Азербайджанские железные дороги: прошлое, настоящее и будущее

Азербайджанские железные дороги - сегодня одна из отраслей в стране, развитие которой идет вперед семимильными шагами. История развития железнодорожного сообщения очень интересна, а планы на будущее глобальны.

История

После того как распался СССР, а Азербайджан стал независимой страной, было создано ЗАО “Азербайджанские железные дороги”. Но фактически развитие железнодорожного сообщения началось гораздо раньше. В 1878 году была сдана в эксплуатацию первая магистраль. Основной задачей, которую она должна была решать, являлась перевозка нефти. Дорога была построена на средства государственной казны и принадлежала Азербайджану. Через три года она была объединена с грузинской и получила название “Закавказская железная дорога”. Различные исторические события способствовали тому, что вплоть до 1967 года она то становились самостоятельной организацией, то вновь объединялась с грузинской.

С тех пор как был заложен первый участок пути в Азербайджане, в железнодорожной отрасли страны трудится огромное количество людей. Поэтому 13 октября каждый представитель этой профессии отмечает День работников Азербайджанской железной дороги.

Одной из первостепенных задач организации сегодня является обеспечение качественного сервиса. Для реализации этого направления бизнеса компания эксплуатирует электровозы, электропоезда, маневровые и магистральные тепловозы.

Куда можно поехать?

Что касается маршрутов Азербайджанских железных дорог, то их можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние маршруты осуществляются внутри страны и включают на данный момент 7 направлений:

  • Баку - Агстафа через Газах;
  • Баку - Сумгаит;
  • Баку - Гаджикабул через Ширван;
  • Баку - Ялама;
  • Баку - Кесик через Беюк;
  • Баку - Горадиз через Астару;
  • Баку - Балакен через Кочарли.

Все рейсы, кроме Баку - Сумгаит и Баку - Гаджикабул отправляются ежедневно в обоих направлениях. Электрички по маршруту Баку - Сумгаит отправляются несколько раз в день. Направления по рейсу Баку - Гаджикабул осуществляются ежедневно, кроме субботы.

Внешние маршруты включают рейсы за пределы страны по 4 направлениям:

  • Баку - Москва;
  • Баку - Ростов;
  • Баку - Киев;
  • Баку - Тбилиси.

Рейсы по маршрутам Баку - Москва и Баку - Киев осуществляются еженедельно. Рейс Баку - Ростов нужно уточнять заранее, так как график отправления поездов плавающий. Поезда по направлению Баку - Тбилиси отправляются ежедневно.

На Бакинском вокзале функционирует транзитная билетная касса, через которую можно приобрести билеты на поезда, курсирующие по территории Казахстана и Беларуси.

Будущие проекты

Руководство Азербайджанских железных дорог не собирается ограничиваться указанными маршрутами. На данный момент организация готовит несколько масштабных проектов, которые позволят осуществлять перевозку пассажиров в другие страны и города.

Все указанные проекты, согласно данным компании, должны быть реализованы до 2022 года:

  • Карс - Нахичеванская АР - Иран через Игдыр. Об этом проекте было заявлено в 2017 году. Со стороны Азербайджана планируется реконструкция дороги протяженностью 10 км от Садарака до границы с Ираном и строительство дополнительного участка длиной 7 км. Этот путь соединит Турцию и Нахичеванскую АР.
  • Проект “Север-Юг”, который согласован между Россией, Индией и Ираном. В итоге будет создан международный коридор, западная ветвь которого будет проходить через Азербайджан. Страна, в свою очередь, будет соединена с Ираном благодаря пограничному мосту. Данная ветка будет именоваться западной.

Готовые проекты

Согласно проекту “Баку - Тбилиси - Карс” будет сформировано железнодорожное сообщение из Азербайджана в Турцию через Грузию, а из Турции - в Европу. Все расходы были разделены между странами в равных частях. Работы по реализации проекта начались в 2007, а завершились 10 лет спустя. Все три страны договорились, что каждая из них выполняет определенный фронт работ. Со стороны Азербайджана была реконструирована дорога от Марнеули до Ахалкалаки. Работы со стороны Грузии начались с указанного участка до границы с Турцией. Со стороны Турции работы полностью не завершены - через этот путь планируется наладить сообщение с европейскими странами. Задача будет достигнута путем строительства тоннеля под проливом Босфор.

Структура

Сегодня организация поделена на различные объединения, службы и предприятия, которые решают различные задачи, связанные с обеспечением бесперебойной работы отрасли. Всеми звеньями цепи управляет руководство Азербайджанских железных дорог, которое включает:

  • начальника ж/д в лице председателя Общества Гурбанова Джавида Ганбар оглы;
  • заместителей председателя Общества: Сулейманова Алирза Мамед оглы, Валехова Хиджран Гардашхан оглы, Новрузова Заман Мидхат оглы, Асланова Вюсал Юсиф оглы и Гусейнова Игбал Али оглы.
  • инженерно- технический состав.

Объединения делятся на производственные и управленческие. Первые решают вопросы электроснабжения, путевого хозяйства, связи и вагонов. В компетенцию вторых входят задачи по перевозочным процессам, рабочему и материально-техническому снабжению. Что касается служб, то они отвечают за вопросы экономики, безопасности, тарификации, труда, сервиса.

Комментарии