Какие бывают виды знаний
Знание представляет собой результат познавательного процесса, имеющего определенную структуру и этапы, связанные со стадиями формирования и развития общества. Людское познание развивается вместе с усложнением практической деятельности.
Существуют разные виды человеческих знаний. Одними из древних форм являются религиозное и философское. Основатель позитивизма, О. Конт в середине 19-го века предложил концепцию, отражающую виды знаний. В своей концепции он рассматривал три формы, последовательно сменяющие одна другую.
Первой формой он считал религиозное знание. Оно основывается на индивидуальной вере и традициях.
Вторая форма – знание философское. Основывается на авторской интуиции или прочей концепции и является умозрительным и рациональным по своей сути.
Научное знание – это третья форма. Базируется на фиксации фактов на фоне целенаправленного эксперимента либо наблюдения.
Сегодня очевиден тот факт, что все эти виды знаний развиваются параллельно и существуют так же, как и существуют в природных условиях растения и животные.
Имеет место также и другая классификация. Согласно концепции М. Полани (английского философа), виды знаний классифицируются в соответствии с личностными особенностями. Английский философ исходил из того, что знание являет собой активное постижение вещей - это действие, которое требует особенных инструментов и особого искусства. В "личностном", по мнению Полани, запечатлена не только действительность, но и личность с ее заинтересованностью в познании. При этом имеет место комплекс не только каких-либо утверждений, но и переживаний индивида. Таким образом, Полани выделял следующие виды знаний:
- Явное, артикулированное, выраженное в теориях, суждениях, понятиях.
- Неявное, имплицитное, не поддающееся полной рефлексии человеческого опыта.
Знание неявное воплощается в телесных навыках, практических умениях, схемах восприятия. Оно не отражается полностью в учебниках, но передается при общении и личном контакте.
В качестве основного компонента структуры общего образования знание является результатом познания законов природы, мышления, общества, действительности. Этот результат отражает обобщенный людской опыт, который был накоплен по ходу социальной исторической практики.
Образовательное содержание включает в себя такие виды знаний, как:
- Главные термины и понятия, которые отражают действительность. Кроме повседневной реальности, в них выражено и научное познание.
- Факты ежедневной действительности и науки. Они используются при отстаивании и доказательстве своих идей.
- Основные научные законы. Они раскрывают отношения между различными явлениями и объектами.
- Теории, которые содержат совокупность научных знаний об определенной системе предметов, объектов, взаимосвязи между ними, а также о способах предсказания и объяснения явлений в конкретной предметной области.
- Оценочные знания. Они отражают нормы отношений к разным жизненным явлениям.
- Знания о методах ведения научной деятельности, способах познания, а также истории приобретения информации.
Все указанные типы имеют особенности, связанные с функциями и применяемыми технологиями в обучении.
Знания могут также быть:
- Эмоциональными и рациональными.
- Эссенцианалистическими (основывающимися на использовании количественных средств анализа) и феноменолистическими (базирующиеся на использовании "качественных" концепций).
- Теоретическими и эмпирическими (экспериментальными).
- Частнонаучными и философскими.
- Гуманитарными и естественнонаучными.
С педагогической и психологической точки зрения наибольший интерес представляют различия между рациональным (естественнонаучным) и чувственным (гуманитарным) познанием.