Туристская инфраструктура: определение, создание, формирование и развитие

Туризм – это сфера, которая у большинства людей ассоциируется с новыми впечатлениями, отдыхом и удовольствием. Он прочно вошел в жизнь современного человека, стремящегося изучить неизведанные края, памятники культуры, истории, природы, а также традиции и обычаи разных народов.

На сегодняшний день туризм представляет собой мощную индустрию. Она включает в себя самые разные компоненты. Одним из них является туристская инфраструктура и ее составляющие.

Основное понятие

Туристская инфраструктура – это совокупность гостиниц, транспортных средств, организаций общественного питания и проведения досуга, делового, познавательного, спортивного, оздоровительного и другого назначения. Но обслуживают путешественников не только эти предприятия. К данной категории относятся организации, осуществляющие турагентскую и туроператорскую деятельность. Одним из элементов этой сферы являются фирмы, предлагающие экскурсионные услуги, а также услуги гидов и переводчиков.

В инфраструктуру туристских объектов входят и те организации, деятельность которых напрямую не касается рассматриваемой сферы. Однако в тех местах, куда стремится попасть большое количество путешественников, они предлагают свои услуги и им. В этом перечне находятся автохозяйства, предоставляющие транспорт для экскурсионного обслуживания, предприятия, предлагающие услуги по прокату легковых автомобилей, а также кафе и рестораны, музеи и театры, спортклубы и кинотеатры, зоопарки и казино.

Состав инфраструктуры туризма

Из всех объектов, работа которых связана со сферой обслуживания путешественников, можно выделить два элемента. Первым элементом туристской инфраструктуры является индустрия гостеприимства. Сюда входят предприятия, которые предоставляют услуги по размещению отдыхающих и их питанию.

Второй элемент туристской инфраструктуры представлен трехуровневой системой. Рассмотрим ее подробнее.

На первом уровне этой системы находится производственная инфраструктура. В нее входят действующие здания и сооружения, транспортные сети и системы, которые непосредственно не относятся к продукту данной сферы, но в то же время их наличие необходимо для предоставления услуг путешественникам. Это связь и транспорт, коммунальное хозяйство и энергетика, безопасность, страхование и финансы.

На втором и третьем уровнях туристской инфраструктуры находятся организации и предприятия, деятельность которых непосредственно влияет на формирование конечного турпродукта. Что они представляют собой?

Во второй уровень включены предприятия, которые производят типичные для путешественников продукты. Результатом их деятельности являются товары для отдыха и средства передвижения, сувениры и экскурсионные услуги, организация досуга, выдача виз и т.д.

На третьем уровне находятся предприятия, которые производят нетипичные продукты, а также услуги для данной сферы. Это одежда для туризма и отдыха, косметические средства, фототовары, лекарства. Из услуг выделяют медицинские, парикмахерские, культурно-просветительские.

Таким образом, на первом уровне инфраструктуры туристской отрасли находится группа предприятий первичного турпродукта. На втором и третьем – вторичного.

Основные составляющие

К элементам инфраструктуры туристского рынка относят:

  1. Материальную базу, принадлежащую специализированным субъектам хозяйствования. В их число входят туристические агенты и операторы, экскурсионные бюро и производители, выпускающие товары для данной сферы.
  2. Систему государственных органов, создающих правовую базу туризма, а также контролирующих и регулирующих данную сферу в том или ином регионе. Сюда относятся государственные организации, предприятия и учреждения.
  3. Систему коммерческих и некоммерческих субъектов хозяйствования, функционирование которых осуществляется для развития и поддержки туризма в регионе. В этот перечень входят разнообразные выставки, ярмарки, биржи и т.д.

Основные функции

При рассмотрении понятия туристской инфраструктуры становится очевидным, что она представляет собой одну из частей инфраструктуры всего региона. Находясь в составе этого обширного комплекса, она призвана выполнять ряд определенных функций.

Среди них - обеспечивающая, интеграционная и регулирующая. Что характерно для каждой из них?

  1. Обеспечивающая функция инфраструктуры туристских объектов заключена в создании необходимых условий, способствующих организации обслуживания отдыхающих.
  2. Интеграционная служит для создания и дальнейшего поддержания связей между предприятиями данной сферы, а также для формирования в регионе туристских комплексов.
  3. Регулирующая функция для туристской инфраструктуры является самой важной. С ее помощью создаются новые рабочие места, оказывается влияние на спрос потребителей, развиваются отрасли, которые производят предметы потребления, а также происходит содействие росту финансовых поступлений в бюджет в форме налогов.

В рамках этих функций туристская инфраструктура способствует следующему:

  • упорядочивает и ускоряет товарооборот, остро реагируя на малейшие колебания рынка;
  • обеспечивает взаимные связи между продавцами и покупателями товаров, а также и тех и других с финансовыми компаниями – собственниками денежного капитала;
  • с помощью системы договоров позволяет сформировать деловые отношения на организационно-правовой основе;
  • обеспечивает государственное регулирование с одновременной поддержкой организованного движения турпродукта;
  • осуществляет юридический и финансовый контроль над перемещением финансовых и товарных потоков;
  • оказывает аудиторские, консалтинговые, инновационные, маркетинговые и информационные услуги, используя при этом различные институты инфраструктуры туристического рынка.

Влияние на экономику

Создание и развитие туристской инфраструктуры выгодно для любого государства, ведь данная сфера оказывает непосредственное влияние на экономику страны, в том числе прямое и косвенное. Первое из них представляет собой привлечение средств турпредприятиями за оказанные ими услуги, а также материальное обеспечение людей, занятых в данной сфере, расширение рынка труда, рост налоговых поступлений в бюджет.

Косвенное влияние на экономику страны и региона туристской инфраструктуры заключено в ее мультипликативном эффекте в области межотраслевого взаимодействия. Уровень этого показателя зависит от той доли дохода, которая будет потрачена в границах определенного региона.

Гостиничная индустрия

При создании туристской инфраструктуры невозможно обойти вопрос о размещении путешественников. Без этого оказание услуг в данной сфере становится просто невозможным.

Гостиничная индустрия - это основа системы гостеприимства. В нее входят самые разные варианты как индивидуального, так и коллективного размещения отдыхающих. Рассмотрим их разновидности подробнее.

Гостиницы

Эти предприятия являются классическими представителями инфраструктуры туристической сферы. Их отличие от других объектов для временного размещения людей состоит в предоставляемых посетителям номерах. Помимо этого, гостиницы – это предприятия, оказывающие такие обязательные услуги, как ежедневная заправка постелей, уборка жилых помещений и санитарного узла и т.д.

При формировании туристской инфраструктуры принимается во внимание необходимость в таких учреждениях, исходя из которой могут быть созданы как обособленные предприятия, так и целые гостиничные цепи, контролируемые одним руководством и осуществляющие коллективный бизнес.

Специализированные заведения

Помимо гостиниц в туристскую инфраструктуру входят и другие средства размещения путешественников. К ним относят меблированные комнаты и пансионы, а также иные объекты, обладающие номерным фондом и предоставляющие определенные обязательные услуги.

Существуют также специализированные заведения для обслуживания отдыхающих, в которых номеров нет. Исходной единицей для них служит коллективная спальня или жилище. В таких заведениях предоставляется место для ночлега, но при этом функция, касающаяся размещения туристов, не является для них основной. Это оздоровительные учреждения (реабилитационные центры и санатории), общественный транспорт с оборудованными в нем спальными местами (суда, поезда), а также конгресс-центры, проводящие на своей базе конференции, симпозиумы и прочие мероприятия с размещением участников.

В перечень иных коллективных средств туристской инфраструктуры входят комплексы домов, гостиницы квартирного типа, а также бунгало. В них помимо ночевки клиенту предоставляется минимальный перечень услуг.

Индустрия питания

Данная сфера является одной из важнейших составляющих инфраструктуры туризма. Ведь питание – это неотъемлемая часть любого тура.

В зависимости от обслуживания клиентов такие предприятия делятся на:

  • работающие с постоянным контингентом (при гостиницах, санаториях и т.д.);
  • обслуживающие переменный контингент (рестораны населенного пункта).

В систему общественного питания туристской инфраструктуры входят рестораны различной классности, бары, кафе, столовые, пункты самообслуживания и быстрого питания. Все они призваны обеспечить потребности путешественников, прибывших в данный регион.

Виды питания

При составлении договора на оказание туристских услуг в нем обязательно есть указания на наличие завтрака или полупансиона (двухразовое питание), а также полного пансиона (трехразовое питание). Некоторые варианты дорогого обслуживания предусматривают возможность предоставления блюд в любом количестве и в любое время.

Организация досуга

Предприятия питания, входящие в туристскую инфраструктуру, призваны выполнять не только свою непосредственную функцию, касающуюся приготовления блюд. Они также должны предоставлять возможность посетителям развлечься, получив при этом незабываемые впечатления.

Благодаря этому многие туристы предпочитают отправляться в гастрономические и питейные туры, во время которых они знакомятся с национальными кухнями разных стран.

Туроператоры

В туристическом бизнесе существуют фирмы-организаторы перемещений путешественников. Это предприятия-туроператоры и турагенты.

Первые из них являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с формированием, продвижением и реализацией конечного продукта данной сферы. Они формируют туры, составляя упорядоченную и взаимоувязанную по срокам, согласованную по качеству и стоимости последовательность услуг и работ. При этом производится заключение договоров на бронирование мест, их резервирование и предоставление. Туроператоры играют немаловажную роль в туризме, ведь в их задачу входит пакетирование различных услуг.

Турагенты

Данные объекты инфраструктуры туризма – это юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с продвижением и реализацией конечного продукта рассматриваемой сферы. Такая фирма приобретает разработанные туроператором туры и реализует их потребителю.

При этом к предлагаемому продукту добавляется стоимость проезда от того места, где будет сформирована группа, до первой гостиницы или иного пункта размещения, а также от последней точки маршрута обратно.

Транспортная инфраструктура

Входящие в нее объекты являются одним из составных элементов индустрии туризма. Транспортная туристская инфраструктура представляет собой совокупность транспортных организаций, которые занимаются перевозками путешественников.

Существующая в каждой стране система формируется с использованием следующего:

  • животных – собак, ослов, лошадей, верблюдов, слонов;
  • механических наземных средств – велосипедов, автомобилей, автобусов, поездов;
  • воздушных средств перемещения;
  • водного транспорта – лодок, плотов, морских и речных надводных судов.

Исходя из этапов выполняемой работы выделяют:

  • трансфер, представляющий собой доставку туристов к отелю от вокзала или терминала аэропорта и аналогично назад по окончании тура;
  • перевозки к месту назначения на дальние расстояния;
  • перевозки во время выполнения железнодорожных и автобусных туров;
  • перевозки грузового типа для шопинг-туров.

Стоит отметить, что развитие туризма напрямую зависит от развития транспорта. Оно имеет место, как правило, с появлением более скоростных, комфортабельных и безопасных средств передвижения.

Комментарии