Признаки банкротства юридического лица
Нередко вчера еще успешная компания вдруг исчезает из рынка, а кредиторы со всех сторон требуют от нее погасить перед ними долги. Задержка заработной платы, наличие задолженности по кредитам – первые признаки банкротства. Но объявить разорившуюся фирму таковой может только арбитражный суд.
Деньги счет любят
Процедура признания компании банкротом длительная и сложная. Разработана целая система мероприятий, которой должны следовать заинтересованные лица – кредиторы, учредители, партнеры, чтобы выйти из ситуации с наименьшими для себя потерями. Обнаружив первые признаки банкротства должника, бежать с требованиями в арбитражный суд торопятся не все, так как это могут быть лишь временные затруднения у компании-партнера. Однако при затянувшемся кризисе вероятность ее ближайшего разорения значительно увеличивается. Основаниями для опасений следует считать:
- невозможность оплаты неотложных текущих платежей;
- долги перед сотрудниками по заработной плате в течение нескольких месяцев;
- снижение объемов производства, продаж или услуг;
- потеря постоянных клиентов и т. п.
Среди основных признаков банкротства физического лица – задолженность по долговым обязательствам свыше пятисот тысяч рублей, которая держится в продолжение трех месяцев. Для юридического лица эта сумма составляет более трехсот тысяч рублей. Предприятия-монополисты попадают под процедуру банкротства при долге в миллион рублей. Признаки банкротства индивидуального предпринимателя те же, что и у физического лица – пятьсот тысяч рублей, которые он не в состоянии оплатить более трех месяцев. Обнаружив у своего партнера или дебитора подобные проблемы – повод задуматься о сохранении собственных средств. Какими бы ни были тесными партнерские отношения между компаниями, в бизнесе каждый блюдет свои интересы, и если финансовые трудности одного способны потопить другого, деловому союзу приходит конец. Обратиться в арбитражный суд с требованием признать организацию, задолжавшую довольно значительную сумму денег, ее кредитор может как в одиночку, так и скооперировавшись с другими такими же пострадавшими. Если дебитор не политическая или религиозная организация, она может быть признана банкротом.
К каждому – отдельный подход
Для каждой категории юридического лица прописана отдельная схема банкротства. Понятие и признаки процедуры, в основном, схожи, однако разнятся по сумме долга и сроках их непогашения. Так, для страховых, кредитных и клиринговых организаций, торговых площадок достаточно в течение двух недель не платить по счетам, чтобы ее компаньоны заподозрили неладное и получили основание обратиться в суд. Для стратегических организаций (химических заводов, предприятий оборонного комплекса и т. п.) этот срок составляет полгода. Но наиболее жесткие требования для признания их банкротом – в отношении застройщиков. Официально ликвидировать строительную организацию через арбитражный суд бывает довольно сложно, так как ее активы в виде частично возведенных зданий могут оказаться довольно существенными, хотя и недостаточными для исполнения всех финансовых обязательств. В этом случае придется сильно постараться, чтобы из оставшегося минимума выжать необходимый для соблюдения интересов всех пострадавших максимум.
Правила подачи заявлений в суд, пакет документов и процедурные мероприятия для каждой отдельной категории компаний также прописаны в зависимости с их статуса. Настороженность заинтересованных лиц должны вызывать долги компаньона или дебитора не только перед банками и деловыми партнерами, но и коммунальными службами, а также налоговым и пенсионным управлениями. Невозможность осуществлять обязательные отчисления в установленные сроки, за нарушение которых могут последовать серьезные штрафные санкции – едва ли не основной признак насторожиться, что с компанией что-то не так.
Дохозяйничались
Привести к банкротству могут как внешние, так и внутренние факторы. К первым можно отнести резкое снижение курса доллара, падение продаж из-за появления более качественного и дешевого продукта у конкурентов, инфляцию и многое другое. Эти факторы трудно просчитать и на них повлиять. В отличие от внутренних, которые всецело зависят от руководства компании и принятой им стратегии правления. Нехватку собственных средств у организации или фирмы из-за неправильной инвестиционной политики можно считать весомым признаком банкротства юридического лица. Особенно, если эта тенденция сохраняется в течение длительного периода времени. Впрочем, ведущим к краху проблемам не обязательно накапливаться постепенно, они могут обрушиться и внезапно. Например, при резком падении курса рубля при наличии валютных кредитов.
Если говорить о внутренних просчетах руководителей, не сумевших выстроить эффективную стратегию управления, то наиболее провальными проектами можно считать:
- несвоевременное расширение производства при резком падении продаж;
- приобретение сырья или оборудования под высокие проценты;
- нерациональное использование производственных активов;
- неоправданные расходы на содержание штата и неподтвержденные прибылью зарплата и премиальные и т. д
Список признаков банкротства предприятия из-за неправильной системы управления его директората можно продолжать. При возникших небольших проблемах их могут усилить разногласия среди учредителей или инвесторов, и трудности в разработке единой стратегии выравнивания пошатнувшихся дел. Конфликты среди рабочего персонала способны повлиять на падение качества выпускаемой продукции или оказание услуг. И, как следствие, – потерю потребителей. Эффект снежного кома способен привести к краху компании в довольно короткие сроки и без особого наличия внешних проблем. Но их совокупность необратимый процесс разорения развивает более быстрыми темпами.
«Помощь» извне
Очевидным признаком банкротства юридического или физического лица можно считать резкое снижение их платежеспособности из-за вмешательства непредвиденных факторов, не зависящих от внутренней политики ведения дел компании. Не каждая фирма усиливает штат службами или отделами, работающими над просчетом возможных изменений на фондовых биржах с целью обезопасить себя от несвоевременного осуществления рискованных операций. Потому, не располагая данными о прогнозах колебаний валют, даже при отсутствии долларовых кредитов, его резкий скачок способен привести к ощутимым падениям дохода производственных компаний. Не только из-за того, что большинство договорных обязательств по купле/продаже сырья и оборудования на внутреннем рынке привязаны к курсу валют. Даже если расчет идет в рублевом эквиваленте, вмешательство сопутствующих факторов в виде резкого подорожания топлива, что привязан к доллару, неизбежно приведет к росту себестоимости продукции из-за увеличения затрат на логистику. И так во всем – одна непредвиденная проблема цепляет другую.
В период масштабного финансового кризиса, скоротечного или затяжного, признаки процедуры банкротства многих успешных компаний наблюдаются чаще. Кроме скачка валют, к непредвиденным финансовым потерям могут привести:
- снижение дотаций из федерального или регионального бюджетов;
- инфляция;
- изменения в законодательных актах;
- увеличение конкуренции;
- штрафы;
- экстренные выплаты и т. п.
Кроме того, к разорению физического лица может привести взятый объем обязательств, превышающий оценочную стоимость располагаемого им имущества. Обнаружив подобный признак, деловые партнеры вправе заявить о начале процедуры банкротства в отношении компании. Дальнейший порядок ее проведения будет зависеть от специфики отрасли, в которой фирма или организация осуществляет свою деятельность.
Трест, который лопнул
Нередко даже при всех очевидных признаках банкротства компании не спешат следовать требованиям законодательства и уведомлять о своем тяжелом финансовом положении инвесторов и кредиторов. Предпринимая рискованные шаги, нередко с привлечением высокопроцентных кредитов, для спасения ситуации, проблемы становятся только серьезнее. Во избежание подобных ситуаций американским ученым-экономистом Эдвардом Альтманом еще во второй половине прошлого столетия было разработано несколько оценочных методик прогнозирования вероятности банкротства на основе анализа показателей компании. Двухфакторную с просчетом избежания разорения без привлечения заемных средств считают самой простой и доступной. Пятифакторная более точная, но к ней, как правило, прибегают фондовые биржи, кредитные организации, крупные акционерные общества. Для более мелких компаний достаточно применение двухфакторной модели.
Кроме Альтмана, понятие и признаки банкротства досконально изучены британским ученым Ричардом Таффлером, который разработал свою, четырехфакторную систему прогнозирования вероятного разорения. Остальные известные методики либо не дают точной оценки, как система показателей Бивера, либо были созданы на основе уже существующих, как модель Спрингейта – некое подобие схемы Альтмана. Для более точной оценки состояния компании чаще всего анализируют вероятность банкротства сразу несколькими методиками. В любом случае, для столь сложного мероприятия лучше воспользоваться услугами опытных специалистов, занимающихся этим вопросом профессионально. Анализ собственными силами может не дать точного прогноза, а порой и привести к совершенно противоположному результату. А отсюда до краха – рукой подать.
Проблемы, да не те
Впрочем, не все считают, что тонущий корабль следует спасать. Нередко его погружение на дно усиливают, увеличивая количество дыр в днище. Так и с проблемными компаниями. Порой их разоряют умышленно, выжимая максимальную пользу для ее владельцев и оставляя без необходимых для погашения платежей средств. Признаки преднамеренного банкротства выявить не просто, но и здесь разработана несложная методика на основе изучения производственной деятельности компании и объемов оборотных активов в разное время.
Умышленное доведение организации до разорения или даже фиктивное объявление себя таковой во избежание выплат по долгам, преследуются по закону. В первом случае компания на самом деле становится неплатежеспособной, во втором – располагает средствами выполнить обязательства перед кредиторами, но пытается правомерным способом этого избежать. Интересы партнеров в любом случае будут ущемлены и у них появляются права добиваться возвращения своих денег через суд.
Выявив признаки фиктивного банкротства и доказав преступные умыслы инициаторов незаконной схемы собственного обогащения, наказание в отношении них будет назначено в зависимости от суммы нанесенного ущерба заинтересованным лицам. Кроме наложения штрафов, которые могут достигать 800 МРОТ, предусмотрено и реальное заключение мошенников под стражу сроком до шести лет.
Должок!
Чем раньше заимодавец, обнаружив у своего делового партнера или компаньона признаки банкротства, обратится в суд, тем больше у него шансов вернуть свои деньги назад. Пусть и не в полном объеме, но хотя бы частично. Как уже отмечалось, основные показатели для волнений – долг свыше пятисот тысяч рублей для физического лица и трехсот – для юридического. Срок несостоятельности оплаты – от трех месяцев и выше. И сумма, и сроки не могут быть меньше. В противном случае суд даже не станет принимать заявление к рассмотрению. Если должник сам не предпринял никаких попыток сделать первый шаг, хотя по закону обязан, это вправе сделать кредиторы. Достаточно одного заявления, группового или индивидуального – не имеет значения. Даже в случае невозможности исполнения обязательств перед одним заимодавцем, оплатив при этом долги нескольким десяткам кредиторов – арбитражного суда не избежать.
Компании не спешат заявлять о своей несостоятельности сами еще и потому, что в случае признания их банкротами, директору и бухгалтеру могут запретить заниматься соответствующей деятельностью в течение нескольких лет. На собственников эти ограничительные меры не распространяются. А вот простому гражданину, который решится объявить себя банкротом в качестве физического лица, следует помнить, что последующие пять лет ему заказана дорога в кредитные учреждения. Кроме того, три года он не получит возможность занимать руководящие должности, работая на предприятии или организации любого профиля. Существенным признаком банкротства индивидуального предпринимателя является долг в пятьсот тысяч рублей и три месяца просрочки по платежам, а среди последствий – пятилетний срок запрета на осуществление аналогичной деятельности.
Без арбитража не разобраться
Судебный процесс возможен только при наличии заявления на должника. В первую очередь выясняются причины, приведшие к убыткам. Упор идет на выявление признаков фиктивного или умышленного банкротства, так как в этом случае процедура пойдет по иному сценарию, чем мог предполагать должник. Какие меры последуют в случае обнаружения подлога, выше прописано детально. Наличие признаков банкротства реального запускает процесс восстановления платежеспособности компании, так как разработан многоступенчатый комплекс мер для спасения фирм от разорения.
На первом этапе возможно введение наблюдения. Затем следуют финансовое оздоровление и внешнее управление. Это только в том случае, если наблюдение покажет, что компанию еще можно спасти. Если же будет установлена невозможность ее возрождения, последует полная ликвидация фирмы как юридического лица. При этом в совокупности суд будет учитывать все признаки несостоятельности. Банкротство установят только в том случае, если все данные будут свидетельствовать о полном крахе предприятия или организации. По каждому этапу процедуры прописаны соответствующие действия и полномочия участвующих в процессе специалистов. Лучший итог второго и третьего мероприятий – возвращение платежеспособности физического лица. Но удается подобное не всегда.
Временное управительство
Первые три-четыре месяца осуществляется этап наблюдения. Назначенный судом временный арбитражный управляющий изучает ситуацию непосредственно в процессе наблюдения за основной деятельностью компании на месте. Выявив и подтвердив признаки банкротства физического лица, он изучает возможность расширения взаимодействия с кредиторами, просчитывает вероятность погашения задолженности за счет увеличения объемов производства или иных эффективных мер. В то же время ответственность за сохранность имущества должника также переходит на временного управляющего. Ничего ни продать, ни купить без его ведома невозможно.
На предприятии или организации основной производственный процесс в период наблюдения проходит в обычном режиме. Руководящий состав весь остается на своих местах, выполняя персональные должностные обязательства в полном объеме. В этот период о признаках банкротства свидетельствует только наличие арбитражного управляющего. Он работает в тесном контакте как с директоратом и инвесторами должника, так и кредиторами. На время приостанавливаются все выплаты по долгам, перечисления дивидендов и аналогичных им по назначению средств.
Крохи для спасения
При наличии свободных средств у предприятия, которые можно направить на стабилизацию ликвидности, суд вправе перейти ко второму этапу процедуры банкротства – санации или финансовому оздоровлению компании. Эту возможность можно использовать, если анализ деятельности фирмы показал, что при определенной оптимизации текущего финансового положения ее можно вывести из кризиса. Учитываются все факторы, имеющие отношение к понятию и признакам несостоятельности. Банкротство и последующая ликвидация компании – крайний вариант всего процесса. К нему прибегают, использовав все иные возможные способы. Кроме того, самостоятельно принять такое решение суд не может. Оно должно быть поддержано учредителями и кредиторами.
На время оздоровления, которое длится от года до двух лет, управление компанией полностью переходит к ставленнику арбитражного суда. По его решению некоторые руководители фирмы могут быть привлечены к осуществлению определенной деятельности. Однако влиять на процесс без согласования с управляющим – не вправе, включая президента или генерального директора организации. Финансовое оздоровление наряду с наблюдением также является признаком процедуры банкротства, потому обманываться, что для компании трудные времена позади – не стоит. В этот период все выплаты по долгам прекращаются, предпринимаются все меры по сохранению производственного и любого другого имущества, ведение деятельности осуществляется строго по разработанному и согласованному с кредиторами плану. Как правило, все мероприятия по максимуму проводятся за счет уже имеющихся средств, но в определенной ситуации возможно привлечение дополнительных. Если шансы на спасение компании достаточно высоки, инвесторы могут пойти на риск и внести некую сумму для выравнивания положения.
Правление – строго по плану
Банкротство, понятие и признаки процедуры в целом можно рассматривать исключительно в комплексе, если речь не идет об упрощенной схеме, единственная задача которой – ликвидация юридического лица. При спасении же компании за мероприятиями наблюдения и финансового оздоровления следует введение внешнего управления. Вместе с санацией этот период может длиться два года, но не больше. Таков установленный законом срок двух последних этапов процедуры банкротства, на каждый из которых требуется отдельное решение Арбитражного суда.
Внешний управляющий вправе:
- самостоятельно управлять активами должника, опираясь на ранее согласованный с кредиторами план действий;
- осуществлять сделки, в том числе и по прекращению договорных обязательств, невыгодных для дебитора;
- заключать мировые соглашения с кредиторами должника и т. д.
На временное руководство ложится также вся сохранность активов предприятия, где введено внешнее управление. Но и страховать имущество также вправе по своему усмотрению назначенный Арбитражным судом руководитель. Следует помнить, что и наблюдение, и финансовое оздоровление, и внешнее управление – все это отдельные признаки банкротства юридического лица. Восстановление платежеспособности недавнего должника приводит к закрытию дела и возвращению фирмы ее владельцам. А в случае неэффективности применения мероприятий по спасению компании следующий этап – ее ликвидация.
Активы – по рукам
Распродажа активов дебитора в счет погашения задолженности – последний признак банкротства физического и юридического лица, а также индивидуального предпринимателя. Осуществляется она по принципу конкурсного отбора. Ликвидность должника выставляется на торги, вырученные за проданное имущество средства передаются кредиторам в порядке установленной очередности после погашения судебных издержек, оплаты счетов, накопленных во время финансового оздоровления и внешнего управления. Кроме того, после осуществления вышеперечисленных выплат следующими претендентами на компенсацию являются сотрудники должника, получившие инвалидность или иной вред здоровью в процессе работы на ликвидированном предприятии. Затем гасятся долги по заработной плате, и только потом остатки вырученных средств передаются кредиторам.
Как можно судить, процедура банкротства – довольно длительный и сложный процесс, если решиться на спасение компании. Быстро и менее затратно она проходит по упрощенной схеме, когда ее единственная цель – официальная ликвидация фирмы. В этом случае на первоначальном этапе понятие и признаки банкротства, как и при трехступенчатой процедуре, схожи. Однако ни наблюдение, ни санация и арбитражное управление не вводятся, так как в них нет необходимости.