Цикл в литературе - это что такое? Значение, определение и примеры

Цикл - слово, несущее в себе огромное разнообразие значений. Если внимательно посмотреть вокруг, окажется, что в мире все подвержено повторности, начиная с окружающей среды. Постоянная смена времен года - круговорот? Несомненно! Развитие и падение цивилизаций тоже подчиняется этим правилам. Смена поколений, рождение и смерть - все повторится на новом витке, ибо цикл - это варианты повторения чего-либо.

Как это слово отзовется?

Латинское слово «цикл» означает окружность. Повторяющиеся явления, процессы, похожести действий, мыслей - все можно отнести к круговороту бытия. Мы привыкли к лунным и солнечным возрождениям, принимаем учебный цикл, страдаем от закономерно скачущей демографической кривой. Все развивается по этому принципу.

Где с цикличностью считаются?

Колебание кривой экономического развития называется экономическим циклом. Макроэкономическая литература их разглядела только к началу XIX века. Но именно здесь родилась мысль, что это - движение по спирали, то есть не бег по кругу, а прогресс на каждом новом витке. Каждый экономический круг имеет нечто общее с остальными, но неповторим по сути. Видов экономических синусоид придумано много, каждый ученый старается отстоять свою точку зрения. Среди фундаментальных и популярных - 10-летние экономические циклы в литературе незабвенного Карла Маркса с его «Капиталом».

В конце ХХ века израильский ученый в области управленческой теории Адизес тщательно изучил и описал в литературе жизненные циклы организации, издав целых две книги на эту тему. Его научные труды пытаются прервать бесконечные жизненные повторы хотя бы в одной сфере жизни.

В музыке, наоборот, закольцованность - основа построения произведения. Повторяемая мелодия куплетов-припевов в народных напевах, четкая организация частей в классических сочинениях (плюс рефрены, репризы). И по формам музыкальные творения имеют серии (соната, симфония), и по содержанию («Времена года», альбомы тематических песен). Возможно, музыкальный цикл такой же древний, как сама природа.

Литература в круговороте

Что такое цикл в литературе - определение трудно объяснимое. Приглядываться к нему начали только в конце прошлого века и обнаружили даже в мифах и легендах. Как трактуют это понятие современные лингвисты и филологи?

Википедия: цикл в литературе - это несколько повествований, созданных одним автором, имеющих общую тему. В качестве примера приводятся тургеневские «Записки охотника», рассказы о Шерлоке Холмсе (Конан Дойл), в фольклоре - былины о русских богатырях, в поэзии - «Снежная маска» Блока.

Словарь литературоведческих терминов: цикл в литературе - это объединение художественных произведений по жанру, тематике, содержанию (один герой, одна эпоха). Примеры: драматические хроники Шекспира, байроновские «Еврейские мелодии».

Литературная энциклопедия: ряд сочинений, имеющих общий сюжет и тех же действующих лиц - это цикл в литературе. В полной мере они приписывают его античности, средневековью, про новую говорят - встречается. Повторяемость обнаружена в поэмах - «Илиаде», «Одиссее», былинах о Владимире - Красно Солнышко.

Студенческая библиотека онлайн в интернете предлагает серьезное исследование вопроса циклизации в литературоведении (автора найти не удалось). Теория настолько запутала мысли, посвятив сериям детских книг более сорока печатных листов научных изысканий, что точно понятно одно: в ХХ веке авторы пользовались этим для объединения сюжетов и героев.

Доктор филологических наук Михаил Дарвин считает цикл историко-философским понятием. Профессор-филолог Наталья Старыгина, изучив мнения маститых литературоведов, вычленила три концепции в этом вопросе:

  1. Большинство исследователей рассматривают цикл, как жанр.
  2. Вторая группа ученых считает его «наджанровым» объединением.
  3. Третьи - уверены: цикл нужно рассматривать, как художественную лабораторию, рождающую новые жанры.

Литературные циклы бывают разными

Но есть в этой теме и вполне понятные ответы на вопросы. Ученые-филологи разделяют циклы на поэтический и прозаический. Лирический учеными более изучен и разобран, с прозой много спорного и непонятного. Михаил Дарвин считает, что поэтический - это два варианта:

  • первичный - создание отдельных текстов для задуманного сборника;
  • вторичный - объединение стихов одного поэта, написанных в разное время по какому-то признаку.

Профессор кафедры теории литературы Игорь Фоменко, написавший немало трудов о поэтической повторяемости, называет это авторским и читательским циклами. Многие исследователи склонны применять это разделение и к прозе.

Жанр или ...

Почему так непросто с определением понятия? Вот пример: сборник рассказов - это цикл? Их же собирали по какому-то общему признаку, значит... Ничего это не значит! Сборник может и не иметь цикличности. Это показывает, как легко можно перепутать жанровые образования. Чтобы было проще, на переходный период наджанровому образованию приписали конкретные свойства:

  • несколько произведений должны иметь общие смысловые связи;
  • структура сборника вторична, каждое сочинение может существовать отдельно, если убрать одно повествование, суть и смысл остальных не потеряются;
  • монтажная композиция - должна быть связь между текстами, хотя бы ассоциативная;
  • отношение автора к миру позволяет создать концепцию с помощью упорядочения источников;
  • наличие центрального сюжета и развитие его во всех публикациях серии;
  • общие черты в основных элементах (стилистика, метафоры, лексика, фразеология и др.).

При наличии этих составляющих сборник назовут циклом. Вот несколько примеров циклов в литературе.

Леля и Минька - цикличная проза

Михаил Зощенко - писатель взрослый, юморист яростный. Но есть в его творчестве и «Сентиментальные повести», и рассказы для детей. Историографы говорят, что именно детские сюжеты, написанные с себя, были для писателя спасением душевным от лжи и иллюзий. Его сборник «Леля и Минька» отвечает всем пунктам определения. Восемь рассказов объединены одним названием, но каждый имеет и свое. Каждая история - законченное самостоятельное произведение, но взаимосвязь между ними явно прослеживается.

Так выглядит в чистом виде авторский цикл. Единая тематика, одни и те же герои, одна цель - воспитательная. В каждой части есть внутренние монологи. Почему не повесть с главами? Детская аудитория диктует: юные читатели большие форматы не осилят. Любой рассказ можно прочитать отдельно и понять смысл. Идейная функция - разговор о системе воспитания на личном примере, это и есть главный фактор циклообразования.

Для детей удобней

В этом ряду - серия сказок про Незнайку писателя Николая Носова. Есть у него и еще один известный цикл - «Фантазеры». Проблема нравственного воспитания личности - содержательная сторона. Все миниатюры озаглавлены, равные по объему, имеющие самостоятельную законченность.

Еще один детский бестселлер - «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Автор использовал коллажный способ построения текстов. В каждой истории семилетний мальчик познает мир, получает ответы на вопрос. Общий ход - субъективные оценки и впечатления в каждом приключении, общая направленность - воспитательная.

Ученые-филологи изучили творчество трех писателей и вынесли вердикт: материалы являются авторскими циклами. И наличие повторности было не случайным. Как это влияет на восприятие? Отдельный рассказ, помещенный в группу подобных, не теряет своей индивидуальной значимости. Но обрастает дополнительными знаниями о героях, месте действия, читатель получает более полную картину. Кстати, с такими произведениями неплохо было бы в начальной школе изучать литературу, как предмет эстетического цикла. Обучают детей хореографии, музыке, живописи, надо бы и нравственности, заодно книги почитают, подумают.

И классики были цикличны

Понятие поэтической цикличности в русской поэзии началось с Брюсова, Белого, Блока. Андрей Белый считал, что отдельное творение можно считать отрывком, который будет понят только вкупе с другими. На основе стихов Александра Блока был заложен фундамент изучения этого явления XIX-XX веков в России. Для прозаического цикла такой серьезной теоретической базы нет до сих пор. И все же кто станет спорить, что «Повести Белкина» Александра Пушкина - не цикл, а сборник рассказов? Оказывается, есть желающие, указывающие на отсутствие единого героя.

А что сегодня?

Архаичная структура, первооснова гармонии и порядка, повторность прочно закрепляется в современной прозе. Новый век меняет нормы целостности в литературных произведениях. Человек с девайсами привыкает к интернет-общению, предпочитает смотреть, а не вчитываться. Но это не означает, что россияне перестают читать. Иное восприятие требует других способов передачи информации. И колесо здесь оказалось в нужное время в нужном месте. Яркий пример - блогеры, создающие клипы о современной действительности.

В продаже есть сборник бизнесмена Александра Коротенко, в который он собрал 12 личных нестандартных историй. Серия сюжетов из современной жизни по всем параметрам. Проза современника, военного писателя Германа Садулаева, будет серией книг о войне. Автор в каждом произведении отслеживает роль человека в истории страны, национальные проблемы, нравственные, горе, мужество - вот сцепка в единое. И наличие одного героя - самого автора.

Еще один пример перехода беллетристики на циклические рельсы - произведения Максима Кантора. Его истории под общими названиями «Советы одинокого курильщика» и «Совок и веник» идут нарасхват, а объемный монументальный роман «Учебник рисования» мало кому интересен. Прагматичный век айтишников требует гармонизации во всем. Потому сегодня цикл в литературе - это основа будущей классики.

Комментарии