Парламентарная монархия

Парламентская монархия – это особый вид правления, при котором реальная власть, конституционно-правовой статус самодержца значительно ограничены конституционными положениями. Таким образом, глава государства царствует, однако не правит. Парламентарная монархия предполагает лишь формальное наличие прав у монарха. Своим правом налагать вето на законы самодержец либо не пользуется на практике, либо использует это право в соответствии с указанием правительства.

Парламентарная монархия предполагает политическую ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом. В случае если последний выразит недоверие или откажет в доверии первому, то правительство будет вынуждено подать в отставку самостоятельно или его отправит в отставку глава государства.

Как правило, парламентарная монархия не предусматривает самостоятельной деятельности самодержца (короля). Все его акты готовит и скрепляет правительство. Контрассигнуются акты главой правительства либо тем или другим министром. В противном случае нормативные документы не будут иметь юридической силы.

Судебная власть осуществляется независимыми судами, однако приведение в действие постановлений и исполнение приговоров осуществляется от имени короля.

Но указанные факты не должны восприниматься таким образом, что парламентарная монархия наделяет институт короля чисто номинальным характером. Некоторая отстраненность самодержца от процесса управления страной не означает, что роль его во внутренней политике сведена к нулю. В этом случае следует вспомнить испанского короля Хуана Карлоса, который, являясь Верховным главнокомандующим, пресек военный переворот в стране. Более того, в некоторых парламентарных монархиях (например, в Таиланде, Малайзии и прочих) главы государств наделены значительными полномочиями и правами.

В государстве имеет место парламентарный режим или парламентаризм при условии, что нет ни одной партии, имеющей большинство в парламенте и способной сформировать однопартийное правительство. При этом, чем партийная коалиция шире, тем сложнее партнерам по ней достигать согласия по решению разных политических вопросов. Часто когда одна партия отзывает своих представителей из правительства, оно теряет большинство в парламенте и вынуждено уйти в отставку.

Сегодня парламентарные монархии считаются значительно более распространенными, нежели дуалистические и абсолютные. Однако во многих случаях отдается всего лишь дань традиции, что способствует поддержанию уважения граждан к государству. Таким образом, современные парламентарные монархии обладают незначительными отличиями от республик. При этом существует и в некотором роде "промежуточная форма правления". Выборная монархия является таким типом государственного устройства, при котором не происходит автоматического наследования власти следующим монархом (после ухода, окончания полномочий или смерти предыдущего). В этом случае глава страны избирается реально или формально.

Следует отметить, что парламентарные монархии существуют в достаточно развитых странах. В этих государствах переход к индустриальному строю от аграрного происходил, не сопровождаясь коренными изменениями существовавших институтов власти. Осуществлялось постепенное приспособление к новым условиям. К таким странам следует отнести Великобританию, Японию, Данию, Нидерланды, Испанию, Бельгию, Канаду и прочие. Для этих держав характерно развитое разделение власти на фоне признания за парламентом власти над исполнительными органами, а также, если не демократический, то, во всяком случае, либеральный государственный режим.

Комментарии