Этнографический туризм и его развитие в России и мире

По утверждению ЮНЕСКО, этнографический туризм – это самый эффективный способ установления мира и взаимопонимания между жителями разных стран. Это понятие в отечественной теории туризма пока еще только осмысляется. В то время как на практике уже организуются туры, создаются объекты, позволяющие понять особенности разных культур и народов. Расскажем о том, что подразумевается под понятием этнографического туризма, в чем его специфика и каковы перспективы развития в мире и в России. Также приведем примеры того, как этот вид туризма организуется в разных странах.

Понятие этнографического туризма

Человечеству издавна присуща потребность в изучении происхождения народов, их особенностей, традиций, языка. Всем этим занимается этнография - наука, выросшая в рамках истории. Путешествия всегда были для людей способом познать мир, находить лучшие места для жизни, средством взаимодействия с другими культурами и народами. Именно из потребности больше узнать об окружающем мире и появляется этнографический туризм. Определение этого понятия пока еще находится в стадии окончательного оформления. В общем виде под ним имеют в виду особый вид туризма с целью знакомства с особенностями жизни народов, проживающих нынче или ранее на определенных территориях. Этот вид туризма основан на подлинном интересе туристов к жизни людей в других странах, к их традициям. В современном мире усиливаются процессы национальной самоидентификации народов. Нарастающая глобализация усиливает желание людей осознать свою уникальность, принадлежность к определенным этническим группам. У людей усиливается интерес к собственным корням. Все это приводит к росту туристических поездок с целью изучения образа жизни народов своих и чужих стран.

Этнический или этнографический

В статьях о туризме можно встретить два термина: этнический и этнографический туризм. Отличие этих явлений можно обнаружить, если проанализировать данные лексемы. Этнический – это относящийся к какому-либо народу, к его происхождению. А этнографический – это относящийся к науке, изучающей происхождение народов, их традиции и культуры. То есть этнический туризм – это такой вид туризма, который связан с познанием этносов, а этнографический – с осмотром объектов, которые созданы или обнаружены в процессе исследования этносов. По большому счету, разница между этими терминами минимальная. Есть точка зрения, что этнический туризм в большей степени ориентирован на этноязыковую и культурную составляющие. Однако в широком обиходе такое разделение терминов пока не принято. Поэтому в речи они обычно используются как синонимичные понятия. В нашей статье мы также будем использовать эти термины как равнозначные.

Актуальность этнотуризма

Современный мир остро нуждается во взаимодействии между народами. Согласно позиции ЮНЕСКО, туризм является одним из важнейших факторов гуманитарного и культурного развития человеческой цивилизации. Он способствует установлению диалога и добрососедских отношений между народами, ведет к сохранению мира и сближению этносов. Сегодня, когда нарастает волна конфликтов на национальной почве, поиск общих человеческих и культурных оснований между национальностями и государствами чрезвычайно важен. И эти задачи среди прочих решает и туризм. Он призван привлекать внимание к историческим событиям и фактам, ориентирован на сохранение объектов культурного наследия разных народов. Можно сказать, что посредством туризма происходит осознание и понимание социального мира. Люди узнают о том, как живут иные народы, каковы их ценности, исторический путь, и становятся более терпимыми и доброжелательными. Кроме того, конечно, этнотуризм является способом экономического и социального развития регионов, что особенно важно для развивающихся стран.

Этнографические объекты

Для каждого вида туризма, в том числе этнографического, характерны свои специфические объекты. Под этнографическими объектами понимают явления и объекты культуры и истории, которые сохраняют сведения об этнических особенностях традиций и быта народа. Это система специфических признаков, отличающих культуру этноса от всех прочих. Традиционно выделяют следующие объекты этнографического туризма:

- Археологические памятники с выраженными этническими признаками. Например, археологические раскопки в Горном Алтае на месте существования Пазырыкской культуры.

- Культовые и архитектурные сооружения и комплексы, созданные этническими группами в процессе проживания в каком-то месте, в том числе объекты, создаваемые несколькими этносами. Например, Казанский кремль сочетает в себе сооружения христианской и мусульманской культур и является уникальным комплексом-памятником нескольких этносов.

- Архитектурные памятники, воплощающие традиции того или иного этноса и связанные с определенным этапом в развитии этноса. Ярким примером является Теремной дворец в Московском Кремле, это превосходный образец стиля русское узорочье.

- Памятники культовой архитектуры с выраженными конфессиональными чертами, созданные в определенной архитектурной традиции. Примером может служить Кафедральный собор в немецком городе Бамберге 12 века, являющийся одним из чистейших образцов романского стиля.

- Традиционные этнические захоронения, кладбища, памятники на могилах, некрополи, созданные в соответствии с национальными традициями. Образцом такого объекта является старое еврейское кладбище в Праге, которое сегодня стало туристическим объектом.

- Музеи национальных культур, выставки предметов этнических культур. Например, этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ.

- Традиционные жилища и хозяйственные постройки, характерные для разных народов, часто с представлением традиционного убранства дома, инструментов для осуществления хозяйственной деятельности. Превосходным образцом такого объекта является музей-парк Скансен в Швеции.

- Целые села или города, сохранившие планировку, строения, организацию жизни, характерную для какого-либо народа. Примером может стать город Чески Крумлов, центр которого сохранил свой облик со средних веков.

- Отдельные объекты быта и традиционной культуры этноса. Примерами могут быть мельницы в разных национальных культурах Европы.

- Места, где проводятся фестивали и праздники национальных культур. Во время этих мероприятий возрождаются традиции народных обрядов, демонстрируются национальные костюмы. Примером являются праздники Масленицы, проходящие во многих городах и регионах России.

- Места, где возрождаются народные промыслы, традиционные ремесла. Примерами являются многие села и города России: Жостово, Вологда, Касли.

Для развития этнографического туризма необходимо изучать национальные культуры, выявлять новые объекты, реставрировать и сохранять их.

Этнографическое наследие

Совокупность памятников национальных культур составляет наследие данного этноса. Оно может быть локально собрано в одном месте, а может быть разбросано по всему миру. Задача этнографии – выявлять и систематизировать эти объекты. А этнографический туризм организует туристов для ознакомления с этими объектами наследия.

Самые значительные памятники национальных культур охраняются государственными и международными программами. Самой известной из таких программ является ЮНЕСКО, связанная с выявлением и охраной объектов Всемирного культурного наследия. Правда, не все объекты в этой программе являются этнографическими, там есть целый ряд природных. Большие народы в рамках государственных программ сохраняют свое этнографическое богатство. Например, в Узбекистане есть специальные институты и программы по сохранению средневековых городов Хивы и Бухары, в которых сохранились большие части традиционных поселений.

Этнотуризм является способом популяризации культурных традиций разных народов, а также источником привлечения средств на сохранение этих объектов.

Виды этнографического туризма

Существует несколько классификаций этнотуризма. В первую очередь его можно разделить на внешний и внутренний. Внешний этнографический туризм за рубежом ориентирован на ознакомление с бытом и традициями других народов. А внутренний происходит в рамках своей страны и позволяет лучше узнать собственную культуру и ее истоки.

По способу осуществления туризма выделяют:

- Посещение существующих, «живых» этнических поселений. Такие поездки связаны с осмотром сохранившихся национальных поселений, где может быть воссоздана или представлена на обозрение система быта данного этноса. Примером могут быть традиционные поселения южноамериканских индейцев в джунглях Перу. В рамках таких визитов туристы могут ознакомиться с тем, как ведет хозяйство этот народ, поучаствовать в приготовлении пищи, предметов быта, украшений. Также у туристов есть возможность принять участие в национальных обрядах и праздниках.

- Посещение этнографических музеев и выставок. Это самый распространенный культурно-этнографический туризм, он не требует от туриста особых усилий и затрат. Чтобы ознакомиться с бытом того или иного народа России, можно прийти в Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, где есть экспозиции обо всех крупных этносах, проживающих на территории современной РФ и на территории бывшей Российской империи.

- Аборигенный туризм. В таких поездках в программу тура вовлекаются представители рассматриваемого этноса. Например, сафари в Египте или Арабских Эмиратах часто проводят местные жители, облаченные в национальные одежды.

Также есть деление этнотуризма на традиционный и ностальгический. Первый предполагает знакомство с культурами через посещение поселений или музеев. А второй – посещение мест происхождения, исторической родины. Так, например, для евреев всего мира таким местом является Иерусалим, куда нередко и ездят представители этого народа, чтобы прикоснуться к своим истокам.

Еще выделяют антропологический туризм, он связан с посещением мест исчезнувших или исчезающих культур. Например, сегодня в России начинает формироваться туризм в зоны Крайнего Севера, чтобы ознакомиться с бытом и традициями малых народов, находящихся под угрозой исчезновения. Самый молодой подвид этнотуризма – джайлоо. В этом случае туристы поселяются вместе с этнической группой, обычно малой, ведущей примитивный образ жизни, и живут вместе с ними. Такие туры уже есть в Непале, Кыргызстане. Турист поселяется в семье и выполняет работы, которые делают все члены семьи.

Также этнотуризм можно разделить на стационарный и событийный. Первый связан с посещением места жительства этноса. Такие туры проводятся систематически, поскольку объект находится в постоянном доступе. Второй связан с проведением какого-то мероприятия: праздника, фестиваля. Поэтому туры могут организовываться только во время этого ивента.

Функции

Культурно-этнографический туризм выполняет несколько основных функций:

- способствует формированию толерантного отношения к другим народам, их традициям и нормам;

- сохраняет культурное разнообразие мира, помогает восстанавливать и беречь объекты национальных культур;

- способствует экономической стабильности музеев, культурных и научно-исследовательских организаций;

- улучшает социально-экономическое состояние региона, в котором находятся объекты туризма;

- способствует возрождению национальных традиций;

- повышает культурный уровень людей.

Аудитория

Этнотуризм ориентирован на лиц с высокими познавательными запросами. Таким путешественникам хочется узнавать что-то новое, им интересен быт и традиции разных народов. Развитие этнографического туризма связано с тем, что людей, интересующихся историей и культурой разных этносов, становится все больше. Такие туристы хотят узнать о том, как жили и живут разные народности, что они ели, как готовили пищу. Часто таким туристам хочется воспользоваться национальными инструментами, поучаствовать в различных обрядах. Нередко это образованная аудитория среднего и старшего возраста. Но все чаще такими турами интересуются семьи с детьми школьного возраста. Они хотят, чтобы дети больше знали о собственной культуре, ее корнях, традициях, наследии. Поэтому чаще всего в этнографических музеях проводятся занятия для детей.

Этнографический туризм является способом трансляции исконных традиций следующим поколениям. Детей обучают национальным ремеслам, знакомят с фольклором, рассказывают о языке. В рамках специальных туров это сделать гораздо проще, чем в учебных классах.

Мировой опыт

Сегодня развитие этнографического туризма в мире набирает обороты. В Европе и Америке существует огромное количество больших и малых мест для знакомства с жизнь коренных народов, с культурой нации. Например, индийские поселения и парки в Канаде и США. Одним из родоначальников этнографических парков под открытым небом стал шведский Скансен. По его подобию открыто немало таких же музеев по всему миру, например, в венгерском Сентендре есть свой Скансен. В Азии также активно развиваются такие виды туризма. Например, в Таиланде есть маршруты по реке Квай, рассказывающие о жизни местного населения. В Бангкоке есть уникальный парк Muang Boran Ancient City, в котором собраны строения со всей страны, также имеется модель плавучего рынка и много мастерских с местными ремеслами.

Этнографические ресурсы России

Для многонациональной России этнотуризм является одним из перспективнейших направлений развития регионов. Сегодня этнографический туризм в России также набирает обороты. Почти во всех регионах есть музеи и выставки подобной направленности. Открывают специальные места для знакомства с исконными ремеслами и традиционным образом жизни. Например, в Казани есть сразу два таких места. Это Старо-Татарская Слобода, в которой представлены традиционные татарские постройки, мастерские, мечеть. А также татарская деревня «Туган Авылым» – парк, где дети могут в игровой форме ознакомиться с традиционными татарскими ремеслами и попробовать национальные блюда.

Организация этнотуризма

Несмотря на то что сегодня этнографический туризм в мире развивается и привлекает много людей, его организация сопряжена со многими сложностями и проблемами. Создание этнографического объекта требует научных исследований, обоснования, а также больших вложений. Поэтому такие инвестиции в основном под силу только крупным организациям или государству. Проблема организации этнотуризма состоит в том, что большой поток туристов может нанести вред объекту. Так, например, массовые путешествия к африканским аборигенам приводят к тому, что они теряют свою аутентичность.

Российский опыт

Сегодня в России организацией этнографического туризма занимаются преимущественно администрации регионов. Перед ними стоят задачи по улучшению туристической привлекательности своих территорий, и они готовы создавать музеи, парки, реставрировать объекты культурного наследия. Но обычно средств у них не очень много, и поэтому объекты организуются долго и бедно. Опыт частных инвестиций в создание этнографических объектов с целью привлечения туристов пока в России мал, но он есть. Например, в Горном Алтае есть этнопарк «Легенда», основанный алтайским скульптором А. Зайцевым. К его инициативе позже подключилась администрация Бийского района. Парк знакомит туристов с легендами и мифами Горного Алтая.

Комментарии