Формы обучения в педагогике: традиции и новаторство

Планирование учебной деятельности с целью активизации познания и прочного усвоения знаний -- одно из важных направлений в развитии и воспитании личности на современном этапе. На процесс обучения огромное влияние оказывают применяемые педагогические технологии, средства, формы, методы и стили обучения.

 

            Понятие «формы обучения» в педагогике

 

            Методы и формы обучения в педагогике -- критерии, которые оказывают взаимное влияние. Под формами следует понимать способы организации обучения, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и местом проведения, количеством учащихся. Основу формы составляет ведущий метод. Способы совместной работы обучаемого и учащихся в процессе решения образовательных задач и являются методом обучения.

            Выделяются конкретные и общие формы обучения в педагогике. К конкретным относятся урок, лабораторные занятия, факультатив, домашняя работа, практические занятия, консультации, формы контроля и др.

 

            Характеристика форм обучения

 

Урок выступает формой обучения, предназначенной для определенного коллектива. Для нее характерны работа над одним и тем же материалом постоянного состава обучаемых, жесткая регламентация. Уроки делятся на следующие типы:

- уроки-лекции, во время которых материал подается преподавателем. Но, используя свое мастерство и педагогический опыт, учитель может проводить их в форме активной беседы с учащимися;

- такие формы обучения в педагогике, как практические (лабораторные) занятия способствуют применению на практике полученных умений и отработке навыков;

-  к урокам, на которых происходит контроль и проверка  знаний, принадлежат тестовые задания, контрольные, самостоятельные работы;

- комбинированные уроки могут предусматривать следующие этапы: повторение изученного -- контроль выполнения домашнего задания -- опросы в устной или письменной форме и т. п.;

усвоение материала, предусмотренного программой;

работа над умениями применять практически полученные знания;

постановка заданий для домашней работы.

- факультативы как формы обучения в педагогике своим заданием ставят более углубленное изучение предметов. Их учащиеся посещают по желанию;

- экскурсии позволяют непосредственно познакомиться с изучаемыми объектами;

- внеклассная работа, включающая в себя кружки, участие в конкурсах и олимпиадах, способствует развитию и проявлению индивидуальных способностей воспитанников;

- домашние задания способствуют выработке навыков работать самостоятельно.

 

Формы обучения, отвечающие требованиям современности

 

Современное образование выдвигает перед преподавателем новые требования: изменяются его функции и роль в процессе обучения. Поэтому инновационные формы обучения призваны преобразовать само содержание деятельности педагога. Постепенно происходит процесс ориентации обучаемых на использование новых технологий. Поэтому первоочередным заданием становится применение новых методов в обучении, новых подходов к организации и проведению занятий и самостоятельной работы.

Реалии сегодняшнего дня показывают, что современные формы обучения в первую очередь должны быть направлены на выработку в учащихся необходимых знаний и умений в процессе осмысленной, содержательной и интересной для них деятельности с использованием материальных и информационных объектов.

 

Нестандартные уроки как современные формы обучения являются одним из важных средств, формирующим в воспитанников высокий интерес к обучению. Они также способствуют снятию напряжения, помогают в выработке навыков учебной деятельности, на эмоциональном уровне воздействуют на детей. Благодаря этому в учащихся формируются знания, более прочные и глубокие.

Поэтому инновационные формы обучения могут быть представлены следующими типами нестандартных уроков:

- учебное занятие в форме игры и соревнования (деловые, ролевые, КВН, викторина, дуэль, турнир, конкурс, эстафета и др.);

- урок-исследование, урок-интервью, урок-комментарий, урок-анализ первоисточников;

- уроки с нетрадиционной формой изучения материала (урок откровения, урок мудрости и т. п.);

- уроки, носящие характер публичных форм общения (дискуссия, телепередача, диалог, пресс-конференция и др.);

- урок, имитирующий деятельность учреждений (редакционный совет, суд, ученый совет);

- урок-творческая фантазия (сюрприз, сказка, урок будущего).

 

Педагог в своей роботе должен творчески объединять как традиции, так и новаторство.

Комментарии