Аксиологическая функция: описание, виды, методы исследования

Начнем с того, что же представляют собой функции философии. В первую очередь, их можно охарактеризовать как основные направления применения философии, через которые становится возможным реализовать присущие ей цели, задачи, а также назначение науки. Функции философии принято выделять следующие: мировоззренческая, методологическая, мыслительно-теоретическая, гносеологическая, критическая, аксиологическая, социальная, воспитательно-гуманитарная, прогностическая.

Значение функций философии

Каждая из перечисленных имеет свое собственное направление. Характеризуются они следующими понятиями:

  • Задача мировоззренческой функции в том, чтобы формировать целостную картину мира, анализировать принципы взаимодействия человека с окружающим его миром, его места в нем и так далее.
  • Что касается методологической функции, то ее задача заключается в том, чтобы представить методы, с помощью которых появится возможность познавать окружающий мир.
  • Суть мыслительно-теоретической функции в том, чтобы научить обобщать окружающий мир, использовать логические схемы и системы окружающей действительности.
  • Гносеологическая – одна из базовых, стоит на вершине, и ее задача в том, чтобы правильно и достоверно познавать мир. Это такой своеобразный механизм познания.
  • Никуда и без критической функции. Ведь с ее помощью все, что происходит, не только подвергается сомнению, но и благодаря этому сомнению открываются новые понятия, противоречия, расширяются границы познания и увеличивается достоверность уже имеющихся знаний.
  • Задача социальной функции в том, чтобы объяснить причины возникновения общества и суть его существования в целом.
  • Воспитательная функция нужна для того, чтобы доносить обществу гуманистические цели и идеалы, принципы морали, а также помочь в поисках смысла жизни.
  • Прогностическая – это возможность предположить, какие тенденции развития человечества могут наблюдаться в будущем.

Все они являются основой философии.

Аксиологическая функция

Подробнее обратимся к данной функции. Что же она собой представляет? Начать стоит с происхождения. В переводе с греческого слово axios означает "ценный". Следовательно, и суть аксиологической функции заключается в том, чтобы оценивать окружающую нас действительность с точки зрения самых разных ценностей (морально-нравственных, этических, социальных и так далее). Основная ее задача в том, чтобы сохранять все ценное и необходимо полезное, а ненужное, отжившее оставлять в прошлом. Особенное значение аксиологическая функция имеет в переломные периоды истории.

В чем суть?

Философия не только ставит вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертии, но и некоторые вопросы, которые выступают в качестве доминирующих. Аксиологическая функция проводит отличие долгосрочных тенденций от краткосрочных, при этом четко отбрасывая то, что поверхностно, оставляя только то, что фундаментально. Проще говоря, отделяет важное от неважного. Благодаря этой функции у человека может сформироваться личная система ценностей, которая имеет первостепенное значение в жизни каждого. Так как отражает жизненную позицию и мировоззрение. Следовательно, мировоззренческая и аксиологическая функции философии отвечают за те аспекты, которые предопределяют поведение человека в обществе.

Как работает?

Функции философии, мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, способствуют тому, что, получив знания о каких-то предметах или процессах, происходящих в обществе, люди сразу начинают анализировать и определять, что полезное конкретно для них можно "вытянуть" из этих предметов и событий. Происходит оценочный процесс, после которого выбирается то, что несет какую-то пользу, благо или выгоду для общества. Иногда такую функцию называют социально-аксиологической функцией философии, так как она имеет непосредственное отношение к обществу в целом, а не только к конкретному человеку.

Процесс оценки

Базируется процесс оценивания на следующих аспектах: это природные/социальные свойства предмета/процесса и их значимость. Индивид в ходе процесса оценки выражает свое отношение посредством одобрения или неодобрения. Стоит также упомянуть, что ни один процесс оценки невозможен без сравнения. Происходит это следующим образом: сопоставляются два или больше предметов/событий/процессов для того, чтобы выбрать один, конкретный из предложенных.

Оценочные эквиваленты

Чтобы осуществить процесс сравнения, используется социально значимый эквивалент, а бывают они следующих видов:

  • Социальная норма (законность/незаконность, справедливость/несправедливость, добро/зло и так далее).
  • Другой соизмеримый предмет/процесс (книги полезнее фильмов, демократия лучше авторитаризма, спорт лучше, чем сидеть дома, и так далее).
  • Любой оценочный символ (окрестности, как на картинке, закат, словно сладкая вата, и так далее).

Для того чтобы выбрать нужный оценочный эквивалент, человек основывается на актуальных интересах и на своем предыдущем опыте.

Что представляет собой ценность?

Все-таки основа аксиологической функции культуры и философии – это ценность. Так что же это такое? В первую очередь это объективные свойства предметов или процессов, задача которых в том, чтобы приносить пользу людям, работать во благо. Проявляться эта ценность может в позитивном, негативном и нулевом ключе. В результате процесса оценивания мы получаем субъективное мнение о том или ином предмете или ситуации, так называемую оценку ценности. Оценка – понятие не вечное, так как это проявление ценности в конкретной жизненной ситуации, и с течением времени она может видоизменяться. Получается, что с точки зрения философии ценность - это понятие объективное, а оценка – сугубо субъективное. Все потому, что такое понятие, как ценность, имеет общественную значимость для всех, а вот оценочные суждения в большинстве случаев имеют только партикулярное значение.

Особенности оценочных суждений

В первую очередь, это всегда мнение конкретного человека или нескольких людей о чем-либо, эти данные характеризуются утилитарностью и сопровождают абсолютно каждый этап сознательного управления. Существуют два вида оценивания: профессиональное, или экспертное, и обыденное. Если мы говорим о последнем типе, то здесь первостепенное значение имеет интуиция. Объективность оценки зависит от того, каков социальный опыт людей, которые участвуют в процессе оценивания. Чем он выше, тем правильнее признается обыденное оценивание.

Обыденное и профессиональное оценивание

Здесь можно поставить знак равенства с понятием «общественное мнение». Его изучают не только ученые, но и политики, чтобы использовать в своих целях. Если пытаться определить общественное мнение, то можно сказать, что это состояние сознания определенной общности, которая выражает ее отношение к процессам, происходящим в их социальной реальности. В свою очередь, профессиональное оценивание – это задача экспертов той или иной области. Ученые делают вывод, что профессиональное оценивание на сегодняшний день приобретает характер самостоятельной отрасли духовной деятельности. Сегодня социальная экспертиза имеет четыре формы проявления: служебная (внутренняя и внешняя), правовая, экономическая, научная.

Философские ответы на мировоззренческие вопросы

Мы уже знаем, что философия – теоретическая основа мировоззрения, именно по этой причине главная проблема заключается в понимании взаимоотношений сознания и объективного мира. В этом объективном мире возникло сознание, а также взаимоотношения сознания и материи. В научном мире данную проблему принято подразделять на следующие элементы. В первую очередь, это вопрос, что есть причина всего сущего – материя или сознание? Во вторую – познаваем ли все-таки мир или нет? Именно ответы на эти вопросы раскрывают суть проблемы взаимоотношений сознания и мира. В соответствии с разработанными теориями философы подразделяются на две категории: идеалисты и материалисты. Но несмотря на это разделение, материализм и идеализм – взаимосвязанные аспекты одного большого процесса, а не абсолютное противоречие, как можно подумать.

Познаваемость мира

Еще один вопрос, который обязателен к рассмотрению, заключается в том, познаваем ли мир или нет. Большая часть ученых утвердительно отвечают на данный вопрос, другая же половина твердо уверена в том, что человек не имеет возможности познать окружающий его мир. Таких философов называют агностиками. Объясняют они это тем, что у человека ограничены личные познавательные возможности, а также Кант, например, считал, что познание мира человеком невозможно в силу объективной непознаваемости явлений как таковых. На самом деле роль философии в жизни человека и общества неоценима. Как минимум эта наука – база культуры, она разделяет и в то же время соединяет различные отрасли познания и практики. Проблемы, которые изучает философия, – это не что иное, как жизнь, отражение окружающей действительности. И только решение и анализ данных проблем дают возможность индивиду осознать и осмыслить окружающий мир, свое «я», искать смысл жизни, определить свое предназначение, реализовать себя как личность в любой жизненной сфере.

Комментарии