным и простым, интуитивно понятным расположением строений. Это не является характерной особенностью древних православных монастырских подворий Руси.

Весь комплекс ориентирован на нынешнюю Троице-Сергиеву лавру. Что и не должно удивлять, учитывая то, что долгое время Покровская обитель фактически являлась частью Троицкого монастыря. Планировка в целом продольная, осевая. Есть «главная улица» - широкий тракт, идущий от главного храма через Святые ворота к лавре. Над воротами, конечно же, выстроена небольшая церковь. Такие храмы называются надвратными. Освящена она во имя Рождества Иоанна Предтечи.

Вся территория окружена красивой каменной стеной с четырьмя небольшими башнями, возведенной к 1781 году. До середины позапрошлого столетия существовал сквозной проезд через Покровскую обитель, но в 1834 году прямо в центре территории, в буквальном смысле на проезжем тракте, «выросла» колокольня в четыре яруса, с модным в то время элементом – часами. Разумеется, тракт пришлось прокладывать заново, в объезд обители, что и было сделано. Новую дорогу открыли в 1851 году. Сейчас на месте старого объездного тракта находится улица, именующаяся Кооперативной. Колокольня же не дошла до наших дней, ее снесли в 30-е годы ушедшего века.

Особого внимания заслуживает Покровский собор. Его уникальность в том, как органично здание было перестроено из первого каменного храма монастыря. Заметить наличие каких-либо переходов, несостыковок, диспропорций или же посетовать на отсутствие гармонии не представляется возможным. А между тем, храмы относятся к разным архитектурным стилям. К сожалению, имя зодчего, столь блестяще осуществившего расширение и перестройку каменной Покровской церкви в собор, неизвестно.

Вдоль южной стены аккуратно выстроились корпуса с кельями. Они настолько точно слиты в одну линию, что чем-то напоминают армейские казармы, притаившиеся за границей плаца.

Никольский собор разительно отличается от общего лаконичного классицизма внутренних строений монастыря. Этот храм будто бросает вызов другим зданиям своей нарочитой, пышной византийской архитектурой. Это во всех смыслах – русская церковь. Такая, какие можно увидеть в каждом провинциальном старом городе.

Но опять же – парадокс. Никольский собор, тот, который можно увидеть в наши дни, внешне выдержан в русско-византийском стилевом архитектурном направлении. Оно характерно для купеческих церквей конца XVI середины XVII столетий, так восхищающих иностранных туристов. Но построен храм был в самом начале прошедшего века по распоряжению игуменьи Филареты II. Автором архитектурного проекта стал Александр Латков.

К сожалению, это строительство смело с лица земли церковь Николая Чудотворца с приделами, освященными во имя Петра и Павла. Как гласит местная легенда, один из юродивых, которых немало было вблизи Троице-Сергиевой лавры, видя, как исчезает церковь Николая Чудотворца, предрек монастырю скорое закрытие и осквернение в виде кары за снос храма.

Где покоятся мощи и реликвии?

Тот Покровский собор, который можно увидеть в стенах монастыря сегодня, был выстроен между 1812 и 1816 годами. А точнее – перестроен из того самого, первого каменного храма. Полюбоваться на который съезжались жители окрестных сел в XVII столетии.

Собор представляет собой фундаментальное, весьма основательное, и даже приземистое внешне, строение, являющееся типичным для стиля классицизма. Его венчают пять глав, а фасад украшен ленточными рустами и портиками. Именно в этом храме находятся мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского и прочие значимые реликвии, которые привозятся иногда в обитель для поклонения, например, чудотворящие иконы.

Собственными реликвиями Покровского монастыря являются только мощи родителей Сергия Радонежского, причисленных к лику святых. Никаких других реликвий в этой обители нет.

Где находится этот монастырь?

Он расположился в Подмосковье. А точнее – в небольшом городке Хотьково, находящемся в Сергиево-Посадском районе Московской области, на улице Кооперативная, порядковый номер строения - 2. Это действующая обитель, но ее территория почти всегда доступна как для паломников, так и для простых туристов.

Осмотреть местные достопримечательности, побродить по монастырским аллеям, постараться представить себе - что, как и где здесь находилось столетия назад и, разумеется, поклониться святым мощам отца и матери Сергия Радонежского можно в любой сезон, ежедневно и независимо от погодных условий. Храмы, подвергнутые разграблению в минувшем столетии, не располагают фресками и образами, требующими соблюдения особого температурного режима для обеспечения их сохранности. Поэтому приехать в Хотьково можно в любой удобный день. Монастырь открыт для посещений с шести утра и до девяти вечера.

Многие из тех, кто стремится увидеть это место, совершают одну ошибку. Сначала осматривают Лавру, а уже оттуда следуют в Покровский монастырь. Разумеется, ничего особо предосудительного в таком порядке посещений нет, однако это является нарушением заведенной среди паломников традиции.

У верующих принято в первую очередь поклонится мощам святых Кирилла и Марии, отца и матери Сергия Радонежского и лишь после этого пешком отправляться в Лавру, проходя под аркой Святых ворот. Не следует нарушать принятый среди паломников порядок хотя бы потому, что двигаться против направления потока людей не совсем удобно, не говоря уже о том, что это является проявлением неуважения.

Комментарии