Гребные суда родом из прошлого. Струга – это...
Небольшой прямоугольный парус, съемная мачта, плоское дно – это все о стругах. Если бы вы жили на Руси в XI веке, то путешествие по рекам и озерам совершали только на этих гребных судах. Однако такая роскошь была бы доступна вам, будь вы служивым человеком, придворным царя или казаком.
История слова
Впервые слово «струг» было замечено в сборнике правовых норм Киевской Руси, носившем название «Русская правда», в середине XI века.
Существует мнение, что слово «струга» – это синоним современному «судно» и означает оно «скользящий по волнам». Однако в некоторых источниках лингвисты склоняются к глаголу «строгать» как к «прародителю».
Струги пользовались популярностью как для военных походов, так и для гражданских целей. Они были легкие, что позволяло проходить на них по мелководью, а в случае необходимости – вытаскивать на берег. Такие плавсредства были маневренными за счет небольшого веса.
Установлено, что сам Александр Невский со своей командой добрался до места встречи со Шведами именно на быстроходных стругах. Это судьбоносное побоище на Ладоге, кстати, произошло в 1240 году.
Какие бывают струги
На стругах плавали как по озерам и рекам, так и по морям. Их использовали как для гражданских, так и для военных целей.
Отличительные особенности (виды стругов):
- Острые нос и корма.
- Длина до 22 метров (по другим источникам – до 35).
- Наличие от 6 до 20 весел.
- Ширина около 4 метров. Также есть мнения, что струги доходили в ширину до 6,5 метров.
- Осадка 1-1,2 метра.
Судно приводилось в движение мускульной силой и парусом. По разным источникам, весла достигали в длину от 3 до 5 метров. Каждым из них управляли по 2 гребца.
Экипаж струга – это, в среднем, 150 человек. Для сравнения, штатная численность моряков на самой большой в мире подводной лодке «Дмитрий Донской» – 164 человека.
В числе гребцов был, говоря современным языком, кок. Его каюта располагалась в корме, а печь для приготовления пищи – на носу.
Исходя из размеров можно понять, что струга – это большое судно. Тот самый «Дмитрий Донской» в длину – 172 метра. А это значит, что он равен примерно 5 стругам.
Судна, на которых Ермак покорял Сибирь, кстати, также называют стругами. Однако река Чусовая не позволила бы проплыть судну шириной 4 метра. Поэтому историки считают, что строили и более мелкие струги.
С чего начинается флот
В 1659 году царь Алексей Михайлович начинает активную подготовку к морскому походу 1660 года на Азов. Однако, как мы знаем, капитулировал оплот крымско-татарского ханства чуть позже, при Петре I. Но сейчас не об этом…
Алексей Михайлович закладывает верфь на территории города Мичуринска (так он называется сейчас, а тогда это происходило в 12 верстах ниже города Козлова), чтобы строить парусно-гребные суда. Тарбеевскую верфь можно по праву считать первым военно-морским заводом России. Место было выбрано не случайно – регион славится своими лесами, которые прекрасно подходят для строительства флота.
Меньше чем за год было построено около 400 стругов.
31 мая 1660 года боярин Хитров с командой взял курс на Азов. Однако добраться до пункта назначения у них получилось только в октябре. К тому времени «крымчане» уже успели подготовиться к нападению и успешно отразили атаку.
Конец производству стругов положил Петр I. Это произошло в 1715 году. Он издал указ, по которому владельцы стругов должны были в течение 2 лет заменить их на галиоты, гукары, каты, флейты. Причина тому – мобилизация. Конструкция иностранных судов позволяла поставить на них больше оружия.
Дни сегодняшние и струги
Не стоит думать, что «струговое» дело кануло в лету. И сегодня заядлые мореманы продолжают воссоздавать по историческим чертежам эти гребные суда. В основном они используются для участия в речных регатах. Однако есть и те, кто реконструирует морские походы. К примеру, начальник управления по физической культуре, спорту и туризму администрации Тамбовской области Михаил Викторович Белоусов. При поддержке генерального директора ОАО "Мичуринский завод «Прогресс»" Владимира Дмитриева и его друзей им удалось воссоздать шестивесельнй струг.
Несмотря на базирование отряда в Тамбовской области, строительство плавсредства происходило в Карелии. Необычное гребенное судно родом из прошлого даже получило регистрационный номер в Государственной инспекции.
Кстати, не так давно струг XVII века был найден в районе Старого Тарбеева – села в Мичуринском районе Тамбовской области. Находка была полностью затянута илом, поэтому идентифицировать ее удалось не сразу.