Хейфиц Иосиф Ефимович, режиссер: биография, личная жизнь, фильмография
Иосиф Ефимович – выдающийся кинодраматург, срежиссировавший тридцать фильмов, которые вместили всю историю советского периода. Кинодеятель показал себя истинным художником, сумевшим для потомков зафиксировать на пленке образ человека, трансформирующегося исторического времени.
Подобно чеховскому герою
Даже экранизируя классические литературные произведения Чехова или Тургенева, Иосиф Хейфиц выявлял черты современников, показывая зрительской аудитории правду о дне сегодняшнем. Он умело переводил литературный текст на язык кино, его авторские режиссерские изыски воспринимались оправдано и органично. Неслучайно его работы были отмечены международными премиями. Авторитет Иосифа Хейфица в отечественной киноиндустрии всегда был недостижимо высоким, даже самые известные актеры считали честью сняться у него даже в эпизодической или второплановой роли. Сдержанный, интеллигентный и деликатный - он сам был подобен чеховскому герою, сторонился пафоса в профессиональной деятельности и личной жизни. При этом к окружающим, не оправдывающим его доверие, относился с нежной печалью, не прекращал надеяться на их преображение.
Трудолюбие талант растит
Хейфиц Иосиф Ефимович родился в Минске в семье служащего в 1905 году. С детских лет проявлял неординарные творческие способности, интересовался кинематографом. В 1924 году переехал в Ленинград, чтобы получить базовые умения и знания, обучаясь в ленинградском техникуме экранного искусства. В учебном заведении юноша знакомится с Александром Зархи, ставшим впоследствии его близким другом, творческим единомышленником и соавтором многих кинолент. Иосиф удачно совмещал учебу с написанием рецензий в журналах «Кинонеделя», «Рабочая неделя», принимал активное участие в деятельности Общества друзей советского кино, возглавляемого Ф. Дзержинским.
После окончания техникума он решает продолжить совершенствовать свои навыки кинематографиста на кинофакультете Института истории искусства. Одновременно с обучением начинает работать на кинофабрике «Совкино». В творческом дуэте с Зархи пишет сценарии картин «Луна слева» и «Транспорт огня». Приятели инициируют образование комсомольской постановочной бригады и снимают картины о советской молодежи «Полдень» и «Ветер в лицо».
Каталог невостребованных индивидуальностей
В 1933 году режиссер Иосиф Хейфиц в тандеме с А. Зархи снимает ленту о событиях на советско-китайской границе под названием «Моя родина». Картина была создана по заказу высших чинов Красной армии. Звуковой шедевр по сути недавних дебютантов восхитил опытных кинематографистов. Но позже фильм навлек на себя гнев сильнейших мира сего, поэтому канул в небытие, исчез из истории отечественного кино, оставшись фактом не творческой, а скорей личной биографии Иосифа Хейфица. Дело в том, что начинающие кинематографисты в своей работе сделали ставку на индивидуальность, хотя предыдущий типажный канон уже отошел, а новый не был установлен цензурой. Поэтому фильм «Моя родина» зачастую критиками позиционируется как каталог невостребованных индивидуальностей, типажей и ярких персонажей. Актеры, задействованные в производстве ленты, были малоизвестными, в дальнейшем большинству не удалось выстроить блестящую карьеру.
В отличие от «Моей Родины», в кино «Горячие денечки» играли сплошные знаменитости, но исполнителям не удалось «оживить» персонажей этой слишком наигранно оптимистической комедийной картины. Зато на ее съемках Иосиф Хейфиц и Янина Жеймо познакомились и влюбились друг в друга, подтвердив свои чувства законным браком.
Игнорируя тенденции общества
В большинстве магистральных киносюжетов работ режиссера Иосифа Хейфица, даже перенасыщенных общественной значимостью, находится частная жизнь человека, его личность. Подтверждением этому может послужить фильм, вошедший в классику советского кино под названием «Депутат Балтики», который был также снят в соавторстве с Зархи. Режиссеры, несмотря на тенденции, царившие на тот момент в советском киноискусстве, подчеркнули социальный замысел своей работы, направив внимание зрительской аудитории в необходимое русло. Согласно задумке авторов, образ ученого Полежаева послужил наглядной иллюстрацией возможности гармоничного взаимодействия русской интеллигенции с революционным пролетариатом. В этом проекте, как и в «Члене правительства» и в «Его зовут Сухэ-Батор», они пытались достичь одной цели – показать личностный путь к революции троих различных по своему социальному положению и уровню интеллектуального развития героев.
В духе времени
В дальнейшем фильмография Иосифа Хейфица пополнилась документальным фильмом «Разгром Японии», лентой «Во имя жизни» и картиной «Драгоценные зерна». После в творческой деятельности постановщика наступило затишье, он практически перестал снимать в период активной борьбы с космополитизмом.
В 1954 году режиссер экранизирует роман В. Кочетова «Семья Журбиных». Кинолента «Большая семья» выполнена в традиционной для соцреализма форме рассказа о рабочей династии. При этом картина отражает веяния времени, история взаимоотношений между главными действующими лицами напрямую не связана с их профессиональной деятельностью и социальной подоплекой фильма. Данная тенденция наблюдается и в последующих творениях Иосифа Хейфица, таких как «Дорогой мой человек» и «Дело Румянцева».
Экранизации классики
Значимый период в творчестве кинодеятеля посвящен экранизациям произведений Чехова, Тургенева, Куприна. Среди наиболее значимых экранизаций в послужном списке режиссера выделяются: «Дама с собачкой», «В городе С.», «Плохой хороший человек», «Ася», «Шурочка». Перечисленные картины принесли Иосифу Ефимовичу широкую известность на Западе. Зарубежные деятели искусств высоко оценили внимание автора к выразительности деталей, плавное, неторопливое повествование, пронизанное тонким психологизмом.
Примерно в этот период Хейфиц обращается к современным реалиям, участвует в создании кинолент «Единственная», «Салют, Мария!», «Впервые замужем».
К сожалению, режиссеру не разрешили воплотить на пленке творческий замысел актера Ю. Толубеева, фильм «Тевье-молочник», несмотря на то, что был уже готов сценарий, вышедший из-под пера Л. Трауберга.
«Актерский режиссер»
В период с конца 60-х по 80-е гг. у Хейфица наблюдается усложнение концепции киногероя, возможно, под воздействием работы над экранизациями тургеневской и чеховской прозы. Главенствующим предметом художественного интереса постановщика выступает непредсказуемость личностной индивидуальности в стихийной нарочитости жизненного потока, двойственность жизненной позиции человека, несовпадение с традиционными представлениями о быте или нормах поведения.
Такая концепция героя сделала Иосифа Хейфица исключительно актерским режиссером. Система выразительных средств определяется установкой на актера, среди них новаторский метод - свободный внутрикадровый монтаж. Даже практически в последнем шедевре под названием «Бродячий автобус» режиссер находит беспримерный творческий поворот, позволяющий оригинально преподнести зрителю человека и его среду бытия. При этом повествование не насыщено острыми кризисными ситуациями.
Личная жизнь
Иосиф Хейфиц был женат дважды. Первый раз, как уже говорилось, он сочетался узами брака с актрисой Яниной Жеймо, которая родила ему сына Юлия. В настоящее время Юлий Иосифович - известный польский оператор. Второй супругой стала женщина редкой красоты Ирина Владимировна Светозарова. Чета воспитала двух сыновей - Дмитрия и Владимира, решивших пойти по стопам знаменитого отца. Дмитрий стал режиссером, Владимир – кинохудожником.
Иосиф Ефимович был действительно счастлив в браке. Супругов ни разу не видели злыми или раздраженными, они по-настоящему любили друг друга. В их доме, по словам знакомых, всегда царила духовность, никаких сплетен и дрязг. Несмотря на то что семья жила довольно бедно. Был период, когда им приходилось спать на матрасе, стоящем на кирпичах, крыша протекала, железная ванная казалась роскошью. При этом в квартире всегда был свежий воздух, Хейфиц всегда держал окна нараспашку.
Сокровищем семьи были немногочисленные книги, стоявшие на полке, которую режиссер смастерил собственноручно: выпилил и вскрыл марганцовкой. Сыновья вспоминают, что он был любителем самодельных вещей, поэтому весь дом был наполнен поделками – смешными, трогательными, наивными.
В памяти поколений
Творческое наследие Иосифа Хейфица трудно переоценить. Даже современные визионеры, выстраивая изобразительный ряд, стараются наследовать его технику, быть предельно последовательными. Кинодеятель умер в возрасте 90 лет, похоронен под Санкт-Петербургом на Мемориальном кладбище, вблизи поселка Комарово. В 2005 году в России был выпущен почтовый конверт, посвященный Иосифу Ефимовичу Хейфицу.