Христиан Вольф: биография, научные труды
Христиан фон Вольф (1679-1754) был философом-рационалистом немецкого Просвещения. Список его трудов включает более 26 наименований, охватывающих более 42 томов, касающихся, прежде всего, таких областей, как математика и философия. Его часто считают центральной исторической фигурой, которая связывает философские системы Лейбница и Канта. Хотя влияние Вольфа было в значительной степени изолировано от немецких школ и университетов во время и сразу после его жизни, он получил международное признание.
Он был членом-нерезидентом всех четырех крупнейших европейских научных академий: Королевского общества Лондона в 1709 году; Берлинской академии в 1711 году; Петербургской академии в 1725 году; Парижской академии в 1733 году. Следует отметить тот большой вклад, который внесли основные идеи Христиана Вольфа в немецкую философию Просвещения. К его чести, он является первым философом, который создал в Германии полную систему философии на своем родном языке.
Заслуги в науке
Согласно Канту, в «Предисловии» к «Критике чистого разума», он является «величайшим из всех догматических философов». «Строгий метод» Вольфа в науке, поясняет Кант, основывается на «установлении регулярного принципа, четком определении понятий, попытке строгих доказательств и предотвращении смелых рывков в умозаключениях».
Как и многие другие философы Нового времени, такие как Декарт, Гоббс и Спиноза, Вольф полагал, что метод математики, если он правильно применяется, может быть использован для расширения других областей человеческого знания. Возможно, более того, чем любой из его современников, философ довел этот стиль представления до предела. Критики Вольфа даже при его жизни указывали, что его работы долговечны и часто связаны с чрезмерно сложными демонстрациями. Вероятно, самое непосредственное его влияние на историю западной философии лежит не в каких-то его собственных работах, а связано с влиянием, которое он оказал на немецкий университетский учебный план. Наиболее заметными бенефициарами и последователями вольфовской систематизации философии являются ранний Кант, Александр Баумгартен (1714-1762), Самуил Формей (1711-1797), Иоганн Кристоф Готтсхед (1700-1766), Мартин Кнутцен (1713-1751), Георг Фридрих Мейер (1718-1777) и Моисей Мендельсон (1729-1786).
Биография
Вольф родился 24 января 1679 года в Бреслау в провинции Силезия (ныне современная Польша) в семье со скромным доходом. Он был крещеным лютеранином. Его начальное образование было гибридом протестантской и католической схоластики. В возрасте 20 лет он поступил в Йенский университет и прошел курс обучения по теологии, физике и математике. В 1703 году, под руководством Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса в Лейпцигском университете, Вольф закончил докторскую диссертацию под названием «Философия практики универсальности, «метод написания математики» («Об универсальной практической философии, составленной из математического метода»).
Преподавательская и научная деятельность
Поработав по году в Гданьске, Веймаре и Гиссене, Вольф получил в 1707 году место в Университете Галле (как профессор математики и естественной философии). Сначала он читал лекции в области математики и физики, позже он подобрал курсы философии и быстро заработал хорошую репутацию среди студентов. Основные идеи Христиана Вольфа вобраны в его многочисленных трудах. В течение следующих 15 лет он публиковал свои основные работы по математике, а также начал создавать свою философскую систему (в первую очередь немецкую логику в 1712 году и немецкую метафизику в 1719 году). Свод его трудов обычно делится на немецкие и латинские произведения. В течение примерно первых 20 лет своей карьеры главной заботой философа был выпуск произведений на немецком языке.
Обвинения
8 ноября 1723 года Вольф был сослан из Пруссии королем Фридрихом-Вильгельмом I. Рационалистический подход к богословию и нравственности подвергся резкой критике со стороны группы пиетистов в Галле. В начале 1720-х годов пиетисты постепенно обретали благосклонность со стороны короля, что в конечном итоге привело к изгнанию философа.
Из-за лекции о нравственной философии китайцев, где Вольф защищал автономию моральной философии от религии, его несправедливо обвинили в фатализме. Утверждается, что после того, как Фридрих-Вильгельм I объяснил, что одобрение философом «заранее установленной гармонии» (в другой работе) неявно отрицало виновность армейских дезертиров, милитаристский король призывал к его изгнанию. Возможно, по иронии судьбы, осуждение королем мыслителя является одним из главных факторов, способствовавших его международному признанию.
Эмиграция
В годы эмиграции Вольф работал в Университете в Марбурге, и его основные усилия были направлены на завершение латинской презентации его теоретической философии. Ниже приводится список того, что иногда упоминается как латинская литература марбургского периода Вольфа: «Латинская логика» (1728); «Предварительный дискурс» (1728); «Онтология» (1730); «Космология» (1731); «Эмпирическая психология» (1732); «Рациональная психология» (1734); «Естественное богословие» в 20-х томах (1736-37).
Возвращение
В 1740 году Фридрих Великий, сын Фридриха-Вильгельма I, предложил философу вернуться в Галле. Философ сначала был приглашен председательствовать на вновь реорганизованной Берлинской академии. Эту должность он собирался разделить с Вольтером. Однако, поскольку Вольтер отклонил предложение, Вольф решил вернуться на прежнее место в Галле и служить Академии только как член-нерезидент. После возвращения его основная энергия была направлена на практическую философию в дополнение к публикации обширной 8-томной работы по закону природы, где исследуются знания о добрых и злых действиях, написание которой шло с 1740 по 1748 год. Также с 1750 по 1754 год он работал над созданием 5-томной работы по моральной философии.
Концепция философии
Идентификация Вольфа как академического философа полезна для понимания представления и развития его философских взглядов. В начале своей карьеры, вскоре после его изгнания из Галле, он в основном представлял свою работу на немецком языке. Его причины выбора немецкого, а не латинского или французского языка, которые были в то время стандартными для академической философии, можно рассматривать как тактические и теоретические. До него было очень мало философских работ, написанных на немецком языке. Предоставляя трактаты по логике и метафизике, философ смог заполнить заметный пробел в учебной программе немецкого университета и в то же время продвигать свои собственные философские идеи.
Но помимо тактических причин, связанных с продвижением его карьеры, он также имел глубокие теоретические основания для написания философии на немецком языке. Мыслитель считал, что цели философии должны не только укореняться в том, что он называет «стремлением к познанию истины», но также в ее полезности и практической ценности, которую он имеет для людей в своей повседневной жизни. Писав на немецком языке, он стремился превратить философию из дисциплины, которая погрязла в формализме и сосредоточена вокруг традиционно определенных тем, в дисциплину, что имела истинную практическую ценность.
Практическая философия
Практические аспекты философии – важная, хотя и часто упускаемая, черта его идей. Представляя кратко философию Христиана Вольфа, следует отметить, что для него самого цель философии определяется самой природой и структурой человеческого разума. Он полагает, в частности, что существуют два разных уровня знаний, которые могут достичь люди. Первое – это «обычное» или «вульгарное» знание, или, как философ иногда говорит, «естественный образ мышления», а второе – «научное» знание. Научные знания подразделяются на три основные категории (исторические, философские и математические), и каждая категория снова подразделяется на отдельные научные дисциплины. При этом, как общее, так и научное знание основано на убеждениях людей, демонстрирующих уверенность в своих убеждениях. И в отличие от своего рационалистического предшественника Декарта, Христиан Вольф не беспокоится о тех проблемах, которые возникают у скептиков в отношении возможности и надежности человеческого знания. Для него система знаний – это просто бесспорный факт человеческого опыта
Теоретическая философия
Философия – это наука о возможной и реальной реальности. Согласно собственной таксономии Вольфа, теоретическая философия делится на три отдельные ветви: онтология (или собственно метафизика), специальная метафизика и физика. Космология, как отрасль метафизики, является специальной или ограниченной наукой, поскольку ее предмет имеет дело с «мировым целым», а не «в целом» (предмет онтологии). Подобно тому, как в онтологии существуют определенные принципы и определенные истины, которые имеют отношение к космологии, в космологии существуют определенные принципы и определенные истины, что имеют отношение к более специализированной науке о физике. Фактически, в его системе существует полная однородность сверху вниз, так что даже принципы онтологии имеют отношение к дисциплине физики.
Онтология или метафизика Христиана Вольфа
Для философа существо в самом общем смысле – любая возможная вещь. Возможные вещи состоят из ряда непротиворечивых определений или предикатов. Суть любой данной возможной вещи – ее принцип Бытия или принцип индивидуализации. В то время как сущность простого существа определяется его сущностью или существенными свойствами, суть составного существа определяется тем, как сочетаются его части. По его мнению, при номинальном уровне реальности простые и составные сущности являются результатом эпистемологического различия, навязываемого воспринимающим умом при анализе того, что «существует» (т.е. в номинальном смысле). Строго говоря, единственными существенными вещами, которые существуют на любом уровне реальности, являются простые вещества.
В системе Христиана Вольфа случайные вещества – это свойства, которые существуют в силу необходимости вещи. И, по словам Вольфа, есть три основных класса случайностей: правильные атрибуты, общие атрибуты и способы (методы).
Надлежащие и общие атрибуты вещества определяются сущностью вещи. Надлежащие атрибуты – это свойства вещи, которые определяются всеми необходимыми сведениями, вместе взятыми, а общие атрибуты – это свойства вещи, что определяются только некоторыми, но не всеми ее важными элементами.
Психология (эмпирическая и рациональная)
Размышления философа о душе (или разуме) имеют как эмпирическую, так и рациональную составляющую. Во многом приверженность его эмпирическим знаниям с рационалистической точки зрения олицетворяется в его подходе. Вклад Христиана Вольфа на психологию имеет большое значение. Он полагает в общих чертах, что можно сначала установить набор принципов о душе, основанных на наблюдении и опыте, а затем продолжить объяснять (через концептуальный анализ), почему и как человеческая душа такая, как она есть. Интроспекция или эмпирическое знание собственного сознания рассматривается им как особый случай знания. Он дает отправные точки, как для доказательства существования человеческой души, так и для определения ее основных операций, таких как познание, восприятие и апперцепция. Эмпирическая психология Христиана Вольфа – это наука об установлении через опыт принципов, которые объясняют причину тех вещей, что происходят в человеческой душе. Рациональная психология - это наука о тех вещах, существование которых возможно благодаря человеческой душе.
Общим для обоих подходов к психологии является обсуждение природы души или истинного определения. В эмпирическом подходе содержание интроспективного опыта позволяет построить номинальное определение души. Номинальное определение – это просто описание того, что ожидает дальнейшего разъяснения. В методологии Вольфа опыт устанавливает содержание номинальных определений. Он определяет душу как то, что находится в нас, что осознает себя и другие вещи вне нас» Реальное определение души таково: сущность души заключается в силе представления мира в силу способности души ощущать ... согласно существующему положению тела в мире.
Подобно Лейбницу, Христиан Вольф полагает, что главная функция души заключается в ее способности «представлять» (т. е. формировать мысли о вещах). Разум/душа представляет собой свое окружение, например, поскольку ряд согласованных восприятий формирует основу своего сознательного опыта. Изменения, что происходят в уме, по мнению философа, зависят от состояния сенсорных органов, а также от ситуации или места, в котором человек находит себя в мире. В отличие от Лейбница, который утверждает, что человеческая душа является самодостаточной, он полагает, что способность или сила представлять – это функция души и способ, коими душа может взаимодействовать с ее реальностью.
Понятие силы является в этой концепции Вольфа центральным. Он широко истолковывает способности как «активные потенции», пытается объяснить, например, законы, определяющие ощущение и отражение, воображение и память, внимание и интеллект. Также он обсуждает проблемы разума и тела, исследуя дебаты между позициями «физического притока», «случайности» и «заранее установленной гармонии». Вольф поддерживает сторонников заранее установленной гармонии и утверждает, что это лучшая философская гипотеза, которая объясняет появление взаимодействия между разумом и телом.