Городской округ: что такое, виды, особенности, полномочия
Городской округ - что такое? Чем эта административная структура отличается от городов или муниципальных образований? Какими бывают такие округа? В чем особенности данных территорий? Имеются ли у их глав какие-либо полномочия? Как управляются эти административные образования?
Чтобы разобраться во всех возникающих вопросах, нужно начать с определения того, чем является городской округ. Что такое муниципальное образование, город – тоже следует знать, чтобы понять, в чем отличие одного от другого.
Чем является городской округ?
Словосочетание «городской округ» наводит на мысль о том, что речь идет о территории вокруг мегаполиса. Однако, это не совсем верно. Согласно определению, городские округа России – это территории с поселениями, не являющимися муниципальными административными образованиями.
Как правило, это поселения городского типа с наличием на местах органов самоуправления, осуществляющих контроль и обеспечивающих порядок и соблюдение законности. В состав округа может входить как одно или два, так и большее количество поселений. Это могут быть как города, так и поселки.
Чем является муниципальное образование?
Это понятие нередко путают с термином «городской округ». Что такое муниципальное образование? Согласно определению, это территория, административная единица, управляемая местными выборными органами власти.
В чем же отличие от городского округа? В том, что муниципальное образование – это большая территория, включающая в себя несколько более меньших. В нашей стране существует семь типов подобных образований и их составляющих административных, территориальных единиц, одним из них и является городской округ. Что такое округ по отношению к муниципальному образованию? Составляющая его часть, имеющая аналогичное устройство органов самоуправления, но меньшую территорию и включающая в себя поселения преимущественно городского типа.
Какие типы муниципальных образований существуют?
Каждое муниципальное образование может являться частью другого, более крупного. Структура этого порядка схожа с матрешкой – небольшие находятся внутри более крупных. К примеру, улица – часть квартала, он, в свою очередь, входит в состав района, а тот уже является административной структурной единицей города.
Типов муниципальных образований не особо много:
- сельские и городские поселения;
- округа;
- крупные территориальные районы;
- территории федерального значения внутри мегаполисов.
Также к данным административным образованиям относятся городские округа с внутренним делением. Муниципальными образованиями являются и внутренние городские районы, в которых имеются органы самоуправления.
Таким образом, типов подобных образований всего лишь семь. Каждое из них имеет определенные особенности, отличающие один административный тип от другого.
Чем городские округа отличаются от поселений?
Городское поселение, точно так же, как и округ, может само являться муниципальным образованием, или же быть частью более крупного территориально. Разумеется, поселение может входить в городской округ. Город также может являться частью округа. А вот округ никак не может быть составляющим элементом поселения.
Иными словами, округа отличаются от поселений следующим:
- более развитой инфраструктурой;
- наличием крупных автострад и протяженных дорог;
- возможностью определения и сбора податей, налогов, штрафов и иных платежей;
- формированием собственного бюджета и распределением средств из него;
- правом составления и утверждения правил пользования земельными участками, контролем над их застройкой и ее планированием.
Также в полномочиях органов управления округами находятся и вопросы, касающиеся культурного развития, туризма и многие другие. И. конечно же, округ обладает гораздо большей территорией, на которой может быть расположено несколько поселений или городов.
Виды городских округов
Муниципальный городской округ может быть отдельным городом, как к примеру, Улан-Удэ, или же состоять из нескольких поселений. Это определяется не столько размерами территории, сколько численностью населения, развитостью инфраструктуры, экономическими составляющими и бюджетными возможностями. Примером может служить московский городской округ. Помимо большого и развитого города или нескольких поселений, существуют и еще два типа округов.
Первый – это округ с внутригородским делением. В сущности, эта административная структурная единица мало чем отличается от крупного и экономически благополучного мегаполиса. Разница только в том, что к подобному округу относятся районы с полным внутренним самоуправлением, а зачастую и с собственным бюджетом или же с возможностью к его формированию. Это означает, что внутри такого округа находятся небольшие муниципальные образования, именуемые районами.
Примеры таких округов:
- Челябинск;
- Махачкала;
- Самара.
ЗАТО - второй вид административных структурных единиц, имеющих статус «городской округ». Образования закрытого типа с собственной администрацией и, конечно же, территорией – вот что скрывается за аббревиатурой ЗАТО.
Это не простые округа. От всех остальных они отличаются тем, что на их территориях располагаются предприятия, имеющие отношение к оружию массового поражения, в том числе и ядерному. То есть на таких территориях находятся объекты, в которых осуществляется:
- разработка;
- опытные испытания;
- утилизация;
- хранение;
- переработка и прочие аналогичные действия.
К подобным же округам относят и те места, а которых имеются особые стратегические объекты. То есть, все, что является государственной тайной и требует тщательной охраны, ограниченного допуска, сосредоточено в округах, именуемых аббревиатурой ЗАТО.
Разумеется, управление этими территориями существенно отличается от того, как организована власть в других типах городских округов.
Примеры закрытых городских округов
ЗАТО появились на государственных картах страны между 1946 и 1953 годами в середине прошедшего столетия. Они были окружены строжайшей секретностью и именовались как «города приписки». Это означает, что если подобное поселение находилось вблизи, к примеру, Томска, то и его собственное название звучало также, но с добавлением цифрового кода.
К примеру, Томск-7. Даже нумерация домов в подобных местах продолжала ту, которая была в легальном городе. К примеру, улица в Томске заканчивалась домом 97. Соответственно в закрытом поселении была улица с таким же названием, а вот нумерация домов начиналась с цифры 98.
Сейчас такие места имеют собственные названия, и их вполне можно увидеть на картах. Однако, это вовсе не означает, что они перестали иметь важное стратегическое и приоритетное государственное значение.
Примеры подобных территорий:
- Железногорск в Красноярском крае;
- Заречный в Пензенской области;
- Новоуральск в Свердловской области;
- Озерск в Челябинской области;
- Северск в Томской области.
Имеются такие округа и вблизи от столицы. Закрытые городские округа Московской области:
- Звездный;
- Восход;
- Власиха;
- Молодежный;
- Краснознаменск.
Однако, военные городки и прочие армейские объекты городскими округами не являются и не могут к ним относиться.
Как управляются округа?
Управление городским округом осуществляется местными органами власти, представленными теми людьми, которых выбирают жители данных территорий путем голосования. Разумеется, объектом для управления является исключительно территория округа, за ее пределы полномочия местной власти не распространяются.
На практике это означает, что если в одном округе человеку нужно платить за проезд в общественном транспорте 26 рублей, то в другом эта сумма может быть равна 23 или же любому иному числу. Разумеется, полномочия местных властей касаются не только политики ценообразования в сфере муниципального транспорта, но и многого другого.
В сферу деятельности и зону ответственности органов местного самоуправления входит следующее:
- все социальные и экономические процессы, идущие на территории округа;
- определение видов и размеров штрафов, налогов, податей, сборов и иных видов платежей;
- обеспечение для населения достойного уровня жизни, рабочих мест, услуг здравоохранения, возможности получения образования, надлежащих санитарных условий, безопасности.
Что касается различных финансовых обложений населения, осуществляемых на местном уровне, то они ни коим образом не отменяют общие для государства, федеральные сборы, налоги и прочие выплаты.
Чем ограничены полномочия органов самоуправления?
Как правило, непосредственное управление округом осуществляет муниципалитет. Этот орган власти решает ежедневно огромное количество проблем, относящихся к совершенно различным жизненным сферам, но тем не менее, имеющих исключительно местную актуальность.
Это означает, что если в округе случается что-либо, последствия чего затрагивают общегосударственные интересы или же касаются соседних территорий, то это событие уже не находится в ведении муниципалитета.
Разумеется, все распоряжения и требования местных властей не должны идти в разрез с общими федеральными законами. В том случае, если возникает спорная ситуация, то есть наблюдается конфликт между местными решениями или нормативными актами и федеральными, то действовать следует, руководствуясь исключительно общим государственным законодательством.
Много ли в стране таких округов?
Как утверждают специалисты Федеральной службы государственной статистики, на момент 2014 года в государстве существовало 520 территориальных административных образований, имеющих статус «городской округ».
Наибольшее их число сосредоточено на землях Свердловской области – 68. Это объясняется тем, что вблизи от данного уральского города достаточно много ЗАТО.