Диагностика КПП: способы и методы устранения неполадок

Коробка передач является одним из самых важных агрегатов в любом автомобиле, но как это ни парадоксально, КПП – это часто игнорируемый узел. Результат обычно предсказуем – это различные посторонние звуки, хрусты при переключении и другие неисправности. Давайте рассмотрим, что делать, если с КПП что-то не так, как выполняется диагностика КПП и как ремонтировать коробку. Эта информация будет полезна для каждого водителя.

КПП – как и зачем

Не будем очень детально разбирать устройство и принцип работы коробки передач, но для понимания нужно немного познакомиться с принципами этого механизма.

Главная задача коробки передач – передача крутящего момента и мощности от силового агрегата в изменяемом диапазоне оборотов. Чтобы изменять этот набор оборотов, применяются пары шестеренок, имеющие разное передаточное отношение – именно за счет этого полторы тысячи оборотов могут превращаться в обороты ведущей пары колес с повышением вращательного момента.

Этот принцип очень напоминает современный велосипед. Для старта используют малую звездочку, после разгона до определенной скорости переключаются на следующую передачу, где шестерни имеют другое передаточное отношение – меньшее, чтобы ехать быстро, но с меньшими усилиями или оборотами. Переключений может быть 4, 5 и более.

Процесс передачи вращательного момента в коробке передач осуществляется посредством зацепления шестеренок, установленных на валах. Сейчас есть двухвальные КПП, трехвальные. Первые имеют первичный и вторичный валы. А вращательный момент идет с первичного вала к вторичному через промежуточный. Шестеренки на них постоянно зацеплены. Но пары шестерен, кроме той, которая рабочая в данный момент, вращаются без нагрузки. Чтобы выбрать пару шестеренок, существует синхронизатор. С помощью рычага КПП посредством вилки переключения и синхронизаторов подключается та или иная шестеренка к установленной на ведомом валу.

Виды неисправностей механических трансмиссий

Прежде чем пытаться проводить диагностику КПП, нужно узнать, какие неисправности могут случиться с данным узлом. За счет строения механизма поломки имеют особенности. Они делятся на поломки коробки и на неисправности механизма переключения.

Чтобы быстро и без особых затрат восстановить работу КПП, нужно уметь вовремя обнаруживать поломки и знать основные способы устранения. Это особенно важно, если КПП поломалась где-то в пути на трассе.

Сейчас существуют роботизированные коробки передач. Неисправностей данных коробок значительно больше, а диагностика КПП «робот» осуществляется при помощи встроенной диагностической системы или при помощи ПК со специальным софтом.

Как выявить поломку КПП?

Среди самых распространенных неисправностей механических трансмиссий можно выделить наличие посторонних звуков при установленной нейтральной передаче, шумы при любой включенной передаче, трудности с переключениями. Также передача может выключаться самостоятельно. Самая популярная неисправность – это течь масла.

Чтобы выполнять диагностику КПП - ВАЗ или любого другого автомобиля -, нужно разбираться в причинах неисправностей. Их несколько. Рассмотрим подробно каждую поломку.

Шум на нейтральной передаче

Характерный шум со стороны КПП при рычаге выбора передач в нейтральном положении говорит о том, что имеется увеличенный износ подшипников, установленных на ведущем валу. Также причина шума может заключаться в низком уровне масла в КПП. Масло тоже может уже сильно потерять свои характеристики.

Диагностика КПП автомобиля в данном случае сводится к проверке уровня масла. Для более полной проверки придется выполнить демонтаж коробки, разборку с последующей дефектовкой. Если будет наблюдаться износ подшипников, их меняют на новые. Запасные части для КПП отдельно можно приобрести в магазинах автозапчастей.

Шум при переключении

Здесь обычно выявляются деформации и повышенный износ блокирующих элементов, слабая устойчивость резьбовых соединений, износ синхронизаторов, неполный выжим сцепления. Диагностику КПП лучше всего начинать с проверки сцепления. Если имеется неполный выжим, тогда пробуют настроить узел либо меняют корзину и диск. Также стоит убедиться, что в картере КПП есть масло и уровень его в полном порядке. Если масла недостаточно, то его доливают. Если оно некачественное, то его меняют. Затем пробуют переключать передачи на заведенном двигателе.

Для более полной диагностики потребуется снимать КПП и разбирать механизм. Только так можно увидеть изношенные или сломанные детали. Если в ходе, например, диагностики КПП ВАЗ-2107 выяснилось, что неисправны синхронизаторы, то меняют зазор между шестеренками и блокирующими кольцами. Также нужно убедиться, что шестеренки не имеют никаких повреждений.

Шум в процессе работы КПП

Если при работе коробки передач слышится сильный шум или вой, это говорит о том, что шестеренки имеют чрезмерный износ. Также причина может быть в повышенном износе синхронизаторов или подшипников. Для того чтобы точно выяснить неисправность, нужно снимать и разбирать КПП.

Хруст и шум может быть разным – постоянные звуки или только при переключении. В первом варианте звук говорит о большой и серьезной проблеме – шестерни имеют дефекты или изношены подшипники валов.

Нередко шум удается устранить доливанием масла. Обычно масло в КПП проверяют очень редко и забывают доливать. Если на корпусе есть потеки, то лучше проверить уровень. Изношенные детали меняют на новые. Шум при работе КПП ВАЗа – это норма даже для нового авто. Поэтому не стоит паниковать.

Трудности с переключением

В данном случае при диагностике КПП нужно проверить, не ослаб ли трос привода сцепления. Иногда имеются трудности с переключением именно по причине неполного выключения сцепления. Еще трудности вызывает износ штока в механизме переключения.

Чтобы передачи переключались лучше, рекомендуется убедиться, что сцепление полностью выключается. Также проверяют, нет ли заедания шестеренок при их движении. Проводят тщательный осмотр системы механизма выбора передач.

Рычаг переключения туго ходит

Бывает и так, что рычаг выбора очень туго ходит, и для переключения приходится прилагать чрезмерные усилия. Здесь все заключается в том, что в КПП недостаточно масла – именно масло отвечает за то, как плавно будет работать коробка. Чтобы устранить неисправность, нужно проверить уровень и долить, если он недостаточный.

Заключение

Как видно, диагностика и ремонт КПП более сложные, чем работы с любым другим узлом автомобиля. В коробке передач все скрыто. Для того чтобы найти поломку и устранить ее, нужно снимать и разбирать узел. Большинство неисправностей можно устранить, долив масла и заменив изношенные детали.

Комментарии